Занятие по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о характерных признаках весны (работа со схемами).

2. Продолжать учить детей подбирать к словам определения, глаголы (словесная игра "Звери шли на водопой").

3. Продолжать учить детей составлению описательного рассказа по опорным схемам.

4. Закреплять произношение звуков с, з, ш, ж, у (считалки, чистоговорки, разминка).

5. Практиковать в составлении предложений с однородными членами.

6. Продолжать учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; существительные во множественном числе родительном падеже (игра "Волшебный бинокль").

7. Продолжать учить детей различать и называть части предмета (игра "Ты часть - я целое").

8. Упражнять детей в соотнесении слов, обозначающих названия животных с названиями их детенышей (игра "Звери шли на водопой").

9. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительная работа:

  1. Словесные и дидактические игры.
  2. Беседы, рассказы о весне, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание стихов, чистоговорок.
  3. Изодеятельность: рисование, аппликация, лепка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поделимся друг с другом хорошим настроением и поздороваемся с гостями, которые пришли сегодня к нам на занятие.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, мне сегодня приснился странный сон. Я встретила Весну, она была очень грустная. Ей очень не хочется прощаться с нами. Весна переживает, что мы забудем какая она. И будем ли ждать ее в следующем году. А я пообещала, что мы обязательно расскажем, повторим, все, что узнали о Весне. Порадуем Весну? Ну, тогда вспомним, как мы Весну встречали, как узнавали.

(описание примет Весны по опорной схеме № 1)

Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас ненадолго в лес. На каком виде транспорта отправимся путешествовать?

Дети: На воздушном шаре.

Воспитатель:

Тогда надуем наш шар.
Раз, два, три, четыре
Раздувайся шар наш шире.
Вместе в лес мы полетим
Там немного погостим.

Воспитатель: Ну, вот наш шар опустился на лесную опушку. А вот и пенечки, давайте на них сядем и понаблюдаем немного. Скажите, ребята, какие деревья вы видите в лесу?

Дети:

Я вижу березу.
Я вижу ель.
Я вижу осину (сосну).

Воспитатель: А кто мне скажет полным предложением и перечислит все деревья которые растут в лесу?

Ребенок: В лесу растут деревья: береза, ель, сосна, осина.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какими деревья стали весной?

Дети: (ответы детей) Красивые, нарядные, зеленые, веселые, стройные.

Воспитатель: А давайте расскажем, что есть у дерева (береза, или ель).

Игра с мячом "Ты часть - я целое", например:

Воспитатель: Я ель, а ты?

Ребенок: Я твоя ветка

Воспитатель: Я ель, а ты?

Ребенок: Я твой ствол и т.д

Воспитатель: Ребята, а вы захватили с собой волшебные бинокли? Давайте в них посмотрим. Что же мы увидим?

Игра "Волшебный бинокль", например:

Воспитатель: Я вижу зайца.

Ребенок: А я вижу много зайцев.

Воспитатель: Я вижу волка.

Ребенок: А я вижу много волков и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, почему весной много животных в лесу?

Дети: Потому что некоторые животные просыпаются после зимней спячки. Весной у животных появляются детеныши.

Игра "Животные и их детеныши".

Воспитатель:

Весенним днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой волчицей топал.. кто? (волчонок).

Дети:

За мамой лисицей крался лисенок.
За мамой ежихой катился ежонок.
За мамой медведицей шел медвежонок.
За мамой бельчихой скакал бельчонок.
За мамой лосихой топал лосенок.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как приятно пахнет? Давайте пройдем на соседнюю полянку и посмотрим, откуда такой запах. Да это же цветы! Какие цветы растут на поляне?

Дети:

Вот вам одуванчик - желтый сарафанчик.
Вот вам и ромашка, а на ней букашка.
Колокольчик голубой подарили нам с тобой.
Ты не рви цветочек, пусть растет дружочек.

Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы.

(дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Вдруг подул ветер. Как шумит ветер?

Дети: Ш - ш - ш.

Воспитатель: Цветы наклонились в одну сторону, потом в другую. Ветер стал еще сильнее дуть, цветы закружились.

Дети: У - у - у

Воспитатель: И опять ветер стал тихим, зашумел.

Дети: Ш - ш - ш.

Воспитатель: Увидели красивые цветы разные насекомые. Сначала прилетели комарики, запищали

Дети: 3 - з - з

Воспитатель: А потом прилетели жуки, зажужжали.

Дети: Ж - ж - ж

Воспитатель: А потом прилетели бабочки. Они тихо посидели на цветах и улетели. Потом все насекомые улетели, а красивые цветы остались.

Давайте сядем в круг и соберем из цветов красивый букет. А цветы - это вы. Красивый у нас получился букет? Придумайте много разных слов о цветах. Какие у вас цветы?

(ответы детей)

Воспитатель: Значит цветы разные или одинаковые?

Дети: Разные.

Воспитатель: А что же у цветов одинаковое?

Дети: у всех цветов зеленые листья и стебли.

Воспитатель: Выберите себе цветок, который нравится больше всего, и опишите его.

(описание цветов по схеме №2)

Воспитатель: Ребята, хорошо весной в лесу? Ну, давайте напоследок расскажем Весне, за что же она нам нравится.

Дети: Мне нравится Весна потому, что...

Воспитатель: А мне нравится Весна потому, что без нее не будет Лета. А теперь нам пора возвращаться.

Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в группе мы опять.

Опорная схема № 1

 

Опорная схема № 2