Главные члены предложения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить знакомство с главными членами предложения;
  2. Тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в парах, оценивать свою деятельность на уроке.

Демонстрационный материал:

  • таблица “Главные члены предложения”;
  • шаги плана.

Раздаточный материал: карточка с таблицей “Главные члены предложения”.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)
– Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения, чтобы наша речь была понятна.)
– О чём говорили на прошлом уроке? (О главных членах предложения.)
– Для чего нам нужны знания о главных членах предложения? (Для решения грамматических задач, без них нельзя выразить мысль.)
– Сегодня продолжим работу и откроем ещё новые знания о главных членах предложения.
– Где можно получить знания? (В учебнике, от учителя.)
– Итак, тема нашего урока “ Главные члены предложения”

Поставим задачи, которые будем решать на уроке.

(1. вспомним, что знаем о главных членах предложения;
2. сделаем новые открытия о главных членах предложения;
Для этого будем:
– наблюдать,
– анализировать,
– делать выводы;
3. Закрепим знания;
4. Обобщим знания;
5. Оценим свои знания;
6. Применим свои знания.)

2. Новый материал.

– У нас получился план урока. Приступаем к его выполнению.
– Назовите 1 задачу.

(1. вспомним, что знаем о главных членах предложения.)

  Главные члены предложения
(основа предложения)
  Подлежащее Сказуемое
Подчеркиваем _________________________ _____________________________
Отвечают на вопросы кто? что? Что (с)делает?
Что (с)делал(а)?
Что сделал?
Что будем делать?
Связаны по смыслу
Выражено Им. сущ. в И.п. Глаголом

– Как найти главные члены предложения? (Поставить вопросы: кто? что? – что делает?)

– Какие ловушки могут быть? (Слова в В.п. могут выдавать себя за подлежащее.)

– Назовите 2-ю задачу.

(Сделаем новые открытия о главных членах предложения
Для этого будем :
– наблюдать
– анализировать
– делать выводы.)

– Где мы будем наблюдать? (В предложениях.)
– Поможет в этом упр .№ 420 стр. 31 (учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык. 3 класс, 2часть).
– Составим план работы к упр. № 420.

(1. прочитаем и в каждом предложении найдём главные члены
2. понаблюдаем за ними:
– за их местом
– за их связью между собой
– чем они выражены
– количество их в предложении.)

– Работать будем в парах и продолжим фиксировать полученные знания в таблице.

  Главные члены предложения
(основа предложения)
  Подлежащее Сказуемое
Подчёркиваем _________________________ _____________________________
Отвечают на вопросы кто? что? Что (с)делает?
Что (с)делал(а)?
Что сделал?
Что будем делать?
Связаны по смыслу
Выражено Им. сущ. в И.п. Глаголом

– Проверяем. Какие открытия сделали?

  Главные члены предложения
(основа предложения)
  Подлежащее Сказуемое
Подчёркиваем _________________________ _____________________________
Отвечают на вопросы кто? что? Что (с)делает?
Что (с)делал(а)?
Что сделал?
Что будем делать?
Связаны по смыслу
Выражено Им. сущ. в И.п. Глаголом
В предложениях имеют

и
находятся

разный порядок
П. Ск.
или
Ск . П.
в разных местах
В предложении бывает П. Ск.,Ск.,Ск.. (одно подлежащее и несколько сказуемых)

– Такие сказуемые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же подлежащему.
В русском языке их называют однородными членами предложения.
Это однородные сказуемые.

– Назовите следующий пункт плана.

(3. Закрепим знания.)

– Для этого выполним упр. № 421. (Самостоятельно.)
– Проверяем (фронтально).

А) Ск. П.
П. Ск.
Б) в начале предложения
в конце предложения
предложения, в которых П. и Ск. разделены)
– Назовите следующий пункт плана.

(Обобщим знания.)

– Расскажите, что мы знаем о главных членах предложения? (По таблице.)
– На стр. 32 к нам пришёл Антон. Прочитайте, о чём он нас спрашивает.

(А бывает ли наоборот: сказуемое – одно, а подлежащих– несколько?)

– Ваши предположения?
– Давайте проверим наши ответы. Для этого выполним упр. № 422 на стр. 32.

Составим план работы.

(1. вспомню строчки,
2. запишу,
3. найду основу предложения.
4. сделаю вывод.)

– Выполняете самостоятельно.

Проверяете в паре.

– Проверяем упражнение.

Сначала проверим как вы решили орфографические задачи. (Фронтально.)

– Вспомним, о чём нас спросил Антон?
– Что вы ему ответите? (Да, бывает так.)
– Проверим свой ответ в упр.№ 423.
– Внесём наше открытие в таблицу.

  Главные члены предложения
(основа предложения)
  Подлежащее Сказуемое
Подчёркиваем _________________________ _____________________________
Отвечают на вопросы кто? что? Что (с)делает?
Что (с)делал(а)?
Что сделал?
Что будем делать?
Связаны по смыслу
Выражено Им. сущ. в И.п. Глаголом
В предложениях имеют

и

находятся

разный порядок
П. Ск.
или
Ск . П.
в разных местах
В предложении – бывает П. Ск.,Ск.,Ск.. (одно подлежащее и несколько сказуемых)
– бывает Ск. П..П.,П.. (одно сказуемое и несколько подлежащих)
Это однородные члены предложения.

– Такие подлежащие отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же сказуемому

Как вы думаете, как называются такие подлежащие? (Однородными членами предложения.)

– Верно. В русском языке их называют однородными членами предложения.

Это однородные подлежащие.

– О чём сегодня говорили на уроке? Назовите тему урока. (О главных членах предложения.)
– Что вы уже знаете о главных членах предложения? (Обобщение по таблице.)
– Назовите следующий пункт плана.

(5. Оценим свои знания.)

– Какие критерии для оценки знаний вы можете предложить?

(1. знаю тему хорошо,
2. испытываю затруднения,
3. не знаю.)

– Оцените свои знания

3. Закрепление.

– Назовите следующий пункт плана. (6. Применим свои знания.)

– Следующее задание по выбору.
1. упр.№ 424.
2. Составь предложения к схемам.
П.(мест..) Ск.,Ск.,Ск.
Ск.,П.(им.сущ.),П.(им.сущ.), П.(им.сущ.).
Ск. П.(мест.).
П.(им.сущ.) П..

– Проверяем.

Упр. № 424 на доске.

2-е задание фронтально.

– Оцените свои знания по теме “Главные члены предложения”
– Сделайте вывод по оценке своих знаний. У кого самооценки совпали?
– У кого предварительная оценка выше реальной?
– Какой вывод для себя сделали?
У кого предварительная оценка знаний ниже реальной?
– Какой вывод для себя сделали?

4. Рефлексация учебной деятельности.

– Подведём итог урока.
Назовите тему урока.
– Выполнили ли мы поставленные задачи?
– Назовите, что мы знаем о главных членах предложения. (По таблице.)

– Молодцы!

5. Домашнее задание: составить текст на тему “Скоро весна”. В вашем тексте должны быть предложения с разным количеством главных членов.