Цели урока: продолжить изучение электронного и пространственного строения органических веществ, развивать умение пользоваться номенклатурой органических веществ, строить структурные формулы изомеров, сформировать представление о каучуках.
Оборудование: модели бутадиена-1,3.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Эпиграф “Все познается в сравнении”.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Продолжим изучение представителей класса непредельных углеводородов с одним классом этих веществ мы познакомились на прошлом уроке.
А сегодня познакомимся с новым классом непредельных углеводородов, проведя сравнение с алкенами. Целью урока будет не только повторение и изучение нового материала, но и овладение умениями контроля и оценки своей деятельности и деятельности одноклассников. Для этого вам выданы оценочные листы, работать с ними вы умеете. За каждый верный ответ – 1 бал. Максимальное число баллов по каждому виду работы – указано в оценочном листе.
Вспомним все, что мы знаем об алкенах, для того проведем химическую разминку, играя в “Молчанку”. Назовите слайд, показав нужную карточку.
– Прокомментируйте свой ответ:
а) Гомологи (Ответ:– СН2, одинаковое строение и общая формула);
б) Номенклатура (Ответ: указан суффикс “-ен” и номер атома С после “=” связи);
в) Изомерия (Ответ: молекулярная формула одинаковая, строение разное);
г) Химические свойства (Ответ: характерны реакции присоединения);
д) Реакции полимеризации (Ответ: полимер как самостоятельный продукт);
е) Получение алкенов (Ответ: реакции дегидрирования).
Что произойдет с алкенами при более глубоком дегидрировании?
Запишите реакции дегидрирования.
Запишите реакцию дегидрирования с обратной стороны доски, в тетрадях.
Проверим: ставим 1 балл за верно выполненное задание.
Вопросы учащимся:
– Как отмечается одна двойная связь (Ответ: суффиксом “-ен”)?
Две “=” связи отмечаются суффиксом “–диен”.
Тогда новый класс непредельных соединений: алкадиены.
Это и будет темой нашего урока (слайд).
– Какая общая формула у алкенов? (Ответ: СnH2n).
– Тогда у алкадиенов? (Ответ: CnH2n-2)
– Дайте определение алкадиенов, записав его в тетради, отметив, все что мы сказали.
– Откройте учебник на стр. 47, прочитайте вслух. У кого так же – 1 балл проставьте в оценочный лист.
– Поговорим о номенклатуре алкадиенов.
– Какие реакции будут характерны алкадиенам? Ведь у них есть так же как у алкенов кратная связь (Ответ: реакция присоединения).
– Общая формула гомологического ряда алкадиенов? (Ответ: CnH2n-2). Первый представитель?(Ответ: пропадиен).
- От умственных упражнений перейдем к физическим, поиграв в “Решето” (Учащиеся встают, им задаются вопросы. Ответившие правильно садятся, остальные не прошли через “Решето”).
- Вопросы для игры:
а) Определение алкадиенов;
б) Назвать вещества (слайд);
в) Какие реакции характерны алкадиенам?;
г) Почему? (Ответ: из за кратной связи);
д) Что могут присоединять алкадиены?
е) Как называются реакции присоединения
алкадиенами водорода, брома, бромоводорода, воды,
нескольких одинаковых молекул ?(Ответ : реакция
гидрирования, реакция бромирования, реакция
гидробромирования, реакция гидратации, реакция
полимеризации);
ж) Назовите формулы гомологов. (Ответ:C3H4
– пропадиен, С4Н6 – бутадиен и т.д.);
з) Построить геометрическую фигуру пропадиен–1,2.
Для алкадиенов характерна реакция горения. Я вам её продемонстрирую, а вы обратите внимание на пламя.
– Какое оно? (Ответ: коптящее). У алкенов пламя — светящееся. Объясните математически изменение цвета пламени (Слайд).
Алкадиены и их производные из-за наличия тройной связи легко полимеризуются. Продукт их полимеризации – это каучук , нашел широкое применение.
Перед вами таблица :
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Заполните первые две колонки.
Ребята, что вы написали в первой колонке, во второй?
Третью колонку вы сможете заполнить, слушая сообщения своих одноклассников, и вам необходимо будет оценить их выступления.
Слушаются сообщения учащихся о строении, свойствах, нахождении в природе и применении каучука.
Учащиеся суммируют все баллы, полученные за отдельные виды работы на уроке.
Так как целый урок было повторение, изучение, усвоение нового материала, то отрицательные оценки в журнал не выставляются. А ребята, получившие их, должны повторить изученное, поэтому домашнее задание будет дифференцированным:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
Домашнее задание | Творческое задание по теме: “Утилизация каучука и резины” |
§ 6 Задание №4 |
§ 5,6 Задание №1 |
§ 2,5,6 записать свойства алкадиенов, Задание №1,2. |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО ТЕМЕ “АЛКАДИЕНЫ. КАУЧУК И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ”
Дата _____________ Фамилия, имя учащегося_______________________
Оцениваемые параметры | Баллы |
|
самооценка |
взаимооценка |
|
I. РАЗМИНКА(0-7) | ||
Количество верных ответов | ||
Устный комментарий | ||
II.ПОЛУЧЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ(0-2) |
||
Запись реакции | ||
Комментирование | ||
III.ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ (0-2) |
||
Верное определение | ||
Комментирование | ||
IV. “РЕШЕТО(0-2)” | ||
Количество верных ответов | ||
Дополнительный ответ | ||
V.ЗАДАЧА(0-3) | ||
Верная запись условия задачи, формул | ||
Вспомнил(а) формулу сам(а) | ||
Математические действия верны | ||
VI.СООБЩЕНИЯ(0-1) | ||
Анализ сообщения |
- Просуммируйте все баллы, полученные за урок
- Определите итоговую оценку по следующим критериям:
12баллов и выше – “Отлично”.
9-11баллов – “Хорошо”.
7-8 баллов – “Удовлетворительно”.
6 и меньше – “Неудовлетворительно”.