Цели урока:
Главная дидактическая цель урока – добиться понимания учащимися использования свойств монотонности показательной функции при решении показательных неравенств.
Обучающая: Закрепить навык решения показательных уравнений, проверить умения учащихся решать показательные уравнения. Научить решать показательные неравенства.
Развивающая: Формировать и развивать умения делать самостоятельные выводы, логически мыслить.
Воспитывающая: Прививать интерес к предмету “математика”, развивать трудолюбие, коммуникативные качества. Способствовать развитию коммуникативной культуры.
Тип урока: Комбинированный урок: УУЗ, УЗЗ, УКЗ.
Методы проведения:
- объяснительно-иллюстративный
- практический
- активного обучения
(Лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, элементы игры, фронтальный опрос, программированный контроль.)
Формы проведения: Фронтальная, индивидуальная.
МПС:
Информатика: “Создание презентации”.
Алгебра: “Решение рациональных уравнений и неравенств”,
“Свойства степени с рациональным показателем”,
“Свойства функций”,
ВПС: Математика: Тема “Показательная функция, ее свойства, график”.
Оборудование урока:
- Карточки с зданиями для устной работы.
- Игра “ Стань Знатоком” – презентация по теме “Решение показательных уравнений” с использованием мультимедиа проектора.
- Карточки для проведения разно-уровневого программированного контроля (2 варианта).
- Плакаты по теме “ Показательная функция, ее свойства и график”.
Используемая литература:
- Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 13– е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс: Эксперимент. пособие. – 5– е изд., испр. – М.: Дрофа, 2002.
- Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10–11 классов. – М.: Илекса, 2006.
Ход урока
Наименование структурного элемента урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время |
1. Организационный момент. | Проверяет готовность студентов к уроку. Отмечает в журнале отсутствующих. |
Занимают места. Староста докладывает о явке студентов на занятия. |
1 мин. |
2. Сообщение темы плана, целей и задач урока. | Сообщает тему урока и план урока. Озвучивает цели и задачи урока. |
Слушают | 2 мин. |
3. Проверка домашнего задания. | Выясняет объем выполнения домашнего задания учащимися
(при помощи сигнальных карточек). При необходимости, организует устную проверку домашнего задания или отдельных его частей. |
Сигнализируют о выполнении домашнего задания карточками (ответ верный – зелёная, не верный – красная). | 3 мин. |
4. Повторение.
Устная работа. |
Предлагает задания на карточках по проверке
вычислительных навыков (по теме “Свойства степени с действительным
показателем”). У себя фиксирует тех, кто первыми поднял зеленую карточку. Спрашивает ответы, определяет претендента на игру “Стань знатоком” , но вслух пока не озвучивает своё решение. |
Сигнализируют карточками о желании ответить, отвечают на вопросы преподавателя. | 4 мин. |
5. Закрепление ранее изученного материала. Проведение игры “ Стань знатоком” по теме “Показательные уравнения” | Объясняет правила игры. Называет претендента на звание “Знатока” (по результатам проверки домашнего задания и устного опроса). Проводит игру, проверяет результат игрока. Подводит итог игры. |
Слушают правила игры. Претендент на звание “ Знатока” решает показательные уравнения в тетради и озвучивает свой ответ. Остальные учащиеся также решают в тетрадях предложенные задания, и в случае, если игрок берет подсказки, называют свой вариант ответа. |
24–30 мин. |
6. Объяснение нового материала по теме “Решение показательных неравенств”. | Предлагает учащимся задание на сравнение степеней и
выбор наибольшего результата (12 слайд в презентации). Обобщает выводы учащихся, опираясь на свойства монотонности показательной функции с основанием, большим единицы. Предлагает учащимся еще раз вспомнить и озвучить свойства показательной функции в зависимости от ее основания (используя плакаты с графиками показ. функций) и переходит к решению показательных неравенств. На доске записывает образец оформления решения показательных неравенств в письменной экзаменационной работе. |
Выполняют предложенные преподавателем задания. Один из учащихся озвучивает результат и объясняет свой выбор. Отвечают на вопросы преподавателя. Делают записи в тетрадях. |
15 мин. |
7. Закрепление нового материала. | Записывает задание для решения на доске. Вызывает желающих решить неравенства. По ходу решения делает замечания и дополнения, если необходимо. Проверяет решения в тетрадях у тех, кто справился быстрее учащегося, стоящего у доски. |
Решают неравенства. Каждое неравенство кто-то из учащихся решает у доски. |
10 мин |
8. Программированный контроль | Раздаёт карточки с заданиями. По истечении 8 минут даёт команду обменяться тетрадями и проверить ответы соседа (ответы записаны на доске). Просит поднять сигнальную зеленую карточку тех, кто справился с заданием полностью, и красную – тех, кто не решил ни одного уравнения. Собирает тетради на проверку. |
Решают задания в домашних тетрадях. Обмениваются тетрадями и проверяют ответы решений соседа карандашом. Снова обмениваются тетрадями и отвечают на вопрос преподавателя сигнальной карточкой. Собирают тетради на проверку. |
10 мин |
9. Подведение итогов уроков. | Подводит итоги урока: говорит студентам о необходимости
приобретенных знаний на уроке, задаёт вопросы о том, что нового они
узнали на уроке, справились ли с поставленными в начале урока задачами. Подводит итоги работы на уроке, оценивает работу учащихся, выставляет отметки. |
Слушают, отвечают на вопросы преподавателя. | 2–3 мин |
10. Домашнее задание | Записывает домашнее задание на доске и даёт комментарии по его выполнению. | Записывают домашнее задание, слушают комментарии и отвечают на вопросы преподавателя. | 1–2 мин. |