Цель урока: показать способы построения графиков функций в Qbasic в декартовой и полярной системах координат, возможность их применения при создании произвольных изображений.
Задачи урока:
- отработать навыки составления программ, применения операторов графики;
- самостоятельная работа учащихся на ПЭВМ, умение работать на клавиатуре и с программами.
Демонстрационный материал: готовые программы. Программы демонстрируются на экране с помощью проектора.
Дидактический материал: карточки с программами.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Устное повторение, актуализация знаний.
- Изложение нового материала.
- Закрепление. Работа учащихся на ПЭВМ.
- Подведение итогов выполненной работы.
- Задание на дом.
1. Организационный момент: проверка готовности класса. Проверка наличия учащихся на уроке.
2. Устное повторение.
- Каким оператором задается графический режим работы экрана?
- Каким оператором задается цвет изображения, фона?
- Какие операторы выводят точки на экран?
- Чем отличаются операторы PSET и RESET?
- Каким оператором задается отрезок?
- Как располагаются оси координат на экране ПЭВМ?
Ребята, а как вы думаете, можно ли с помощью оператора PSET построить график функции?
3. Изложение нового материала:
Как мы только что повторили, оператор PSET выводит на экран точку, задаваемую декартовыми координатами x, y. С помощью множества точек можно построить графики функций, заданных уравнением. Задавая уравнение, можно построить любую линию – эллипс или окружность, синусоиду и другие кривые или прямые линии. При построении графиков следует учитывать, что значения многих функций могут быть либо очень малы, либо очень велики, поэтому надо применить масштаб, а так же смещение относительно начала координат, чтобы увидеть график функции в пределах экрана. В этом случае задается изменение аргумента Х в заданных пределах и вычисляется ряд значений xi (обычно в цикле). По этим значениям находят yi=f(xi), y=f(x) – требуемая для построения графика зависимость. Допустим только xi>0 и yi>o, поскольку экран дисплея отображает только первый квадрат декартовой системы координат. Однако, добавив к xi и yi координаты точки центра x0 и y0 новой системы координат, всегда можно сдвинуть график в нужную часть экрана.
1). Например, рассмотрим построение графика синусоиды:
SCREEN 9: COLOR 14,11:CLS:=3.14
FOR X= -2*P TO 2*P STEP 0.1
PSET (10*X+200, 50*SIN(X)+150), 4
NEXT X
2). Рисование прямой, параллельной оси Ох и кривой линии y=:
FOR X=1 TO 540
PSET (X+20,10), 2
PSET (X+20,10*SQR(X)),2
NEXT X
FOR I=1 TO 1000: NEXT I
Пустой цикл добавляется для задержки изображения. Если конечное значение управляющей переменной цикла достаточно большое, то можно увидеть, как строится изображение.
Построения некоторых кривых удобно делать в полярной системе координат.
Полярная система координат на плоскости задается точкой О (полюс) и направленной прямой Ох (полярная ось). С каждой точкой Р плоскости, на которой задана полярная система координат, можно связать определенную пару чисел r и j (полярные координаты). Полярный радиус r есть длина отрезка ОР, а полярный угол j – радианная мера угла ХОР, отсчитанная в направлении, противоположном вращению часовой стрелки. Угол j определен с точностью до слагаемого 2kP , где k – любое целое число.
Рисунок 1.
Пару полярных координат r и можно перевести в Декартовы координаты x и y путём применения тригонометрических функций синуса и косинуса: x=r*cosj , y=r*sinj , в то время как две декартовы координаты x и y могут быть переведены в полярную координату r:
r2 = y2 + x2 (по теореме Пифагора).
3). Рассмотрим программу:
SCREEN 9: CLS: COLOR 14, 0
T=80
FOR W=-40 TO 23.2 STEP 0.2
R=T*SIN(W+F)*0.8
X=320+1.3*R*COS(W)
Y=175+R*SIN(W)
IF W=-40 THEN PSET (X,Y) ELSE LINE -(X,Y)
F=F+0.02
NEXT W
FOR I=1 TO 30000: NEXT I
Эта программа строит сложную кривую, которую описывает конец радиуса с переменной длинной R. Эту программу можно использовать для построения различных кривых:
1.) R=sin(2W) – четырехлепестковая роза
2.) R=sin(7W) – семилепестковая роза
3.) R= 1+2cos(W) – улитка Паскаля, “кардиоида”
4. Закрепление:
Учащиеся у доски выполняют задания:
1) Написать программу для построения прямой,
- параллельной оси ОХ, y=const
- параллельной оси ОУ, x=const
- произвольной прямой. X=∆X+X0, Y=∆Y+Y0
Учащиеся выполняют самостоятельные задания на карточках:
На карточках следующие программы:
- Программа построения синусоиды и осей координат.
- Построение с помощью оператора PSET эллипса по каноническому уравнению.
- Построение синусоиды в плоскости
- Построение сферической поверхности
Можно подготовить дополнительные карточки с программами для учащихся быстро выполнивших задания.
Учитель контролирует выполнение заданий, исправляет ошибки. Группа, выполнившая все задания, получает дополнительные.
5. Подведение итогов, выставление оценок. Учитель оценивает работу каждого учащегося.
Контрольные вопросы.
- Как задать координаты отображаемой точки?
- Как выбрать масштабы по осям X и Y при построении графика?
6. Задание на дом: написать программу для построения графика функции y=x3+x+1, для x от -3 до 3 с шагом 1.
Карточки с заданиями.
1). Построение синусоиды и осей координат
Screen 9: cls: color 4,1: p=3.14
Pset (0,95)
For k=0 to 510: pset step (1,0),2: next
Pset (128,0)
For k=0 to 191: pset step (0,1),2: next
Z=8*atn(1)
For t=0 to 510: pset step (1,0),2: next
Pset (t, 50*sin(z*t/256)+95),4
Next t
2) Построение с помощью оператора PSET эллипса по каноническому уравнению.
Screen 9: cls: a=40: b=120
For x=-a to a step a/400
Y=sqr(b*b*(1-x*x/a/a))
Pset (x+228,y+155),1: Pset (x+228,– y+155),1
Pset (y+228,x+155),12: Pset (– y+228,x+155),12
Next x
3)Построение синусоиды в плоскости
Screen 9: cls: color 1,14: p=3.14
Pset (180,105): line –step (180,0), 14
Pset (180,105): line –step (0,170), 14
Pset (180,105): line –step (157,157)
For w=0 to 4*p step p/50
Z=6*w: x=40*sin(w)
Pset (180+x+.707*z, 105+/707*z)
Next w
4) Шар из кривых (Сферическая поверхность)
SCREEN 9: CLS : COLOR 1, 0
T = 80
FOR W = -40 TO 23.2 STEP .021
R = T * (SIN(W + F) * .95)
X = 320 + R * COS(W)
Y = 100 + R * SIN(W)
IF W = -40 THEN PSET (X, Y), RND * 15 ELSE LINE -(X, Y), RND * 15
F = F + .01
FOR s = 1 TO 30000: NEXT s
NEXT W
Используемая литература.
- В.Е. Алексеев, А.С. Ваулин, Г.Б. Петрова “Вычислительная техника и программирование. Практикум по программированию”. Москва. Высшая школа, 1991.
- Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер “Прямые и кривые”. Москва. Наука.1978.
- А.И. Маркушевич “Замечательные кривые. Популярные лекции по математике”. Москва. Наука.1978.