Показательные уравнения. Показательные неравенства

Разделы: Математика


Цели урока:

Главная дидактическая цель урока – добиться понимания учащимися использования свойств монотонности показательной функции при решении показательных неравенств.

Обучающая: Закрепить навык решения показательных уравнений, проверить умения учащихся решать показательные уравнения. Научить решать показательные неравенства.

Развивающая: Формировать и развивать умения делать самостоятельные выводы, логически мыслить.

Воспитывающая: Прививать интерес к предмету “математика”, развивать трудолюбие, коммуникативные качества. Способствовать развитию коммуникативной культуры.

Тип урока: Комбинированный урок: УУЗ, УЗЗ, УКЗ.

Методы проведения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • практический
  • активного обучения

(Лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, элементы игры, фронтальный опрос, программированный контроль.)

Формы проведения: Фронтальная, индивидуальная.

МПС:

Информатика: “Создание презентации”.
Алгебра: “Решение рациональных уравнений и неравенств”,
“Свойства степени с рациональным показателем”,
“Свойства функций”,

ВПС: Математика: Тема “Показательная функция, ее свойства, график”.

Оборудование урока:

  1. Карточки с зданиями для устной работы.
  2. Игра “ Стань Знатоком” – презентация по теме “Решение показательных уравнений” с использованием мультимедиа проектора.
  3. Карточки для проведения разно-уровневого программированного контроля (2 варианта).
  4. Плакаты по теме “ Показательная функция, ее свойства и график”.

Приложение.

Используемая литература:

  1. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 13– е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс: Эксперимент. пособие. – 5– е изд., испр. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10–11 классов. – М.: Илекса, 2006.

Ход урока

Наименование структурного элемента урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов Время
1. Организационный момент. Проверяет готовность студентов к уроку.
Отмечает в журнале отсутствующих.

Занимают места.
Староста докладывает о явке студентов на занятия.
1 мин.
2. Сообщение темы плана, целей и задач урока. Сообщает тему урока и план урока.
Озвучивает цели и задачи урока.
Слушают 2 мин.
3. Проверка домашнего задания. Выясняет объем выполнения домашнего задания учащимися (при помощи сигнальных карточек).
При необходимости, организует устную проверку домашнего задания или отдельных его частей.
Сигнализируют о выполнении домашнего задания карточками (ответ верный – зелёная, не верный – красная). 3 мин.
4. Повторение.

Устная работа.

Предлагает задания на карточках по проверке вычислительных навыков (по теме “Свойства степени с действительным показателем”).
У себя фиксирует тех, кто первыми поднял зеленую карточку.
Спрашивает ответы, определяет претендента на игру “Стань знатоком” , но вслух пока не озвучивает своё решение.
Сигнализируют карточками о желании ответить, отвечают на вопросы преподавателя. 4

мин.

5. Закрепление ранее изученного материала. Проведение игры “ Стань знатоком” по теме “Показательные уравнения” Объясняет правила игры.
Называет претендента на звание “Знатока” (по результатам проверки домашнего задания и устного опроса).
Проводит игру, проверяет результат игрока.
Подводит итог игры.
Слушают правила игры.
Претендент на звание “ Знатока” решает показательные уравнения в тетради и озвучивает свой ответ.
Остальные учащиеся также решают в тетрадях предложенные задания, и в случае, если игрок берет подсказки, называют свой вариант ответа.
24–30 мин.
6. Объяснение нового материала по теме “Решение показательных неравенств”. Предлагает учащимся задание на сравнение степеней и выбор наибольшего результата (12 слайд в презентации).
Обобщает выводы учащихся, опираясь на свойства монотонности показательной функции с основанием, большим единицы.
Предлагает учащимся еще раз вспомнить и озвучить свойства показательной функции в зависимости от ее основания (используя плакаты с графиками показ. функций) и переходит к решению показательных неравенств.
На доске записывает образец оформления решения показательных неравенств в письменной экзаменационной работе.
Выполняют предложенные преподавателем задания.
Один из учащихся озвучивает результат и объясняет свой выбор.
Отвечают на вопросы преподавателя.
Делают записи в тетрадях.
15 мин.
7. Закрепление нового материала. Записывает задание для решения на доске.
Вызывает желающих решить неравенства.
По ходу решения делает замечания и дополнения, если необходимо.
Проверяет решения в тетрадях у тех, кто справился быстрее учащегося, стоящего у доски.
Решают неравенства.
Каждое неравенство кто-то из учащихся решает у доски.
10 мин
8. Программированный контроль Раздаёт карточки с заданиями.
По истечении 8 минут даёт команду обменяться тетрадями и проверить ответы соседа (ответы записаны на доске).
Просит поднять сигнальную зеленую карточку тех, кто справился с заданием полностью, и красную – тех, кто не решил ни одного уравнения.
Собирает тетради на проверку.
Решают задания в домашних тетрадях.
Обмениваются тетрадями и проверяют ответы решений соседа карандашом.
Снова обмениваются тетрадями и отвечают на вопрос преподавателя сигнальной карточкой.
Собирают тетради на проверку.
10 мин
9. Подведение итогов уроков. Подводит итоги урока: говорит студентам о необходимости приобретенных знаний на уроке, задаёт вопросы о том, что нового они узнали на уроке, справились ли с поставленными в начале урока задачами.
Подводит итоги работы на уроке, оценивает работу учащихся, выставляет отметки.
Слушают, отвечают на вопросы преподавателя. 2–3 мин
10. Домашнее задание Записывает домашнее задание на доске и даёт комментарии по его выполнению. Записывают домашнее задание, слушают комментарии и отвечают на вопросы преподавателя. 1–2 мин.