Решение задач на проценты. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели: проверить, как усвоено понятие процента, умение переводить число в проценты и наоборот, умение решать простейшие задачи на проценты; продолжать учить решать более сложные задачи с применением процентов; продолжать учить работать с тестом; показать взаимосвязь математики и живой природы; показать практическую направленность задач на проценты.

Ход урока

1). Математическая разминка.

2). Тест.

3). Работа над задачами из вариантов ГИА, ЕГЭ.

4). Подведение итогов урока.

5). Домашнее задание.

1). Математическая разминка проводится в виде игры, в которой класс делится на две команды. Побеждает та, которая быстрее правильно ответит на вопрос и даст разные способы решения (если они есть), правильно обоснует свой ответ.

Цели разминки: повторить понятие процента, перевод числа в проценты и наоборот, решение простейших задач на проценты различных видов с практической их направленностью.

1. Представьте:

а) в виде процентов 2,1.

б) в виде десятичной дроби 0,7%.

2. Верно ли, что 25% - это половина класса?

3. Найдите число, если 10% его равны 3.

4. В классе 30 учеников, из них 20% посещают спортивные секции. Сколько ребят посещают секции?

5. Из 60 семян гороха взошло 30. Определите процент всхожести семян.

6. Возможно ли такое распределение дневной нормы питания человека: утренний завтрак- 25%, второй завтрак - 15%, обед - 45%, ужин - 15%?

Именно такую норму питания рекомендуют врачи.

2) Тест.

Цели: проверить, как ученики усвоили понятие процента, перевод числа в проценты и наоборот, как научились решать простейшие задачи с процентами.

Классу обьявляется, что сегодня они совершат путешествие в мир живой природы и узнают что-то новое с помощью математики. А именно: ответив правильно на вопросы теста, они должны угадать название птицы.

Текст теста есть у каждого ученика.

1 вариант

1) Представьте в виде десятичной дроби 2,5%.

А. 2,5; Ф. 0,025; К. 0,25; Л. 25.

2) Представьте дробь 0,06 в виде процентов.

Л. 6%; О. 60%; Д. 0,6%; Е. 600%.

3)Верно ли, что 1/2 - это 50% класса?

Н. нет; О. нельзя определить; А. да.

4) Может ли выполняться следующее условие:

В 1 день Коля прочитал 36% книги, во 2 день- 49%, а в 3 день - остальные 25%?

М. нет; Р. Да; С. Нельзя определить.

5) Найдите число, если 15% его равны 30.

Е. 20; А. 2000; И. 200; О. 2.

6) В 100 г раствора содержится 20 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе.

А. 2%; Г. 200%; Н. 20%; П. 0,2%.

7) В твороге содержится 5% жира. Сколько г жира в 200 г творога?

Д. 1 г; К. 100 г; Г. 10 г; Ж. 1000 г.

8) Верно ли, что 5% числа - это часть числа?

А. нет; О. да; Я. Нельзя ответить.

2 вариант.

1) Представьте в виде десятичной дроби 1,2%.

Ф. 0,012; О. 0,12; М. 1,2; Е. 0,0012.

2) Представьте дробь 0,8 в виде процентов.

А. 8%; С. 0,8%; Л. 80%; Е. 800%.

3) Верно ли, что дороги - это 10% дороги?

А. нет; О. да; Е. нельзя ответить.

4) Может ли выполняться следующее условие:

В музыкальную школу ходят 13% класса, спортивные секции посещают 43% класса, остальные 44% ничем не увлекаются.

И. нет; М. да; Б. нельзя определить.

5) Банк выплачивает 2% годовых. Сколько прибыли получит вкладчик, если положит в банк 500 рублей?

А. 100 руб.; И. 10 руб.; О. 1000 руб.; Е. 1 руб.

6) Сколько процентов составляет 2 рубля от 10 рублей?

А. 2%; С. 200%; Н. 20%; Р. 0, 02%.

7) Женя прочитал 16 страниц, что составляет 8% всей книги. Сколько страниц в книге?

Г. 200; М. 20; К. 2000; Л. 2.

8) Верно ли, что 20% дороги - это часть дороги?

О. нет; Е. да; Ю. нельзя определить.

Название птицы - фламинго. Подводятся итоги выполнения теста, выставляются оценки, разбираются ошибки. Далее показывается небольшой фрагмент из жизни фламинго и рассказ учителя о фламинго как предсказателях погоды: "Фламинго строят свои гнёзда из ила. Гнездо имеет форму усечённого конуса( показывается конус и усечённый конус, обсуждается, какие предметы в жизни имеют такую форму), в верхнем основании которого делается углубление. Туда фламинго откладывают крупные, белые, покрытые известью яйца. По высоте гнезда можно узнать, каким будет лето: сухим или влажным. Если лето будет сухим, гнёзда фламинго строят низкими, если дождливое - высокими. Вода в дождливое лето поднимается и может затопить гнездо."

Физкультминутка.

- Руки подняли и покачали,

- Это деревья в лесу.

- Руки согнули, кисти встряхнули,

- Ветер сбивает росу.

- В стороны руки, дружно помашем,

- Это к нам птицы летят,

- Как они сядут, тоже покажем-

- Руки сложили назад.

3). Решение задач с применением процентов.

Цели: продолжать учить решать более сложные задачи на проценты с целью подготовки учащихся к ГИА и к ЕГЭ.

Для решения предлагаются задачи из вариантов ГИА, ЕГЭ( тексты задач также как и

теста имеются у каждого ученика).

1. Некоторый товар поступил в продажу по цене 60 рублей. В соответствии с

принятыми в магазине правилами цена непроданного товара снижается на 10% за каждую неделю. Сколько будет стоить товар на двенадцатый день, если не будет куплен?

Полученный в задаче ответ, подставьте в блок - схему и узнаете длину тела фламинго в сантиметрах.

_______ * 2 ______ + 12 ________ ( 120 см.)

2. Ручка стоила 12 рублей. Во время распродажи цена была снижена на 25%. Сколько ручек можно купить по сниженной цене на 100 рублей?

3. Средний вес девочек того же возраста, что и Маша, равен 36 кг. Вес Маши составляет 110% среднего веса. Сколько весит Маша?

Подводятся итоги работы над задачами, выставляются оценки.

4) Подводятся итоги урока в целом:

- Поднимите руки те, кто узнал на уроке что-то новое? Что именно?

- Поднимите руки те, кто стал лучше что-то понимать? Что именно?

Выставляются дополнительные оценки за урок (комментирование).

5) Домашнее задание № 1542, № 1568(1), № 1600.

Посмотреть условия задач в домашнем задании.

- Поднимите руки те, кто затрудняется в выполнении домашнего задания.

Используемая литература.

1). "Математика 5 класс", Н.Я. Виленкин и другие, Мнемозина, 2008 г.

2). " Математический паноптикум", О.И. Перькова, Л.И. Сазанова, Псков, 1993 г.

3). Задания из вариантов ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.