Цели: Познакомить детей с понятием алгоритм, учить составлению алгоритмов, отличать их от плана. Повторить правила поведения в гостях.
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации
- Вы получили приглашение:
Дорогой мой друг Максим!
Это я, Иван Турбин.
Жду тебя я в воскресенье,
На свой праздник - день Рожденья.
- Нужно ли готовиться к празднику друга?
Ответы детей:
- Да, подарок куплю, или сделаю сам.
- Сначала выясню, что он любит, и т.д.
- А я подумаю, как буду я сам одет.
- А я сначала отвечу, смогу ли я прийти на праздник.
2. Формулирование проблемы
Учитель: Так что же надо сделать сразу: купить подарок, потом подумать, сможешь ли ты пойти к другу
Ответы детей:
1 ученик: Я сначала отвечу, смогу ли я прийти на праздник.
2 ученик: Потом выясню, что он любит, какие у него интересы.
3 ученик: Куплю подарок, или сделаю сам.
4 ученик: Подумаю, как буду я сам одет.
5 ученик: Приготовлю стихи с поздравлениями
Вывод:
- Перед тем как начать что-то делать, необходимо составить план действий.
В информатике такой план называют алгоритмом.
3. Версии
Как вы думаете, что нужно для разработки алгоритма?
Ученики:
- Знать, что должны получить.
- Что имеем (исходные данные)
- Как это сделать (способ действия)
- Точный порядок выполнения последовательности действий.
Учитель: Так что же такое алгоритм?
(Самые невероятные ответы детей)
(На доске)
Алгоритм - это план действий для достижения поставленной цели.
Алгоритм - это точное предписание, определяющее последовательность действий и обеспечивающее получение требуемого результата из исходных данных.
4. Актуализация знаний. Планирование деятельности
Учитель: Кто сможет сформулировать тему урока?
Дети: Мы будем изучать алгоритмы. Составлять алгоритмы о поведении в гостях.
Учитель: Тема урока звучит так: “Ты в гостях. Алгоритм”.
Вы все умные и воспитанные дети, часто бываете в гостях и знакомы с повседневным этикетом, то есть с правилами вежливости.
- Что же такое ЭТИКЕТ?
В словаре или подготовленный ученик:
- Человек живет не один, а среди людей - в обществе. Когда-то, в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие.
Но идет время, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо, а что плохо,- меняется этикет. Ведь этикет- это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что вести себя надо так, а не иначе. Конечно, есть и особый этикет:
- придворный этикет,
- дипломатический.
По-настоящему воспитанный человек и думает вежливо. И ещё он умеет сочувствовать. Он поможет слабому не для того, чтобы показаться хорошим, а потому, что понимает: человеку трудно. Он не разговаривает грубо ни с кем, потому что знает, как это обидно, когда тебе грубят, и как безобразна грубость. Он всегда сдержит слово, потому что просто не может поступить иначе. Вот таких людей называют ещё и порядочными, надежными. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять, ВОСПИТЫВАТЬ СЕБЯ.
5. Работа в группах
Учитель: Если подумать, как следует, то поймешь, что все правила вежливости, поведения, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга.
Но этому тоже надо учиться, чтобы не попадать впросак из-за своей неловкости или незнания. Нужно вырабатывать у себя хорошие привычки.
- Капитан каждой группы сорвет листок ромашки с заданием для группы. Вы составляете алгоритмы по теме "В гостях"
1 группа: Как вручить подарок.
2 группа: Как получать подарок.
3 группа: Как пить чай.
4 группа: Как гости ведут себя за столом.
5 группа: Поделись рецептом любимого блюда.
Варианты алгоритмов и планов. (Ответы детей):
1 группа:
- Начало
- Как получать подарки
- Выслушай поздравление
- Поблагодари
- Подарок не откладывай в сторону.
