Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дидактическая: формирование общего представления о местоимении как части речи; учить распознавать местоимения и правильно использовать их в речи.
  2. Развивающая: активизация процессов запоминания посредством создания зрительных образов (цветовая гамма букв, рисунки).
  3. Воспитательная: повышение мотивации учебной деятельности, воспитание самостоятельности при выполнении упражнений для закрепления.

Оборудование: учебники “Русский язык”2 кл.(автор В.П.Канакина), ноутбук, медиапроектор, экран, авторская презентация (Приложение1), сделанная в программе Power Point по теме урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

Тему новую будем изучать.
Необходимо думать, рассуждать.
И, конечно, без ошибок отвечать.
А для этого нужно внимание
И обязательно ваше старание.

3. Чистописание.

в, колдунья, злая, жила, пещере, сырой

– Прочитайте, записанные на доске слова.

– Сегодня мы будем писать букву, которая в данных словах обозначает 2 звука. Какая это буква? Почему она обозначает два звука в этих словах?

– С какими буквами она в них соединяется?

ая ья ъя яя (продолжите этот узор до конца строки)

– А теперь составим предложение из этих слов и запишем в тетрадь. Какие правила нужно вспомнить?

Дополнительное задание: подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

4. Работа по теме урока. (Слайд № 1)

– Итак, какие части речи мы уже знаем? Что мы о них знаем?

– Сегодня мы познакомимся с ещё одной очень важной частью речи, которая по частоте употребления стоит на третьем месте, после существительных и глаголов. Это местоимения. Как они попали в нашу речь, мы сейчас узнаем.

– В начале урока мы писали предложение о колдунье, а живёт она в сказке. И мы сейчас туда отправимся.

Грамматическая сказка. (Слайд №2)

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец, она придумала страшную месть. Схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и сказала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными. Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.

И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.

– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ты, а к нескольким людям – вы,

если вас будет много, скажете мы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец нашёл пещеру и попросил колдунью вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит её задание. Она, конечно, была уверена, что никто никогда его правильно не выполнит. Но он выполнил. Давайте и мы, ребята, попробуем выполнить это задание вместе с мудрецом.

Угадай и запиши одним словом.(Слайд №3)

Лиственное дерево с белой корой.(берёза)

Ребёнок женского пола (девочка)

Количество уродившихся злаков или др. растений, плодов, грибов.(урожай)

Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.(улица)

Огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста)

Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду(коньки)

Школьная комната для занятий.(класс)

Крупное животное с длинной шерстью, толстыми ногами, впадающее в зимнюю спячку.(медведь)

Сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке.(тетрадь)

Полоса земли, предназначенная для передвижения(дорога)

Белое сладкое вещество, получаемое на Кубани из свёклы(сахар)

Столица России (Москва)

Погода с низкой температурой воздуха(мороз)

Проверим себя. (Слайд №4)

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий, то их так и назвали: “вместоимения”, то есть “вместо имени”, но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.

Местоимения. (Слайд № 5)

– Что вы узнали о местоимениях? Назовите ещё раз эти местоимения. Запишите их в тетрадь.

5. Физминутка.

Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покружимся бочком
Сядем и писать начнём.

6. Закрепление изученного.

Галерея рисунков .(Слайд № 6.)

(Написать названия предметов, а в скобках – местоимения, которым можно заменить каждое слово)

-Ребята, оказывается можно любое существительное заменить подходящим по смыслу местоимением. Мама (она), папа ( ? ),облако(?), машина(?), очки(?), пенал(?), игра(?), футбол(?), шахматы(?), хоккей(?).

Упражнение 185. “Игра в хоккей.” (Слайд №7)

(Вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения.)

-Какие получились предложения? (Нераспространённые)

Дополнительное задание: подчеркнуть главные члены, выяснить каким членом предложения являются местоимения.

“Моё стихотворение про местоимение.”(Слайд №8)

– Смотрите, ребята, что получается. Мы сегодня узнали о новой части речи, а оказывается мы ею давно уже пользуемся. И в своей речи употребляем, и существительные заменяем и в предложения вставляем. А сейчас даже стихотворение про него прочитаем, которое написал автор Ё.Кай.

(Дети читают и добавляют недостающие по смыслу слова в последние два предложения.)

7. Итог урока. (Слайд № 9)

8. Домашнее задание (Слайд №10,11)

Презентация