Цели:
- дифференцировать звуки [к-г, к`-г`], познакомить с буквой к, учить читать слова с изученными буквами, закрепить понятия «звонкие-глухие парные согласные»;
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
Учебник: «Букварь». Автор: Р.Н. Бунеев. Технология обучения: «Школа 2100»
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение изученного.
- Какие гласные звуки вы знаете?
- Какие согласные звуки?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
- Игра «Что общего?»
(Презентация: слайды 2-6)
(Нож, носорог, нитки, Незнайка, нос)
– Звуки [н], [н`].
– Какие это звуки? Что вы о них знаете?
III. Изучение нового материала.
1) Игра «Угадай героя мультфильма».
– Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма. (Он очень добрый. Его постоянно донимают озорники-мышата, но он не сердится и все время просит: «Ребята, давайте жить дружно!»)
– Конечно, это кот Леопольд.
(слайд 7)
2) Составление предложения по схеме.
(слайд 8)
∟ ∟ __ __ ____.
Кот Леопольд …….. .
– Почему в схеме два слова – с большой буквы?
– Когда слова пишутся с большой буквы?
3) Выделение звуков [к], [к`]
– Найдите в « Бкуваре» на с. 54 рисунки на кубиках. Кто изображен?
(слайд 9)
– Произнесите слово «кот».
– Какой звук слышим вначале?
– Выполним в книге звуко-буквенный анализ слова «кот».
– Интересно, кто знает, что общего у кота и кита?
(Они оба – звери. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба).
– Произносим слово «кит».
– Какой звук слышим вначале?
– Выполняем в книге звуко-буквенный анализ слова «кит».
4) Знакомство с буквой.
– Звуки [к] и [к`] обозначаются на письме буквой к.
– На что похожа буква к?
– Составьте букву К из (счётных палочек) карандашей.
(На доске вывешена таблица с изображением букв К, к и предметов, в которых есть звуки [к] и [к`])
– Назовите слова, в которых есть звуки [к],[к`], определите их позицию
(слайды 10-11)
5) Физкультминутка «Карусели»
6) Сравнение звуков [к]-[г], [к`]-[г`]
– Выделите звуки [г, к, г`, к`] из слов. Определите их место в словах.
Меж собой уже века
Живут в согласье Г и К.
Открыл однажды КРОТ
В горе огромный (ГРОТ).
Достал мешок КОСТЕЙ
И пригласил (ГОСТЕЙ)
Издалека ШАКАЛ
На пир к нему ШАГАЛ
Топтыгин шапку СКИНУЛ –
Шакал от страха СГИНУЛ
Свернулся ёж в КЛУБОК
Стал сон его ГЛУБОК.
– В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах.
– Чтение слогов с. 54
– Работа со схемами-человечками на с. 54
IV. Рефлексия.
1) Игра «Услышал – встань!»
– Встаньте, если услышите в словах звуки:
1 ряд – [г], [г`], 2 ряд – [к], [к`]
(кот, год, куб, груб, кадка, грядка).
2) Чтение слов с объяснением их лексического значения с. 54 (Слова записаны на доске)
3) Игра «Фокусник» (Печатают слова в тетради).
– Все слова будут отличаться от предыдущего одной буквой. Эту букву – подчеркните.
(КОТ – КОН – КОНИ – ПОНИ).
4) Чтение вопросительных предложений с. 54 « Букваря».
– Что замечаете? С какой интонацией произносим предложения?
5) Отгадайте загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот).
(слайд 12)
6) Скороговорка
– Произнесите быстро скороговорку трижды.
Кот катал клубок
7) Внеклассное чтение ( Учитель читает отрывки из стихотворения Б. Заходера «Кит и кот» с .55 «Букваря»)
(слайд 13)
– Из-за чего произошла путаница?
V. Итог урока.
(слайд 14)
– С какой буквой познакомились?
– Какие парные согласные узнали? Почему они так называются?
VI. Д/з.
- Читать слоги, слова на с. 54
- Читать стихотворение «Кит и кот».