В настоящий момент мы наблюдаем вхождение России в мировое образовательное пространство, при этом одной из важных задач становится интеграция в образовании, и, особенно проблема интеграции школьных предметов с информационно-коммуникационными технологиями. Процессы интеграции, конечно же, мы видим и во всех сферах жизни. Чтобы быть успешным современный специалист в любой области должен наряду с профессиональными навыками в сфере своей деятельности обладать ИКТ-компетентностью, иметь знания из смежных областей.
Важность интеграции информатики в школьные предметы отражена в Проекте Федерального Государственного стандарта общего образования: “Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, является “метадисциплиной”. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер”.[1]
И тут возникает противоречие, так как часов на предметную область “Информатика и ИКТ” обычно отводится мало. Следовательно, возможно и необходимо изучать информатику через интеграцию с другими предметами. Это нужно и самим другим предметам – активно используется “информационный язык”! Это нужно и учителям-предметникам – уроки получают реальную ИКТ-поддержку. Это нужно и информатикам – уроки получают конкретное предметное наполнение, становится очевидной востребованность информатики и ИКТ, повышается мотивация в обучении.
Важность интеграции информаитки и ИКТ с предметами в основной школе ясно прослеживается и в Московском базисном учебном плане. “Проводимая в московском образовании работа по Концепции информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования”.[2]
В нашей гимназии такая интеграция практикуется уже с 1998 года и в настоящее время охватывает уже большое количество предметов. Интеграцию предметов мы сочетали с проектной деятельностью школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Объединение двух или нескольких предметов в единый интегрированный курс, объединенный общей темой, идеей, областью применения знаний видится нам полезным само по себе, так как дает возможность школьнику научиться применять изученные на уроках законы и приобретенные навыки в реальной жизни. Явным преимуществом таких уроков является то, что школьники занимаются конкретным исследованием, проходя все этапы от выбора темы и образования рабочей группы до защиты и публичной презентации своего проекта. Компьютерные технологии школьники осваивают в приложении к цели своего исследования. При этом знания и умения становятся востребованы в реальной жизненной ситуации, а это повышает мотивацию учащихся к обучению. Кроме того, интеграция школьных предметов с ИКТ повышает ИКТ-компетентность не только учеников, но и учителей предметников, что тоже немаловажно.
Таким образом, мы приходим к выводу, что интеграция информатики и ИКТ со школьными предметами не только возможна, но и насущно необходима, без нее уже не обойтись.
В данной статье предлагается фрагменты конкретных уроков в 7-м классе из курса “Информатика + языкознание” на закрепление (повторение) полученных ранее навыков работы в тестовом процессоре MS Word. Одновременно учащиеся приобретают навыки оформления печатных работ, в частности, оформление проектной работы по языкознанию. Эти навыки необходимы им при работе над проектом по любому предмету и в реальной жизни. Все выполняемые работы в дальнейшем будут включены в их проектную работу по языкознанию, над которой учащиеся работают в течение всего учебного года. В таблице представлены некоторые из этих работ, с указанием отрабатываемых навыков. Весь курс рассчитан на 34 учебных часа, в скобках даны номера уроков в учебном плане.
Таблица 1. Практические работы в текстовом редакторе
Номер урока в статье (в уч. тем. плане) |
Название работы |
Формируемые навыки в области ИКТ (обработка текстовой информации) |
Место выполненной работы в проекте |
Этапы работы над проектом |
1 (14) |
Создание титульного листа доклада, реферата или проектной работы |
|
Титульный лист печатного документа |
Выбор темы, определение участников проекта |
2 (15) |
Создание списка источников информации |
|
Список источников информации |
Сбор материала для проекта, изучение источников информации |
3 (17) |
Создание листа содержания работы |
Создание нумерованных списков, изменение параметров списка |
Лист содержания работы (план) |
Анализ и систематизация отобранного материала |
4 (18) |
Создание заготовки для основного текста документа |
|
Основной текст работы |
Оформление работы над проектом в печатном виде |
5 (23) |
Склейка единого документа из нескольких |
|
Печатный документ |
Подготовка работы к печати |
Организация уроков
В седьмом классе во время изучения темы “Обработка текстовой информации на компьютере” не только формируются навыки работы в текстовом редакторе, но и рассматриваются вопросы оформления печатной работы. На каждом уроке ученики не только осваивают текстовый редактор, но и проходят определенный этап работы над проектом. Уроки построены таким образом, что продвигаясь в работе над проектом, ребята приобретают и необходимые в данный момент навыки.
