Главные члены предложения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: Ввести понятие главных членов предложения и открыть способ их нахождения, развивать мышление.

Ход урока

I. Организация класса.

Запись числа, классной работы.

(Звучит музыка.)

Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Дом в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла …(зима)

Зима приходит тихо. Всё происходит, как в сказке. Зима за одну ночь покрывает снегом дома, деревья. Мостит озёра и реки.

II. Актуализация знаний.

– Почему вы рады зиме?

Было домашнее задание. На листе бумаги записать одно предложение. Посчитайте сколько слов в вашем предложении, а сколько членов предложения.

(Дети рассказывают и крепят на доску).

– Почему у вас слов в предложении больше, чем членов предложения?

(Одно предложение остаётся на доске.)

III. Постановка темы и цели урока.

– Как вы думаете, все ли члены предложения по значимости равносильны?

(Нет, есть важные, нужные, необходимые, главные.)

Тема урока: “Главные члены предложения”

– Поставьте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ.

(– Какие члены предложения называются главными?

(– Как их найти в предложении?

– Какими частями речи они являются?

– Как их обозначить?

– На какие вопросы отвечают?

– Почему они главные?)

– Зачем вам это нужно?

IV. Постановка учебной задачи.

1)Запись на доске:

легко, съехала, с, горы, на, лыжах.

Мальчики, снежки, в.

– Эти слова являются членами предложения? Почему?

– Сможете их сделать членами предложения?

– Поднимите руку, кто сможет.

(Запись детьми)

– Какими словами вы предлагаете дополнить? На какие вопросы они будут отвечать?

2) Групповая работа.

Я приглашаю вас ребята в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама –
Красавица – волшебница Зима.

Мы пойдём группами, чтобы в пути помогать друг другу.

Путешествуя по лесу, выполняя задания, может быть мы и найдём ответы на поставленные вопросы.

– Отметьте в каких предложениях данный член предложения необходим. А когда понятна мысль и без него, он необязательный.

(Зимнее освещает верхушки деревьев. (Солнце)
На берёзе лежат шапки снега. (Пушистые)
Ветки пригнулись от такой тяжести. (К земле)
От ёлки к ёлке белка. (прыгает)

(Обсуждение в группе. Выступает по одному человеку от группы.

Выношу на доску.

Девочка играли
Солнце прыгает

3) Задаёт вопрос Том:

– Почему без этих слов предложения не получались? ( Они главные)

– Что это за слова? Что общего у этих слов?

Продолжаем запись на доске:

Девочка играли
Солнце прыгает
Имя существительное глагол
кто? что? что делали?
Именительный падеж что делает?

Ломоносов М. В. Дал название этим членам предложения название. Подлежащее– значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое– содержит информацию о подлежащем ( (сказано о подлежащем)

Запись выше:

Подлежащее сказуемое

Идём мы по лесу и видим эти же предложения.

– Почему у нас не получались предложения? Объясните, используя новые научные слова.

Девочка легко съехала с горы.

Мальчики играли в снежки.

– Кто знает, как их подчеркнуть? Подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя.

4) Физкультминутка (музыка)

А сегодня у зимы новоселье, Мы по лестнице шагаем,
Мы с тобой приглашены Выше ноги, топ, топ.
На веселье, Двери комнат открываем
Дом построен из сугроба Справа – хлоп, слева – хлоп.
Вот такой вышины! Ну, а в доме нас встречает
Белый коврик у порога и она сама.
Вот такой ширины! Ты хозяйке поклонись-ка
Погляди-ка потолки ледяные – Здравствуй, Зима.
Высоки-превысоки, кружевные.  

V. Закрепление знаний.

1) (Звук рыси ) Это рысь – её называют лесной кошкой. Нам предстоит выполнить упражнение 417 в паре.

2) Проверка. Кошка снегом моет нос.

Вопрос Тома: Почему у вас подлежащее кошка, а не нос?

– Это слово отвечает на вопрос что? ( Обсуждение)

– Как найти главные члены предложения?

Обращаемся к учебнику – читаем правило.

VI. Обобщение.

1) (Звуки птиц) Тихо в лесу, слышны голоса птиц. А можем мы оставить добрый след в лесу? Чем можем помочь его жителям? Одних кормушек достаточно?

Природа даёт нам заряд для творчества. Выполните трудное задание. Смоделируйте полученные знания, работая в группе.

(Защита смоделированных схем.)

2) Вот ёлочка. Холодно. Вокруг снег. Уютно такому дереву? Давайте укроем её снежинками.

По классу расположены снежинки разного цвета – разного уровня сложности: жёлтого, белого, голубого.

(Работают самостоятельно, подчёркивают главные члены предложения)

Проверка работы в группах. Дети собираются по одному цвету снежинок.

Предложения:

1) В густом ельнике жила маленькая ёлочка. 2) Зима прикрыла деревья снегом.3) А ёлочка – без белого наряда.

(Обсуждение) Оказывается, случается, что в нашей речи могут быть предложения, где нет подлежащего или сказуемого.

(Мелодия “ В лесу родилась ёлочка”)

– Послушайте стихотворение Д. Самойлова.

Определите, каких главных членов предложения здесь нет.

Город зимний,
Город дивный.
Снег как с яблонь,
Лепестками…
Словно крыльев лебединых
Осторожное плесканье.

– Чего нет в предложении? Но мысль вам понятна? То вы представили?

Наш язык богат. Предложения строятся по-разному. Но разбирать мы будем только некоторые, со временем вы узнаете о главных членах предложения больше.

VII. Итог по уроку.

Вот гуляя по лесу, мы вернулись к вопросам, поставленным в начале урока. Сможете ли вы теперь на них ответить?

VIII. Рефлексия.

Вот и ступеньки школы. Вы слепили снежки. Положите свои снежки на нижнюю ступеньку школы, кто не понял, что такое главные члены предложения и не смог их найти, 2 ступеньку – понял, но объяснить другим не сможешь, 3 ступеньку – понял, объяснишь.

Презентация