Уроки по курсу "Информатика + языкознание"

Разделы: Информатика


В настоящий момент мы наблюдаем вхождение России в мировое образовательное пространство, при этом одной из важных задач становится интеграция в образовании, и, особенно проблема интеграции школьных предметов с информационно-коммуникационными технологиями. Процессы интеграции, конечно же, мы видим и во всех сферах жизни. Чтобы быть успешным современный специалист в любой области должен наряду с профессиональными навыками в сфере своей деятельности обладать ИКТ-компетентностью, иметь знания из смежных областей.

Важность интеграции информатики в школьные предметы отражена в Проекте Федерального Государственного стандарта общего образования: “Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, является “метадисциплиной”. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер”.[1]

И тут возникает противоречие, так как часов на предметную область “Информатика и ИКТ” обычно отводится мало. Следовательно, возможно и необходимо изучать информатику через интеграцию с другими предметами. Это нужно и самим другим предметам – активно используется “информационный язык”! Это нужно и учителям-предметникам – уроки получают реальную ИКТ-поддержку. Это нужно и информатикам – уроки получают конкретное предметное наполнение, становится очевидной востребованность информатики и ИКТ, повышается мотивация в обучении.

Важность интеграции информаитки и ИКТ с предметами в основной школе ясно прослеживается и в Московском базисном учебном плане. “Проводимая в московском образовании работа по Концепции информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования”.[2]

В нашей гимназии такая интеграция практикуется уже с 1998 года и в настоящее время охватывает уже большое количество предметов. Интеграцию предметов мы сочетали с проектной деятельностью школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Объединение двух или нескольких предметов в единый интегрированный курс, объединенный общей темой, идеей, областью применения знаний видится нам полезным само по себе, так как дает возможность школьнику научиться применять изученные на уроках законы и приобретенные навыки в реальной жизни. Явным преимуществом таких уроков является то, что школьники занимаются конкретным исследованием, проходя все этапы от выбора темы и образования рабочей группы до защиты и публичной презентации своего проекта. Компьютерные технологии школьники осваивают в приложении к цели своего исследования. При этом знания и умения становятся востребованы в реальной жизненной ситуации, а это повышает мотивацию учащихся к обучению. Кроме того, интеграция школьных предметов с ИКТ повышает ИКТ-компетентность не только учеников, но и учителей предметников, что тоже немаловажно.

Таким образом, мы приходим к выводу, что интеграция информатики и ИКТ со школьными предметами не только возможна, но и насущно необходима, без нее уже не обойтись.

В данной статье предлагается фрагменты конкретных уроков в 7-м классе из курса “Информатика + языкознание” на закрепление (повторение) полученных ранее навыков работы в тестовом процессоре MS Word. Одновременно учащиеся приобретают навыки оформления печатных работ, в частности, оформление проектной работы по языкознанию. Эти навыки необходимы им при работе над проектом по любому предмету и в реальной жизни. Все выполняемые работы в дальнейшем будут включены в их проектную работу по языкознанию, над которой учащиеся работают в течение всего учебного года. В таблице представлены некоторые из этих работ, с указанием отрабатываемых навыков. Весь курс рассчитан на 34 учебных часа, в скобках даны номера уроков в учебном плане.

Таблица 1. Практические работы в текстовом редакторе

Номер урока в статье (в уч. тем. плане)

Название работы

Формируемые навыки
в области ИКТ (обработка текстовой информации)

Место выполненной работы в проекте

Этапы работы над проектом

1 (14)

Создание титульного листа доклада, реферата или проектной работы

  • Форматирование абзацев
  • Форматирование символов
  • Установка параметров страницы документа

Титульный лист печатного документа

Выбор темы, определение участников проекта

2 (15)

Создание списка источников информации

  • Создание маркированных списков, изменение параметров списка
  • Умение определить и записать адрес Интернет-ресурса

Список источников информации

Сбор материала для проекта, изучение источников информации

3 (17)

Создание листа содержания работы

Создание нумерованных списков, изменение параметров списка

Лист содержания работы (план)

Анализ и систематизация отобранного материала

4 (18)

Создание заготовки для основного текста документа

  • Оформление страницы: вставка колонтитулов и номеров страницы
  • Использование стилей
  • Вставка рисунка
  • Повторение: форматирование абзацев и символов

Основной текст работы

Оформление работы над проектом в печатном виде

5 (23)

Склейка единого документа из нескольких

  • Копирование фрагмента текста через буфер обмена
  • Вставка разрыва страницы

Печатный документ

Подготовка работы к печати

Организация уроков

В седьмом классе во время изучения темы “Обработка текстовой информации на компьютере” не только формируются навыки работы в текстовом редакторе, но и рассматриваются вопросы оформления печатной работы. На каждом уроке ученики не только осваивают текстовый редактор, но и проходят определенный этап работы над проектом. Уроки построены таким образом, что продвигаясь в работе над проектом, ребята приобретают и необходимые в данный момент навыки.

