Методическая разработка раздела учебной программы "Токи в разных средах"

Разделы: Физика


I. Пояснительная записка

Цели и задачи раздела.

а) Обучающие.

1) Убедить уч-ся в том, что носителями заряда в различных средах могут быть не только электроны;

- Прохождение тока через разные среды имеет свою специфику.

2) Выявить особенности прохождения тока через различные среды и различия в вольт-амперных характеристиках.

3) Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом материале.

4) Познакомить учащихся с применением проводящих свойств различных сред.

б) Развивающие.

1) Формировать навыки самостоятельной работы с элементами исследований.

2) Развивать умение анализировать и обобщать учебный материал.

3) Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент.

в) Воспитывающие.

1) Вырабатывать навыки работы в творческом коллективе.

2) Содействовать осознанию учащимся ценности изучаемого материала.

3) Помочь учащимся осознать положительную роль совместной деятельности.

В процессе изложения учебного материала применяется единый методический подход: выявлять природу носителей заряда и характер их движения в разных средах, рассматривать вольт-амперные характеристики, объяснять изучаемые законы на основе электронных представлений, выделять общие законы и специфические особенности токов в разных средах, рассматривать устройство и принцип действия различных электронных, ионных и полупроводниковых приборов и их техническое применение.

В ходе изложение материала делается ссылка на минимум основных понятий: электрическое поле и свободные носители заряда. Кроме того, имеют место межпредметные связи с молекулярной физикой и химией.

При изложении темы важная роль принадлежит следующим методическим приемам:

- каждая новая тема изучается строго по алгоритму (перед учащимися ставится задача подумать, каковы особенности прохождения тока через данную среду и каких специфических явлений следует ожидать);

- большая роль отводится практической части темы – выполнению лабораторных работ, решению качественных и расчетных, а также комбинированных задач повышенной сложности.

II. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися

В МОУ “Лицей №3” физика - профильный предмет – 6 часов в неделю, класс на уроке делится на две группы, учащиеся и их родители ставят перед собой серьёзные задачи.

Кроме того, в 8 классе при изучение темы “Электрический ток” учащиеся знакомятся с тем фактом, что ток возможен не только в металлах, и учатся объяснять механизм проводимости жидкостей и газов.

На уроках химии к моменту изучения темы “Ток в жидкостях” пройдена тема “Электролиз”.

Поэтому учащиеся лицея готовы в 10 классе к восприятию темы “Токи в разных средах” на достаточно глубоком уровне.

III. Ожидаемые результаты освоения раздела программы (на основе предшествующего опыта)

Учащиеся должны иметь представление о том, что:

- вид тех или иных носителе заряда определяется молекулярным строением среды и условиями, при которых протекает ток;

- характер направленного движения носителей заряда зависит от приложенного напряжения, число носителей заряда в газах и полупроводниках также зависит от приложенного напряжения, и поэтому вольт-амперная характеристика не всегда линейная;

- учащиеся знакомятся с областью применения тех явлений, которые сопровождают прохождение тока через разные среды;

- учащиеся приобретают навыки практической деятельности с элементами исследований во время выполнения лабораторных работ;

- дети учатся работать в нетрадиционной обстановке;

- учащиеся приобретают коммуникативные умения, учатся работать в коллективе, объективно оценивать результаты своего труда и труда одноклассников, видеть свой вклад в общее дело, приобретают способность к контролю и самоконтролю, развивают навыки творческого подхода к решению учебных и практических задач.

IV. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

При изучении темы “Токи в средах” преимущественно используются личностно-ориентированная технология и технология деятельностного подхода, а также блочная технология.

Выбор технологии обусловлен следующими причинами:

1) Небольшое количество учащихся в группе и их хорошая подготовка позволяет провести ряд нетрадиционных демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ с элементами исследований.

2) На всех этапах изучения той или иной темы имеют место частично-поисковый и проблемный методы, материал не дается уч-ся в готовом виде.

3) Хорошая подготовка уч-ся позволяет давать материал крупными блоками и возвращаться к нему на последующих уроках на качественно новом уровне.

Уроки физики в 10 классе сдвоенные, поэтому появляется возможность более широко использовать элементы исследования на всех этапах урока, особенно при выполнении лабораторных работ.

V. Основные принципы в изложении темы ”Токи в разных средах” (как и вообще в преподавании физики)

  1. Ничего не давать в готовом виде! Дети рассуждают вместе с учителем на всех этапах урока.
  2. Первостепенная роль принадлежит эксперименту.

Предпочтение – натурному эксперименту.

Особая роль - нетрадиционному эксперименту.

  1. Все этапы урока – обучающие.
  2. Материал даётся крупным блоком и далее отрабатывается.
  3. Закрепление материала - в несколько этапов, всё более углубляясь в суть.
  4. Наличие исследовательской деятельности на протяжении изучения всей темы.
  5. Важное место – качественным задачам.
  6. Не пренебрегать простыми демонстрациями и кажущимися простыми вопросы.

Следование данным принципам создаёт условия для творческой работы как преподавателя, так и учащихся. Преподаватель в первую очередь должен ставить перед собой цель научить детей самостоятельно думать, рассуждать, выделять главное и делать выводы. Это особенно важно в современных условиях, в век широкого использования в образовательном процессе информационных технологий. Не секрет, что учащихся прежде всего привлекают технические возможности компьютера, за которыми они часто не видят физики. Поэтому так важно как можно шире использовать именно натурный эксперимент с элементами исследования. Тем более, что тема “Токи в разных средах” очень благодатна в этом плане.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3