Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о характерных признаках весны (работа со схемами).
2. Продолжать учить детей подбирать к словам определения, глаголы (словесная игра "Звери шли на водопой").
3. Продолжать учить детей составлению описательного рассказа по опорным схемам.
4. Закреплять произношение звуков с, з, ш, ж, у (считалки, чистоговорки, разминка).
5. Практиковать в составлении предложений с однородными членами.
6. Продолжать учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; существительные во множественном числе родительном падеже (игра "Волшебный бинокль").
7. Продолжать учить детей различать и называть части предмета (игра "Ты часть - я целое").
8. Упражнять детей в соотнесении слов, обозначающих названия животных с названиями их детенышей (игра "Звери шли на водопой").
9. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Подготовительная работа:
- Словесные и дидактические игры.
- Беседы, рассказы о весне, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание стихов, чистоговорок.
- Изодеятельность: рисование, аппликация, лепка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поделимся друг с другом хорошим настроением и поздороваемся с гостями, которые пришли сегодня к нам на занятие.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, мне сегодня приснился странный сон. Я встретила Весну, она была очень грустная. Ей очень не хочется прощаться с нами. Весна переживает, что мы забудем какая она. И будем ли ждать ее в следующем году. А я пообещала, что мы обязательно расскажем, повторим, все, что узнали о Весне. Порадуем Весну? Ну, тогда вспомним, как мы Весну встречали, как узнавали.
(описание примет Весны по опорной схеме № 1)
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас ненадолго в лес. На каком виде транспорта отправимся путешествовать?
Дети: На воздушном шаре.
Воспитатель:
Тогда надуем наш шар.
Раз, два, три, четыре
Раздувайся шар наш шире.
Вместе в лес мы полетим
Там немного погостим.
Воспитатель: Ну, вот наш шар опустился на лесную опушку. А вот и пенечки, давайте на них сядем и понаблюдаем немного. Скажите, ребята, какие деревья вы видите в лесу?
Дети:
Я вижу березу.
Я вижу ель.
Я вижу осину (сосну).
Воспитатель: А кто мне скажет полным предложением и перечислит все деревья которые растут в лесу?
Ребенок: В лесу растут деревья: береза, ель, сосна, осина.
Воспитатель: Скажите, ребята, а какими деревья стали весной?
Дети: (ответы детей) Красивые, нарядные, зеленые, веселые, стройные.
Воспитатель: А давайте расскажем, что есть у дерева (береза, или ель).
Игра с мячом "Ты часть - я целое", например:
Воспитатель: Я ель, а ты?
Ребенок: Я твоя ветка
Воспитатель: Я ель, а ты?
Ребенок: Я твой ствол и т.д
Воспитатель: Ребята, а вы захватили с собой волшебные бинокли? Давайте в них посмотрим. Что же мы увидим?
Игра "Волшебный бинокль", например:
Воспитатель: Я вижу зайца.
Ребенок: А я вижу много зайцев.
Воспитатель: Я вижу волка.
Ребенок: А я вижу много волков и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, почему весной много животных в лесу?
Дети: Потому что некоторые животные просыпаются после зимней спячки. Весной у животных появляются детеныши.
Игра "Животные и их детеныши".
Воспитатель:
Весенним днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой волчицей топал.. кто? (волчонок).
Дети:
За мамой лисицей крался лисенок.
За мамой ежихой катился ежонок.
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамой бельчихой скакал бельчонок.
За мамой лосихой топал лосенок.
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как приятно пахнет? Давайте пройдем на соседнюю полянку и посмотрим, откуда такой запах. Да это же цветы! Какие цветы растут на поляне?
Дети:
Вот вам одуванчик - желтый сарафанчик.
Вот вам и ромашка, а на ней букашка.
Колокольчик голубой подарили нам с тобой.
Ты не рви цветочек, пусть растет дружочек.
Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы.
(дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Вдруг подул ветер. Как шумит ветер?
Дети: Ш - ш - ш.
Воспитатель: Цветы наклонились в одну сторону, потом в другую. Ветер стал еще сильнее дуть, цветы закружились.
Дети: У - у - у
Воспитатель: И опять ветер стал тихим, зашумел.
Дети: Ш - ш - ш.
Воспитатель: Увидели красивые цветы разные насекомые. Сначала прилетели комарики, запищали
Дети: 3 - з - з
Воспитатель: А потом прилетели жуки, зажужжали.
Дети: Ж - ж - ж
Воспитатель: А потом прилетели бабочки. Они тихо посидели на цветах и улетели. Потом все насекомые улетели, а красивые цветы остались.
Давайте сядем в круг и соберем из цветов красивый букет. А цветы - это вы. Красивый у нас получился букет? Придумайте много разных слов о цветах. Какие у вас цветы?
(ответы детей)
Воспитатель: Значит цветы разные или одинаковые?
Дети: Разные.
Воспитатель: А что же у цветов одинаковое?
Дети: у всех цветов зеленые листья и стебли.
Воспитатель: Выберите себе цветок, который нравится больше всего, и опишите его.
(описание цветов по схеме №2)
Воспитатель: Ребята, хорошо весной в лесу? Ну, давайте напоследок расскажем Весне, за что же она нам нравится.
Дети: Мне нравится Весна потому, что...
Воспитатель: А мне нравится Весна потому, что без нее не будет Лета. А теперь нам пора возвращаться.
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в группе мы опять.
Опорная схема № 1
Опорная схема № 2