Цели:
- Продолжить знакомство с главными членами предложения;
- Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в парах, оценивать свою деятельность на уроке.
Демонстрационный материал:
- таблица “Главные члены предложения”;
- шаги плана.
Раздаточный материал: карточка с таблицей “Главные члены предложения”.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)
– Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения,
чтобы наша речь была понятна.)
– О чём говорили на прошлом уроке? (О главных членах предложения.)
– Для чего нам нужны знания о главных членах предложения? (Для решения
грамматических задач, без них нельзя выразить мысль.)
– Сегодня продолжим работу и откроем ещё новые знания о главных членах
предложения.
– Где можно получить знания? (В учебнике, от учителя.)
– Итак, тема нашего урока “ Главные члены предложения”
Поставим задачи, которые будем решать на уроке.
(1. вспомним, что знаем о главных членах предложения;
2. сделаем новые открытия о главных членах предложения;
Для этого будем:
– наблюдать,
– анализировать,
– делать выводы;
3. Закрепим знания;
4. Обобщим знания;
5. Оценим свои знания;
6. Применим свои знания.)
2. Новый материал.
– У нас получился план урока. Приступаем к его выполнению.
– Назовите 1 задачу.
(1. вспомним, что знаем о главных членах предложения.)
Главные члены предложения (основа предложения) |
||
Подлежащее | Сказуемое | |
Подчеркиваем | _________________________ | _____________________________ |
Отвечают на вопросы | кто? что? | Что (с)делает? Что (с)делал(а)? Что сделал? Что будем делать? |
Связаны | по смыслу | |
Выражено | Им. сущ. в И.п. | Глаголом |
– Как найти главные члены предложения? (Поставить вопросы: кто? что? – что делает?)
– Какие ловушки могут быть? (Слова в В.п. могут выдавать себя за подлежащее.)
– Назовите 2-ю задачу.
(Сделаем новые открытия о главных членах предложения
Для этого будем :
– наблюдать
– анализировать
– делать выводы.)
– Где мы будем наблюдать? (В предложениях.)
– Поможет в этом упр .№ 420 стр. 31 (учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко
Русский язык. 3 класс, 2часть).
– Составим план работы к упр. № 420.
(1. прочитаем и в каждом предложении найдём главные члены
2. понаблюдаем за ними:
– за их местом
– за их связью между собой
– чем они выражены
– количество их в предложении.)
– Работать будем в парах и продолжим фиксировать полученные знания в таблице.
Главные члены предложения (основа предложения) |
||
Подлежащее | Сказуемое | |
Подчёркиваем | _________________________ | _____________________________ |
Отвечают на вопросы | кто? что? | Что (с)делает? Что (с)делал(а)? Что сделал? Что будем делать? |
Связаны | по смыслу | |
Выражено | Им. сущ. в И.п. | Глаголом |
– Проверяем. Какие открытия сделали?
Главные члены предложения (основа предложения) |
||
Подлежащее | Сказуемое | |
Подчёркиваем | _________________________ | _____________________________ |
Отвечают на вопросы | кто? что? | Что (с)делает? Что (с)делал(а)? Что сделал? Что будем делать? |
Связаны | по смыслу | |
Выражено | Им. сущ. в И.п. | Глаголом |
В предложениях имеют и |
разный порядок П. Ск. или Ск . П. в разных местах |
|
В предложении | бывает П. Ск.,Ск.,Ск.. (одно подлежащее и несколько сказуемых) |
– Такие сказуемые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и
тому же подлежащему.
В русском языке их называют однородными членами предложения.
Это однородные сказуемые.
– Назовите следующий пункт плана.
(3. Закрепим знания.)
– Для этого выполним упр. № 421. (Самостоятельно.)
– Проверяем (фронтально).
А) Ск. П.
П. Ск.
Б) в начале предложения
в конце предложения
предложения, в которых П. и Ск. разделены)
– Назовите следующий пункт плана.
(Обобщим знания.)
– Расскажите, что мы знаем о главных членах предложения? (По таблице.)
– На стр. 32 к нам пришёл Антон. Прочитайте, о чём он нас спрашивает.
(А бывает ли наоборот: сказуемое – одно, а подлежащих– несколько?)
– Ваши предположения?
– Давайте проверим наши ответы. Для этого выполним упр. № 422 на стр. 32.
Составим план работы.
(1. вспомню строчки,
2. запишу,
3. найду основу предложения.
4. сделаю вывод.)
– Выполняете самостоятельно.
Проверяете в паре.
– Проверяем упражнение.
Сначала проверим как вы решили орфографические задачи. (Фронтально.)
– Вспомним, о чём нас спросил Антон?
– Что вы ему ответите? (Да, бывает так.)
– Проверим свой ответ в упр.№ 423.
– Внесём наше открытие в таблицу.
Главные члены предложения (основа предложения) |
||
Подлежащее | Сказуемое | |
Подчёркиваем | _________________________ | _____________________________ |
Отвечают на вопросы | кто? что? | Что (с)делает? Что (с)делал(а)? Что сделал? Что будем делать? |
Связаны | по смыслу | |
Выражено | Им. сущ. в И.п. | Глаголом |
В предложениях имеют и находятся |
разный порядок П. Ск. или Ск . П. в разных местах |
|
В предложении | – бывает П. Ск.,Ск.,Ск.. (одно подлежащее и
несколько сказуемых) – бывает Ск. П..П.,П.. (одно сказуемое и несколько подлежащих) Это однородные члены предложения. |
– Такие подлежащие отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же сказуемому
Как вы думаете, как называются такие подлежащие? (Однородными членами предложения.)
– Верно. В русском языке их называют однородными членами предложения.
Это однородные подлежащие.
– О чём сегодня говорили на уроке? Назовите тему урока. (О главных членах
предложения.)
– Что вы уже знаете о главных членах предложения? (Обобщение по таблице.)
– Назовите следующий пункт плана.
(5. Оценим свои знания.)
– Какие критерии для оценки знаний вы можете предложить?
(1. знаю тему хорошо,
2. испытываю затруднения,
3. не знаю.)
– Оцените свои знания
3. Закрепление.
– Назовите следующий пункт плана. (6. Применим свои знания.)
– Следующее задание по выбору.
1. упр.№ 424.
2. Составь предложения к схемам.
П.(мест..) Ск.,Ск.,Ск.
Ск.,П.(им.сущ.),П.(им.сущ.), П.(им.сущ.).
Ск. П.(мест.).
П.(им.сущ.) П..
– Проверяем.
Упр. № 424 на доске.
2-е задание фронтально.
– Оцените свои знания по теме “Главные члены предложения”
– Сделайте вывод по оценке своих знаний. У кого самооценки совпали?
– У кого предварительная оценка выше реальной?
– Какой вывод для себя сделали?
У кого предварительная оценка знаний ниже реальной?
– Какой вывод для себя сделали?
4. Рефлексация учебной деятельности.
– Подведём итог урока.
Назовите тему урока.
– Выполнили ли мы поставленные задачи?
– Назовите, что мы знаем о главных членах предложения. (По таблице.)
– Молодцы!
5. Домашнее задание: составить текст на тему “Скоро весна”. В вашем тексте должны быть предложения с разным количеством главных членов.