Урок №1 (14)
Тема урока: “Параметры страницы, форматирование абзацев и символов. Практическая работа “Создание титульного листа проектной работы””.
Цель урока:
- Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
- Образовательная: закрепление навыков форматирования текста:
- установка параметров страницы,
- форматирование абзаца,
- форматирование символов
- Развивающая: расширение навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера;
- Воспитательная: способствовать формированию информационной культуры оформления документов.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
- Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 1)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений (форматирование абзацев и символов).
- Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка проекта по языкознанию).
- Объяснение нового материала (установка параметров страницы).
- Первичное закрепление нового материала (обсуждение выполнения работы с использованием мультимедиа проектора и папок учеников).
- Выполнение задания: Практическая работа “Создание титульного листа проектной работы”.
- Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
- Итог урока.
Урок №2 (15)
Тема урока: “Маркированный список. Практическая работа “Создание списка источников информации”.
Цель урока:
- Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
- Образовательная: закрепление навыков форматирования маркированных списков:
- Развивающая: расширение оформительских навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера;
- Воспитательная: формирование уважения к интеллектуальной собственности.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
- Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 2)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений (списки в документе).
- Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка списка источников информации).
- Объяснение нового материала (изменение параметров маркированного списка).
- Выполнение задания: Практическая работа “Создание списка источников информации”.
- Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
- Итог урока.
Урок №3 (17)
Тема урока: “Нумерованный список. Практическая работа “Создание листа содержания работы”.
Цель урока:
- Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
- Образовательная: закрепление навыков форматирования нумерованных списков:
- Развивающая: расширение оформительских навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера; п
- Воспитательная: формирование культуры планирования работы.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
- Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 3)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и умений (списки в документе).
- Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка листа содержания работы).
- Объяснение нового материала (изменение параметров нумерованного списка).
- Выполнение задания: Практическая работа “Создание листа содержания работы”.
- Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
- Итог урока.
На следующем уроке (Урок 4 в таблице 1, урок 18 в тематическом плане) ученики вплотную приступают к оформлению накопленного материала: описывают существо проблемы, приводят найденные факты, проведенные исследования и т.п. Все оформляется в форме текстового документа. По мере необходимости ребята осваивают и новые возможности текстового редактора: вставку рисунка, таблиц, диаграмм и графиков. При этом текст сразу имеет структуру, заложенную в “Содержании”. Разумеется, по мере работы над проектом все созданные ранее документы могут претерпевать изменения: расширяется “Список источников информации”, изменяется и уточняется “Содержание”, наполняется основной текст документа. Если учащиеся работают над проектом в парах, возможна подготовка различных частей (подразделов) отдельно каждым учеником с дальнейшим объединением. На последнем этапе (Урок 5 в таблице 1, урок 23 в тематическом плане) осуществляется объединение всех частей документа, окончательное редактирование и форматирование, выбор параметров печати и печать.
Таким образом, работая над проектом, исследуя проблему, поставленную учителем, ребята осваивают и ИКТ-технологии. В течении всего времени учителя (информатик и предметник) консультируют учащихся, работая в тесном контакте друг с другом.
В приложениях даны образцы оформления текстовых документов и подробные инструкции-рекомендации по выполнению практических заданий.
Использованные источники информации
- Проект ФГОС основное общее образование // Руководители разработки проекта Кейзина Л.П., Кондаков А.М. / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- Пояснительная записка к Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/plany/mplan01.htm