Важную роль в жизни ребёнка – дошкольника играют эмоции. Неблагоприятный эмоциональный фон приводит к повышению уровня тревожности, снижению самооценки, что, неоспоримо может привести к дезадаптации такого ребёнка в коллективе сверстников. Эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребенок, зависит от окружающих его взрослых. И, бесспорно, что именно педагог должен помочь ребёнку преодолеть эти трудности.
Одним из эффективных средств, по нашему мнению, является свободная творчески организованная деятельность, например – рисование. Главное – создать пространство безопасности и доверия. Таким пространством для ребёнка на время становится чистый лист бумаги. Процесс рисования помогает ребёнку снять напряжение. На лист выплёскиваются переживания и ребенок, таким образом, освобождается от них.
На таких занятиях используется различный комплекс коррекционно-развивающих заданий, способствующих развитию чувственной основы ребёнка, создающих положительный эмоциональный фон. Слушание музыкальных произведений, голосов и шумов природы, в процессе которых идет сопоставление характера музыкальных отрывков и отдельных звуков и шумов, выделение образа и его развитие способствуют развитию чувственности восприятия, аналитического и синтетического компонентов мышления.
Конспект занятия по рисованию “Радужные рыбки”.
(Старший дошкольный возраст.)
Цель: увидеть, понять, поддержать индивидуальность и неповторимость каждого ребёнка, помочь ему раскрыться, твердиться в своём “Я”.
Задачи:
- Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать пониманию эмоциональных состояний, соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;
- Активизировать межполушарное взаимодействие.
Ход занятия
1. Педагог начинает занятие с рассказа, во время которого на наборном полотне выкладываются репродукции картин (можно использовать иллюстративный материал): “Жил на свете капитан, у него был волшебный корабль. Закройте глазки и попытайтесь представить себе этот корабль. Представили? Так вот, корабль у нашего капитана был волшебный, потому – что цвет его парусов менялся в зависимости от изменения цвета моря. На море спокойно – паруса, как вы думаете какого цвета? Голубые! Почему Голубые? Потому – что когда море спокойное, оно какого цвета? Конечно голубое. Когда море хмурилось, паруса его становились, как вы думаете, каким цветом? Синим, потому – что, когда на море неспокойно оно становится синим. А когда на море поднимался шторм, паруса становились, конечно же, … каким цветом? Во время шторма паруса становились фиолетовыми. Почему, как вы думаете? (Ответы детей.) Совершенно верно, потому – что море во время шторма становится фиолетовым.
2. Далее педагог предлагает: “Давайте мы сейчас с вами послушаем музыку и попробуем передать сцепленными руками состояние моря:
- Море спокойное в нём слышится сила и безбрежная величавость;
- Море шумное, грозное, страшное, бурное, рычащее и могучее;
- И снова море спокойное и величавое.
3. Следующая часть занятия проходит на фоне всплесков воды: “Закройте глаза и представьте себе спокойное море, оно еле дышит. Скрывая до поры свою мощь… И вдруг…Вы слышите? Что вы слышите? Что же это за всплески? Что происходит, как вы думаете? (Высказывания детей.) Это весёлые озорные рыбки. Они весело резвятся в чистой. Тёпленькой воде. Давайте нарисуем этих весёлых, радужных рыбок.
4. Педагог рассказывает о последовательности выполнения рисунка:
- Сначала ложкой положим краску разных цветов на газету;
- Приложим ладонь к краске. А потом к бумаге;
- Пальчиками нарисуем хвост, глаза, яркие пятнышки – чешуйки.
Вот они, какие весёлые, озорные радужные рыбки! (Дети вместе с педагогом рассматривают, какие радужные рыбки у них получились. Дети высказываются о своих впечатлениях.)
Литература:
- Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Мет. Пос./ Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д. –Ростов н/Д, 2003 г.
- Дрезина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу – М., 2007 г.