Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого из Вас не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!” Однако в воспитании Человека с большой буквы учителя младших классов сталкиваются с некоторыми трудностями:
- Недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.
- За последние 20 лет нравственные ценности подверглись изменениям (понятия “дружба”, “совесть”, “доброта” понимаются не так, как раньше).
На формирование этих понятий большое влияние оказывают средства массовой информации, к сожалению, не всегда положительное. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое – их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования и многое другое – все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Работа в начальной школе ведётся по направлениям:
Историко-краеведческое направление.
Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. В сентябре проводится неделя “День рождения города”. Для детей организуются экскурсии по городу, в краеведческий музей, конкурс рисунков на тему: “Мончегорск – моя маленькая Родина”; проходит конкурс стихов “ Мой город” , дети участвуют в акциях “ Сохраним леса Заполярья”, “Зеленый и чистый Мончегорск”. В этом году прошла Защита проектов на тему “ Город будущего” и праздник, посвященный Дню рождения города “ Главный город в Монче – тундре”.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
С этой целью в школе ведется большая работа с родителями. В течение года проводятся индивидуальные беседы с родителями, направленные на выяснение вопросов семейного воспитания, психологических взаимоотношений родителей с ребенком, успеваемости и посещаемости учащимися начальной школы. Систематически проводятся родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические).
Были проведены совместные мероприятия с родителями, такие как, праздники “ Мама – солнышко мое”, “ Вместе дружная семья”, “ День рождения класса”, праздник “ Бабушки и внуки”,которые сближают детей с родителями. Семья Пушкаренко заняла 1-е место в городском конкурсе “Отец года”, в городском конкурсе “ А, ну-ка, папа!” в номинации “ Самый веселый папа” победителем стал Шлячков Валерий .
Военно-патриотическое направление.
В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. В ходе месячника ребята участвуют в конкурсе чтецов “Этих дней не смолкнет слава”, на который приглашаются ветераны города , проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята ежегодно поздравляют жителей микрорайона с Днём пожилого человека (1 октября), дарят открытки и сувениры, сделанные своими руками. В мае, в ходе декады, посвященной Великой Победе проводятся традиционные мероприятия (праздник “Поклонимся Великим тем годам…”, брейн-ринг “Ратные страницы истории”, проходят уроки мужества на тему "Подвиг не уходит в запас", в которых активно принимают участие все учащиеся начальной школы. Дети с интересом посещают школьный музей , где проходят уроки рефлексии на такие темы как: “Предметы старины”, “Блокадный Ленинград” и др.
Спортивно-патриотическое направление.
В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: “Мама, папа, я – спортивная семья!”, спортивные соревнования "Весёлые старты" , “Зарница”, участие классов в Дне Здоровья. В этом году участвовали в спортивно-семейном марафоне по программе “ Поддержка семьи Мурманской области”.
В начальной школе работает программа “ Я – гражданин России”. Она подготовлена для обеспечения систематического подхода к воспитанию младших школьников.
Основные цели программы:
- развитие личности школьника, обладающей высокой культурой мышления;
- развитие школьника как здоровой личности и творческой индивидуальности;
- развитие демократических норм, толерантности, терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- направить воспитательный процесс на формирование жизненной стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности;
- организовать взаимодействие с родителями, направленное на поэтапное формирование как субъектов педагогического процесса.
Осуществляя задачи программы “ Я – гражданин России” мы обучаем школьников определенной системе знаний, умений и навыков, приобщаем их к культуре, готовим к самостоятельной, общественно– значимой деятельности, к продолжению образования. Особое место в нашей программе отведено воспитательной функции, связанной с формированием у детей ценностного отношения к миру, к культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего “ я”, с нахождением своего места среди других людей.
Планируя свою деятельность в рамках программы, мы ориентируемся на нравственно – ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как “ семья”, “ школа”, “ Родина”, “ природа”, “ дружба со сверстниками”, “ уважение к старшим”.
Данный проект даёт возможность сформировать и развить первоначальные понятия и представления о Родине, учит быть мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, честными и правдивыми, уважительными к друзьям и коллективу.
Свое выступление хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: “ Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству”.