Пояснительная записка
В рамках инклюзивного образования учителем МОУ СОШ №68 Потеряйкиной О.Н. совместно с ученицей (инвалидом по заболеванию крови) Кузиной Елизаветой разработан урок "Забытые единицы измерения площадей". Елизавета обучается на дому с первого класса. С пятого класса занимается проектной деятельностью.
Основной целью данного урока является прямое участие ребенка - инвалида в учебном процессе, в качестве помощника учителя.
Обоснование выбора формы проведения урока
Возрастающая потребность связи математики с другими предметами побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые помогают учащимся повторить некоторые разделы, изученные в 5 классе (действия с десятичными дробями, проценты, диаграммы) в наиболее интересных и доступных формах. Одной из таких форм является урок - творческий проект, в котором ученица выясняет историю возникновения единиц измерения площадей в ряде стран, рассматривает зависимость устаревших и действующих единиц измерения.
Выбранная форма позволяет привлечь внимание учащихся к проектной деятельности, повысить их интерес к математике как к науке.
Еще одним достоинством урока является возможность познакомить учащихся с основами таких компьютерных программ, как Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint.
Ход урока
Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Слайд 1 | После проверки готовности класса к уроку предлагает учащимся проект, подготовленный ученицей 6 класса Кузиной Елизавете( обучающейся на дому.) Оказывает помощь в постановке цели урока. | Записывают число и тему урока. |
Слайды 2,3,4 | Слайды озвучивает Кузина Е. | Знакомятся с понятием метрологии; с историей возникновения единиц площади, существующих в разных странах, начиная с Вавилона |
Слайд 5 | Предлагает вспомнить тему "Диаграммы" . Знакомит с возможностями программы Microsoft Office Excel для составления диаграмм на примере сравнения площадей городов Вавилон и Хабаровск | Устная работа Учащиеся вспоминают тему "Диаграммы"; какие виды диаграмм они знают. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю. |
Слайд 6 | Ставит перед учащимися задачу по
вариантам, рассчитать, какой процент составляет площадь каждого из городов (Вавилон - 1 вариант и Хабаровск - 2 вариант) от их общей площади (ответ округлить до целых) Дает время для самостоятельной работы. |
Выполняют задание письменно, ответы проверяются на экране |
Слады 7,9,11,13,15,17 | Слайды озвучивает Кузина Е. | Знакомятся с забытыми единицами
измерения площадей в Египте, Италии, Греции,
Китае, Англии и древней Руси Делают необходимые записи в тетради |
Слайды 8,10,12,14,16,18 | Предлагает учащимся небольшой экскурс
по странам, с сообщением некоторых
географических сведений по каждой стране; Ставит перед учащимися задачу устно сравнить устаревшие и действующие единицы площадей в каждой из предложенных стран Выводит на экран решение, для проверки выполненного устного задания учащимися. |
Знакомятся с географическими
сведениями; переводят действующие единицы измерения площадей в устаревшие по полученным сведениям, подготовленным Кузиной Е.; повторяют умножение десятичных дробей на единицу с несколькими нулями; ответы проверяются на экране |
Слайд 19 | Предлагает учащимся рассмотреть сравнительную диаграмму, знакомит с символикой каждой страны, предлагает обсудить полученную информацию. | Знакомятся с символикой каждой страны Обсуждают полученную информацию |
Слайд 20 | Ставит перед учащимися задачу, работая
в парах с помощью калькулятора рассчитать, какой процент составляет площадь каждого из государств от площади России (ответ округлить до сотых) |
Повторяют решение задач на проценты. Выполняют задание. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю. |
Слайд 21 | Дает время для самостоятельной работы Выводит на экран решение, для проверки выполненного задания учащимися в форме игры "Лото". (каждая картинка открывается по мере поступления ответа при нажатии на правильный ответ) Учащиеся не только проверяют свое решение, но получают сведения о географическом месте расположения каждой страны. |
Учащиеся с помощью калькулятора
рассчитывают какой процент составляет площадь
каждого государста от площади России. ответы проверяются на экране |
Слайд 22,23 | В заключении урока сообщаются сведения о площади Дальневосточного регион, Хабаровского края и Хабаровска | Обсуждают полученную информацию |
Слайд 24 | Предлагает учащимся домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА