Творческая лаборатория "Мамина школа"

Разделы: Работа с родителями


С января 2007 года, который был провозглашен “Годом ребенка”, в нашей поликлинике стартовал проект – Творческая лаборатория “Мамина школа”.

Мы, педагоги отделения восстановительного лечения, поддержали идею своих коллег – врачей создания такой школы для родителей. О своем направлении в работе творческой лаборатории мы хотели бы рассказать.

Приоритетным направлением, которой является социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство семьи и учреждения.

Основная задача – совершенствование психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.

Направление работы Творческой лаборатории “Мамина школа”.

получение родителями максимально возможной информации:

– об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка;

– о специфике и приоритетах семейного воспитания;

– о потребностях и запросах семьи в воспитании и развитии ребенка;

– о возможности конструктивного участия родителей в работе дошкольного учреждения.

Консультации и занятия в “Маминой школе”проходят 1 раз в месяц, их с интересом посещают мамы, папы, бабушки и даже дедушки наших детей.

Мы постарались, чтобы время наших встреч было удобно для родителей.

Встречи проходят в уютной обстановке и теплой, дружеской атмосфере. Такие встречи даже получили свое название – “Семейная гостиная”. За круглым столом, выпив чашечку чая или ароматного кофе, родители могут получить информацию у специалистов, побеседовать и обменяться опытом с другими родителями. Пока проходят консультации, дети могут находиться в игровой комнате под наблюдением опытного педагога.

“Семейная гостиная”хорошо зарекомендовала себя. В отличие от родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно-поучительной, “гостиная”строит отношения с семьями по принципу добровольности, личной заинтересованности. В “Семейной гостиной”родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм выхода из сложившихся трудных ситуаций.

Каждая встреча связана с обсуждением наиболее волнующей темы. Темы встреч планируются от запроса родителей.

(Приложение 1)

Родители, которые в течение года посещали “Мамину школу”получают сертификат. (Приложение 2).

Позвольте представить к рассмотрению одну из тем.:

Тема: “Художественная литература. Что можно читать малышам”.

Цель: Заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге. Воспитание интереса к чтению: Что и как читать ребенку; Как работать с книгой.

Оборудование:

– мультимедийная установка;

– музыкальный центр;

– диски с музыкальными композициями;

– бейджики;

– фломастеры;

– листы формата А3;

– наглядный материал (детские книги);

– анкеты для родителей; (Приложение 3)

– “Шпаргалки для родителей”; (Приложение 4)

чайный столик.

Организация пространства:

Встреча проходит в уютном зале, стулья расставлены полукругом. Участники встречи занимают удобные для них места. Каждый участник для удобства общения получает бейджик, на котором он пишет свое имя. Пока участники мероприятия собираются, звучит спокойная, приятная музыка, под которую проходит слайд-шоу по теме, настраивая их на дальнейшую беседу. В зале оформлен стенд с наглядным материалом (детские книги). Продолжительность встречи 1 -1,5 часа.

Ход встречи

1. Игра “Картина” (объединение, раскрепощение).

Участники делятся на группы по 3 человека. Каждой группе выдается лист формата А3, фломастеры и дается задание, одновременно каждому участнику нарисовать желаемый объект. Затем группа должна объединить изображенные объекты единой темой и записать название с обратной стороны листа. После лист передается по очереди от группы к группе. Получив лист с “картиной” участники обсуждают рисунок и дают ему свое название, которое записывают, но уже на лицевой стороне. Когда лист возвращается к своей группе, сверяются названия “картины”.

2. Введение

Как выбрать для ребенка самые первые книги? Не правда ли, хочется, чтобы они были одновременно и красивыми, и полезными, и понравились малышу? Что нужно, чтобы первое знакомство с книгой породило интерес к чтению?

Чтобы воспитывать читателя в ребенка, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении чувств.

Игра “Книжный магазин”.

Каждой группе необходимо решить, какую книгу для ребенка купить в “Магазине”. Представитель от команды выбирает из предложенного материала книгу и затем команда рассказывает о своей покупке (почему эта книга ими выбрана, какие требования они предъявляли к выбору книги и на что обращали внимание).

После обсуждения совместно вырабатываются требования к выбору книг.

Требования к выбору книг: (Слайд 1)

– Начнем с того, что книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям. Иначе, в ряд ли удастся его заинтересовать.

– Сюжет книги должен быть простым, с четкой последовательностью событий.

– Книга должна быть иллюстрирована. Многие родители спрашивают, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненными известными мастерами, или с примитивными, доступными ребенку. Наверное, каждый взрослый решает этот вопрос, ориентируясь на свой вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями именно известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания ребенка и развить речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяется не такое пристальное внимание. У нас есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

– Уделяйте особое внимание к качеству полиграфии.

Первая книжка в жизни малыша: (Слайд 2)

– книжка-подушка (страницы из синтепона, обшиты яркой тканью с иллюстрациями и текстом, “странички” связаны часто ленточками в один блок). Размер 35х32;

– книжки с надувными “страничками”;

– книги-элерманы (листы у такой книжки из картона)

– книжки-вырубки (их обложки и листы имеют форму предмета или героя, о котором идет речь в книге);

– книжки-панорама (содержание книги “оживляется”с помощью приведенных в действие фигурок);

– книжки-стикеры (для детей от 4 лет. в книгу наклеиваются нужные наклейки в соответствии с заданием);

– книжки “восьмушки”, “четвертушки”.

Жанры: (Слайд 3)

– колыбельные (создание комфортной обстановки, передача материнского отношения к малышу);

– пестушки, потешки (короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка);

– небылицы – перевертыши (необходимы для тренировки интеллекта, рекомендуют для детей с 4 лет);

– сказки;

– короткие рассказы;

– стихи.

Советы родителям:

– Выбор времени (книгу надо начинать читать, когда ребенок еще не начал играть и его ничего не отвлекает от чтения, слушания);

– Читать надо медленно, четко, выразительно, ясно, не подделываясь под детский лепет;

– Выбирая книгу надо думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка и позитивной деятельности;

– Книга должна соответствовать мировоззрению ребенка, его запросам и миру эмоций.

Обложка или переплет
Как маленькая дверца,
Приоткрывает вход
И доступ в область сердца.

Е. Долматовский.

Используемая литература:

  1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада.– СПб.: Детство – Пресс, 1999.
  2. Ветрова В. Ладушки,ладушки…..: песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. – М.: Знание, 1995.
  3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду, младшая группа – М.: ВАКО, 2011
  4. З.А. Гриценко Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. – М.:  Линка – Пресс, 2003.
  5. Гербова В.В Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез

Презентация