Пояснительная записка.
Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой. Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном, в воспитательном процессах работы со школьниками. Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать мировоззренческие идеи экологического воспитания и образования, теснее связать их с жизнью, с практической направленностью.
Программа выполняет следующие функции:
Программа рассчитана на 5 классы. Срок реализации 1 год.
Цель работы кружка:
Изучение природы родного края и методов охраны окружающей среды школьниками на занятиях экологического кружка. Формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать основные понятия экологии.
- Сформировать систему знаний об экологических
факторах, адаптациях живых
организмов по отношению к ним и экологических группах. - Сформировать представление о классификации живых организмов.
Развивающие:
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.
Классификация программы:
- По типу - модифицированная.
- По признаку "общее-профессиональное" - общеразвиваюшая.
- По целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - профильная.
- По направлениям деятельности - эколого-биологическая.
- По возрастным особенностям - учащиеся основной школы.
- По длительности деятельности - среднесрочная.
Данная программа является актуальной и востребованной так как
- Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.
- Углубляет знания по разделам биологии.
- Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
Предполагаемые результаты:
В результате изучения на занятиях кружка экологических понятий будут достигнуты
- Значительное распространение и уточнение полученной информации, т. е. систематизация знаний учащихся по данной проблеме с вовлечением знаний по смежным предметам;
- Развитие абстрактно-логического мышления с повышением уровня сложности определенных понятий и систем;
- Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических работ;
- Формирование навыков исследовательской деятельности с большой степенью её самостоятельности;
- Формирование основ размножения и выращивания комнатных растений, т. е. формирования умений адаптировать известные теоретические знания и умений в практической деятельности.
- Раскрытие творческих способностей школьников путем вовлечения их в игровую ситуацию и практическую деятельность, а также лидерских качеств и умений взаимодействовать с педагогом и коллективом школьников.
Содержание программы
1. Предмет и задачи экологии 5 часов.
Введение. Природа живая и неживая. Азбука экологии. Земля уникальное небесное тело Вселенной.
2. Основные среды жизни. Факторы среды организмов и приспособленность к ним. 26 часов.
Наземно-воздушная среда. Почвенная среда. Водная среда. Вода - источник жизни на планете. Факторы среды. Экология и география, неразлучные науки. Вся природа экосистема. В природе все взаимосвязано.
3. Значение растений и животных в природе и жизни человека. 36 часов.
Растения в жизни человека. Растения переселенцы. Растения Красной книги Томской области. Зеленое царство-лучшее лекарство. За красотой в природу. Основы флористики.
Основы цветочно-декоративного растениеводства. Классификация цветочных культур.
Условия выращивания комнатных растений. Способы размножения комнатных растений.
Животные Томской области. Кто, где живет? Животные Красной книги Томской области.
4. Окружающая среда и здоровье человека. 18 часов.
Город опасный и безопасный. Беседа о здоровом питании. Курить или не курить? Алкоголь - враг всего организма. За советом в природу.
5. Организационно-массовая работа. Техника безопасности. 59 часов.
Комплектование группы. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж. Повторные инструктажи на рабочем месте.
Экскурсии в планетарий, на пришкольный участок, Сибирский Ботанический сад, зоопарк г. Северска, по садам и паркам нашего города, в зоологический музей ТГУ, в краеведческий музей. Индивидуальные и групповые консультации. Выпуск экологической газеты. Защита творческих работ. Проведение кругосветок, фотовыставок, викторин.
Диагностика результатов деятельности кружка:
Как качественные критерии оценки результатов деятельности кружка будут использоваться:
- Изменения уровня сформированности понятий курса - умений, навыков (с помощью педагога)
- Изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к растительным объектам), активизация жизненной позиции;
- Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности, дома.
- Мотивация посещения занятий.
Методы - анкетирование, собеседование,
тестирование, наблюдение. Количественные
критерии:
Система оценивания результатов.
Этапы контроля и оценки результатов обучения:
1. Входные данные -
- диагностика.
- собеседования, тесты, анкеты.
2. Текущая аттестация. - контрольные задания по теме.
- тесты.
- мероприятия по тематике кружка,
- викторины, кругосветки, КВНы.
- составление кроссвордов.
3. Промежуточная аттестация
- праздничное мероприятие.
- проведение выставок (творческих работ, фотографий и т.д.)
4. Итоговая аттестация
- компьютерные презентации исследовательских работ.
- подведение итогов за год.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении курса "Введение в экологию" учащиеся должны знать:
- Основные понятия экологии.
- Классификацию растений и животных.
- Действие каждого из изучаемых факторов на живые
организмы, в том числе культурные; экологические
группы растений по отношению к различным
факторам у
культурных растений; - Определять экологические и биологические особенности живых организмов. Знать флору и фауну Томской области.
- Последствия техногенного загрязнения и вмешательства человека в законы природы.
- Влияние вредных привычек на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- Проводить простейшие эксперименты самостоятельно, более сложные под руководством педагога.
- Самостоятельно работать литературой.
- Проводить наблюдения, фиксировать результаты, доносить их до аудитории.
- Определять адаптации и принадлежность живых организмов к определенным экологическим группам.
- Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Этапы реализации:
- Организационно-подготовительный.
- Основной. Учащиеся выполняют творческие задания.
- Осуществляют практическое знакомство с природой родного края через проведение экскурсий, викторин, конкурсов.
- Итоговый. Подводятся итоги выполнения творческих заданий.
Формы занятий:
- Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов.
- Групповая - при проведении практических занятий, наблюдений.
- Фронтальная - при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин.
Методы занятий:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).
- Использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.
- Практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);
Виды занятий:
- Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.
- Экскурсии - в биологические музеи и лаборатории вузов с целью приобщения школьников к исследовательской деятельности, расширения общего кругозора
- Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.
- Практические занятия - используется при изучении и освоении методик по размножению и выращиванию культурных растений.
- Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Психофизиологические и возрастные особенности детей:
Программа рассчитана на возраст учащихся 5 классов. В этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать разнообразную информацию, у них активно происходит процесс мышления и интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому на теоретическую часть программы отводится большая часть времени. Особенно активна словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами (абстрактно-логическое мышление в сочетании со зрительной памятью). Поэтому на практическую и экскурсионную части также отводится достаточно времени. В данном возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению каких-либо практических действий. Практические занятия позволяют сформировать необходимые первичные практические умения и навыки, которые ребята смогут в дальнейшем применять при самостоятельной работе с научной литературой и постановке экспериментов. Поэтому на самостоятельную работу отводится достаточное количества часов. Каждый ребенок в группе индивидуален. Все дети активны, внимательны, любознательны, с хорошим творческим воображением. Развита мелкая моторика. Учащиеся коммуникабельны.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
- Материалы для бесед.
- Библиотека экологической литературы.
- Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений, аквариум с рыбками и моллюсками).
- Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).
Ресурсное обеспечение.
- Помещение для индивидуальных и групповых занятий.
- Магнитофон.
- DVD, телевизор.
- Диски.
Список литературы для педагога.
Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по
экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
Список литературы для детей.
- В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.
- А.Д.Тингусов. Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994г
- Т.И.Тарабарина. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, "Академия развития", 1997г.
- М.Х.Левитман. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.
- М.Шульце Основы флористики. Издательство "Вигёа Мойеп"
- Л.Н.Ердаков Экология для зеленых. Иркутск, 1998г.