- Разверни
- Обязательно похвали
- Цветы поставь в вазу
- Конец
2 группа:
- Начало
- Как подарить подарок
- Хорошо продумай, что порадует твоего друга
- Упакуй красиво
- Придумай "красивые слова",
- Подпиши
- Улыбайся, когда даришь,
- Говори поздравление и пожелание
- Конец
3 группа:
- Начало
- За столом
- Неспеши занять место первым
- Сиди красиво: не наклоняйся к столу
- Не нависай над тарелкой
- Не разваливайся на стуле
- Не клади локти на стол – это может помешать соседям
- Веди себя так, чтобы не портить аппетит окружающим
- Старайся не чавкать, не сопеть
- Не дуть на суп, не облизывать пальцы, не обгладывать кости
- Не размахивай ложкой
- Не тянись за блюдом, не ешь быстро, не бери в рот много
- Не говори с полным ртом
- Всё едят ножом и вилкой (даже арбуз)
- Прибор передавай ручкой вперёд
- Когда кушанье съедено, вилку инож положи на тарелку ручками вправо (так удобнее убирать со стола посуду)
- Конец
4 группа:
- Начало
- Как пить чай
- Положи в чашку заварку
- Добавь сахар общей ложкой.
- Не забудь ее вернуть в сахарницу
- Налей кипяток.
- Размешай своей ложкой сахар.
- Вынь ложку из чашки
- Конец
5 группа:
- Начало
- Рецепт любимого блюда. Рулет
- Купить лаваш тонкий
- Смазать майонезом
- Потереть немного сыра
- На сыр посыпать зелень петрушки
- Свернуть в рулет
- Поджарить рулет на масле
- Разрезать
- Подать к столу
- Конец
6. Открытие нового знания:
Учитель: Давайте прочитаем еще раз (на доске) определение алгоритма.
Так что же такое алгоритм?
Алгоритм - это план действий для достижения поставленной цели.
Алгоритм - это точное предписание, определяющее последовательность действий и обеспечивающее получение требуемого результата из исходных данных.
(1 ученик каждой группы читает задание не ромашке и ответ)
1 группа: Как вручить подарок.
Как подарить подарок
- Будет ли это алгоритмом?
- Да, здесь точные указания по выполнению
2 группа: Как получать подарок.
Как получать подарки
- Да, здесь точные указания по выполнению
3 группа: Как пить чай.
Как пить чай
- Нет, здесь точных указаний по выполнению нет, например:
Конфету, печенье берут из вазы рукой; торт едят ложкой или десертной вилкой.
4 группа: Как гости ведут себя за столом.
За столом
- Нет, здесь точных указаний по выполнению нет, это похоже на план, но более глубокое, более широкое понятие, например: веди себя так, чтобы не портить аппетит окружающим
5 группа: Поделись рецептом любимого блюда.
Рецепт любимого блюда. Рулет
- Да, здесь точные указания по выполнению.
Вывод:
Любой алгоритм – это план, но не каждый план- алгоритм.
Если план не содержит указаний по выполнению работы – это не алгоритм.
План – более широкое понятие, чем алгоритм.
7. Практическая работа
Исправь ОШИБКИ в алгоритмах:
1 вариант: алгоритм “съешь конфету”
- Начало
- Возьми конфету
- Вымой её
- Съешь конфету
- Разверни её
- Фантик выброси в мусорное ведро
- Конец
2 вариант: алгоритм “проводи гостя”
- Начало
- Открой дверь
- Помоги гостю одеться
- Закрой за ним дверь
- Попрощайся с гостем
- Конец
Правильные ответы детей, варианты ответов.
8. Итог
- Чем алгоритм отличается от плана?
- Когда план нельзя назвать алгоритмом?
- Зачем нужен этикет?
9. Д/з: По выбору
1. Составь план подготовки к своему дню Рождения.
2. Составь алгоритм заваривания чая.
Литература
- А.В. Горячев “Информатика в играх и задачах” -3 кл., 2005.
- С.А. Насонкина “Уроки этикета” - Изд. “АКЦИДЕНТ”, 1998.
- “Мир информатики” под ред. д.п.н., проф. А.В. Могилева, 2005 г.
- Н.А. Лемяскина “Культура общения. Планирование”. - Материалы ВОИПКРО.