В наше социально - ориентированное время жизнь человека оценивается мерой успеха, признания и достижения конкретных целей. Искусство, в том числе и музыкальное, обладает уникальной способностью влиять на всестороннее развитие ребенка и играет немаловажную роль в становлении творческой и гармонично-успешной личности. Музыковеды (Б.М.Теплов, Б.Л. Яворский, Б.В.Асафьев) утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества. Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс, то есть активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности [1]. Восприятие музыки является ведущим и определяющим дальнейшее музыкальное развитие ребенка специфическим видом деятельности. Слушание музыки, ее восприятие и анализ - основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи.
В настоящее время существуют различные информационные технологии, которые активно применяются в воспитательно-образовательном процессе и позволяют по-новому использовать звуковую и наглядную информацию, придавая музыкальным занятиям современный уровень. Видеоплеер, компьютер, мультимедийное оборудование очень удобны не только для усвоения материала, но и для активизации познавательной деятельности, восприятия музыки и реализации творческого потенциала ребёнка. В дошкольном учреждении на музыкальных занятиях чаще всего используются такие информационно-коммуникативные технологии как мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеозаписи. Их содержание построено на одном из главных принципов создания современного занятия - принцип фасцинации (принцип привлекательности и яркости визуального ряда). В результате применения на занятиях информационно-коммуникативных технологий, у дошкольников в процессе слушания музыки повышается творческая активность, формируется умение высказывать своё мнение, развивается образное мышление. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов "слышания" ("видения") конкретных музыкальных сочинений. Это позволяет устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с различными видами изобразительного искусства, то есть в полной мере проявляется принцип интеграции.
Презентации эффективно используются на различных этапах занятия, так как зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового возможно использование анимации, которая помогает поэтапно излагать материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале, повышает интерес к теме занятия.
Знакомство с программными темами на музыкальных занятиях по разделу "Слушание" проходят в три этапа:
- 1 этап - знакомство старших дошкольников с музыкальным произведением, его эмоционально- образное восприятие; осмысление общего настроения. На данном этапе возможно использование слайд-шоу, видеофильмов, способствующих активизации восприятия, повышению заинтересованности детей.
- 2 этап - осмысление музыкального произведения и его детальный анализ, формирование у старших дошкольников музыкально-слуховых представлений (звуковысотных, ритмических, гармонических, динамических и т.д.). Использование мультимедийных презентаций, в том числе и с элементами анимации, на втором этапе стимулирует у детей творческий подход к освоению музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.
- 3 этап - целостное восприятие произведения, его эстетической сущности. На заключительном этапе в содержании мультимедийных презентаций, слайд-шоу, видео и аудио записей используются результаты творчества детей - рисунки, коллажи, поделки, исполнение танцев и песен, игра в оркестре.
В результате применения информационно-коммуникативных технологий у детей старшего дошкольного возраста углубляются, усложняются, обогащаются эстетические переживания, происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальных произведениях. Дошкольники делают попытки определить, сочинение какого композитора они слушают, проявляют интерес к повторному прослушиванию музыки, стремятся узнать что-то новое об авторах музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.
Таким образом, особенностями развития творческого восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативных технологий, является:
- поэтапное усвоение музыкального материала на занятиях;
- содержание демонстрационного материала построено на принципе фасцинации (привлекательности);
- основой музыкальных занятий является принцип интеграции различных видов искусства.
Список литературы.
1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
2. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: Просвещение, 1990.
3. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1997.