Урок №1 (14)

Тема урока: “Параметры страницы, форматирование абзацев и символов. Практическая работа “Создание титульного листа проектной работы””.

Цель урока:

  1. Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
  2. Образовательная: закрепление навыков форматирования текста:
    • установка параметров страницы,
    • форматирование абзаца,
    • форматирование символов
  1. Развивающая: расширение навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера;
  1. Воспитательная: способствовать формированию информационной культуры оформления документов.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
  • Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 1)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений (форматирование абзацев и символов).
  3. Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка проекта по языкознанию).
  4. Объяснение нового материала (установка параметров страницы).
  5. Первичное закрепление нового материала (обсуждение выполнения работы с использованием мультимедиа проектора и папок учеников).
  6. Выполнение задания: Практическая работа “Создание титульного листа проектной работы”.
  7. Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
  8. Итог урока.

Урок №2 (15)

Тема урока: “Маркированный список. Практическая работа “Создание списка источников информации”.

Цель урока:

  1. Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
  2. Образовательная: закрепление навыков форматирования маркированных списков:
  3. Развивающая: расширение оформительских навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера;
  4. Воспитательная: формирование уважения к интеллектуальной собственности.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
  • Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 2)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений (списки в документе).
  3. Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка списка источников информации).
  4. Объяснение нового материала (изменение параметров маркированного списка).
  5. Выполнение задания: Практическая работа “Создание списка источников информации”.
  6. Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
  7. Итог урока.

Урок №3 (17)

Тема урока: “Нумерованный список. Практическая работа “Создание листа содержания работы”.

Цель урока:

  1. Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению предложенного задания, учета критериев его выполнения;
  2. Образовательная: закрепление навыков форматирования нумерованных списков:
  3. Развивающая: расширение оформительских навыков обработки текстовой информации с помощью компьютера; п
  4. Воспитательная: формирование культуры планирования работы.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютеры учеников, объединенные в локальную сеть;
  • Папка ученика с инструкцией к заданию и образцом выполнения (Приложение 3)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений (списки в документе).
  3. Мотивация: сообщение темы и цели урока, указание на связь с другими предметами (языкознание, подготовка листа содержания работы).
  4. Объяснение нового материала (изменение параметров нумерованного списка).
  5. Выполнение задания: Практическая работа “Создание листа содержания работы”.
  6. Рефлексия (сверка полученного документа с образцом).
  7. Итог урока.

На следующем уроке (Урок 4 в таблице 1, урок 18 в тематическом плане) ученики вплотную приступают к оформлению накопленного материала: описывают существо проблемы, приводят найденные факты, проведенные исследования и т.п. Все оформляется в форме текстового документа. По мере необходимости ребята осваивают и новые возможности текстового редактора: вставку рисунка, таблиц, диаграмм и графиков. При этом текст сразу имеет структуру, заложенную в “Содержании”. Разумеется, по мере работы над проектом все созданные ранее документы могут претерпевать изменения: расширяется “Список источников информации”, изменяется и уточняется “Содержание”, наполняется основной текст документа. Если учащиеся работают над проектом в парах, возможна подготовка различных частей (подразделов) отдельно каждым учеником с дальнейшим объединением. На последнем этапе (Урок 5 в таблице 1, урок 23 в тематическом плане) осуществляется объединение всех частей документа, окончательное редактирование и форматирование, выбор параметров печати и печать.

Таким образом, работая над проектом, исследуя проблему, поставленную учителем, ребята осваивают и ИКТ-технологии. В течении всего времени учителя (информатик и предметник) консультируют учащихся, работая в тесном контакте друг с другом.

В приложениях даны образцы оформления текстовых документов и подробные инструкции-рекомендации по выполнению практических заданий.

Использованные источники информации

  1. Проект ФГОС основное общее образование // Руководители разработки проекта Кейзина Л.П., Кондаков А.М. / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. Пояснительная записка к Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/plany/mplan01.htm

Приложение 4

Приложение 5

Приложение