Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


В последнее время становится все больше детей, которым трудно справиться с программой обучения. А хроническая отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, которая должна предполагать знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы мы выявляем при индивидуальном обследовании, а так же в ходе беседы с родителями. Учителю важно знать какие нарушения есть у ребенка, чтобы помочь ему Мы пользуемся опросником, который помогает систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учится в школе. Опросник (Приложение) состоит из 46 утверждений: 45 касаются поведения ребенка в школе и 1 участие родителей в воспитании. Учитель вычеркивает номера тех высказываний, которые по его мнению относятся к данному ребенку. Затем результаты обобщаются и получаются достаточно полные и четкие сведения о ребенке. Бланк ответов разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке зачисляется один балл, если справа два. Подсчитав какую сумму баллов набрал ребенок можно определить его коэффициент дезадаптации

    1           РО
    2   3 4     НГШ
  5 6           Л
7 8 9   10 11     НС
12 13 14   15 16     И
17 18 19   20 21     ГС
  22 23           ИНС
    27   24 25 26   НП
31 32 33   28 29 30   НМ
    36   34 35     АС
  41 42   43 44 45 46 НИД

К=н :70 100 ,где н-количество баллов, набранных ребенком.

  • I группа. Хорошо подготовлены, обладают широким кругозором познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, с удовольствием отвечают на уроках. Ощущают успех, повышают учебную мотивацию.
  • II группа. Дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Страдает произвольностью поведения, проявляется инфантилизм.

На уроках отвлекаются, не успевают вовремя ответить, выполнять задание, требуют постоянного внимания учителя.

  • III группа. Группа "риска". Необходима целенаправленная работа с ребенком учителя, в контакте с родителями и даже психоневролога на успешную адаптацию практически невозможна.

РО-родительское отношение

НГШ-неготовность к школе

Л - леворукость

НС- невротичесике симптомы

И-инфантилизм

ГС_гиперкинетический синдром, чрезвычайная расторможенность

ИНС-инертность нервной системы

НП- недостаточная произвольность психических процессов

НМ-низкая мотивация учебной деятельности

АС- астенический синдром

НИД-нарушена интеллектуальная деятельность

Не готовность к школе является существенной причиной.

Особо опасно НГШ с ГС, НП, НС и АС необходима помощь психоневролога.

В группе риска Б больше семей, где родители воспитанием не занимаются. С семьями таких детей ведется большая работа : бережнее относится к детям, следить за режимом, питанием, не ругать, подбадривать, консультация психоневролога. Дети с невротическими симптомами, высоким уровнем тревожности могут казаться не готовыми к школе .

Инертность нервной системы если Н - свойственна V, нужно снизить объем нагрузки на уроках, чтобы мог достигнуть успеха, работая в своем темпе, а так же тревожных, АС-нельзя торопить, в условиях ограничения времени они работают очень плохо, требуют доброжелательного тактичного отношения учителей. Задания подбирать чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достичь успеха.

В сентябре .на момент поступления в школу диагностические исследования показали ,что у 12 (70,59%) учащихся класса в недостаточной степени развиты психические процессы и ориентирование в пространстве .слабо сформированы сенсорно-моторные навыки. 5 (29,41%) не готовы к обучению в школе. У них наблюдается нарушение дисциплины. Неадекватное поведение. Повышенная тревожность, связанная со школой и учебной деятельностью. Дети нуждаются в педагогической поддержке. У 6 учащихся наблюдается нарушения речи. Им необходимы занятия с логопедом.

По результатам медицинского осмотра при поступлении в школу дети были распределены по группам:

  • основная-61,1%,
  • подготовительная-22%,
  • медицинская 11%.

В ноябре 2010 года поведена диагностика первоклассников. Были получены следующие результаты:

Кол-во детей Коэффициент дезадаптации
0-14% 15-30% Выше 30% 31-40%(А) Выше 40% (Б)
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
18 8 44.4 4 22,2 6 33,3 1 5,56 5 27,78
Хорошо адаптированы Средняя степень дезадаптации " группа риска"

Анализ полученных в ходе обследования результатов позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:

  • Показатель до 14% являются нормальным. Не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии.
  • Показатель от 15% до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
  • Показатель свыше 30% серьезная степень дезадаптации.

Если коэффициент свыше 40% то дети нуждаются в консультации психоневролога

Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе помогает учителю получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребенка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребенка и провести корригирующую работу.