Современность предъявляет школе и её выпускнику всё более высокие требования. Чтобы им соответствовать, современный урок должен быть интересным, познавательным и творческим.
Компьютерные технологии позволяют заинтересовать детей, повысить мотивацию в изучении языка и, следовательно, повысить эффективность уроков. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной, творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность.
Для учителя применение ИКТ открывает безграничное поле деятельности при организации работы над самыми разнообразными темами, на разных ступенях обучения, с детьми разных возрастов. Такая организация учебной деятельности позволяет каждому ребенку выразить себя, показать свои знания, умения, навыки и при этом получить положительную оценку. [1]
Что же такое ИКТ? Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность программных и аппаратных средств для обработки, хранения, передачи и преобразования информации. В учебном процессе могут использоваться различные технические средства. Различные по:
- решению педагогических задач:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, мультимедийные учебные занятия и т.д.);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы); - функциям в организации:
- информационно-обучающие (электронные учебники, библиотеки, словари);
- интерактивные (телеконференция);
- поисковые (каталоги, поисковые системы); - типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией;
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией;
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией; - формам применения:
- урочная;
- внеурочная.
Применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе дает возможность решить ряд задач:
- освоение предметной области на различных уровнях глубины и деятельности;
- выработка умений и навыков решения типовых практических задач;
- выработка умений анализа и применения решения в нестандартных, проблемных ситуациях;
- развитие способностей к определенным видам деятельности;
- контроль и оценивание знаний и умений. [2]
Современное образование ставит новые цели и задачи, для решения которых необходимо менять подходы к организации трудовой деятельности. Так с усвоения знаний акцент переносится на формирование компетентности. Происходит переориентация образования на личности – личностно-ориентированный подход. Для этого школы оснащаются современными технологиями: компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету (именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс).
Существует много программ, используемых учителем при создании различных презентаций к уроку. Наиболее распространенными являются: word, excel, power point. Они помогают учителю представить новый или изученный материал в динамичном и интересном виде. Они позволяют учителю смешивать различные виды представления материала – видео и текст, аудио и картинку и т.д. – и это происходит эффективнее и красочнее, чем это было до появления компьютерных технологий. Интерактивная доска, одно из современных технических достижений, позволяет учителю не просто презентовать что-то, но и манипулировать им, внося изменения в представляемый на уроке материал. Возможность двигать части текста, создавать графические объекты очень привлекательна для учащихся, особенно на начальном этапе обучения.
Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе являются иностранные языки, в частности английский. При изучении английского языка могут применяться как типовое программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы: мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники. На уроках английского языка информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы для обучения различным видам деятельности - грамматике, лексике, чтению, говорению. Их можно использовать на разных этапах работы над материалом: при введении, активизации, отработки, закрепления какого-либо материала. ИКТ позволяет сделать урок интереснее и насыщеннее, ввести новый материал в наиболее увлекательной форме, преподнести сложный материал в более доступной форме, что очень важно при изучении английского языка, который является одним из трудных для изучения предметов в школе. [5]
На уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность, которая направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учащихся и учителя. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.
Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам применять свои знания, умения и навыки на практике и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности. Проектная работа начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается презентацией и защитой проекта. Работа над проектом состоит из следующих этапов:
- определение темы;
- определение конечного результата;
- обсуждение и составление плана проекта;
- сбор информации;
- обработка информации;
- оформление проекта;
- презентация проекта и оценка проекта.
Практически на каждом этапе возможно применение компьютерных технологий. Например, при обсуждении и составлении плана, учащиеся могут воспользоваться компьютером; сбор информации выбранной темы легко осуществить, воспользовавшись информацией, имеющейся в интернете; полученный с помощью электронных ресурсов материал удобнее обработать и оформить с помощью определённых программ компьютера с тем, чтобы потом презентовать этот проект на уроке с помощью проектора или интерактивной доски. Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки английского языка интересными и современными; учитель не только учит детей, но и сам многому учится у них.
Технология использования ИКТ в сочетании с методом проекта в обучении школьников направлена на достижение целей изучения языка; развивает навыки и умения самостоятельного труда; использует компьютер как средство обучения и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; опирается на опыт учащихся, на знания, умения и навыки, приобретенные ими на уроках; устанавливает межпредметные связи (английский язык - история, английский язык – география, английский язык - информатика и т.д.). Кроме того, стимулирует профессиональный рост учителя.[3]
Но, применяя образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, нужно помнить, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:
- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей - целостность);
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других. [4]
В наши дни существует огромное количество компьютерных обучающих программ в системе образования, которые, конечно, являются хорошим подспорьем в процессе обучения. Но, несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, только учитель может обеспечить целость, системность и эффективность в обучении.
В условиях информатизации образования учитель выступает режиссером, который направляет информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Компьютер для него - более современный (по сравнению с другими средствами) инструмент. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, так как Учитель может срежессировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. [4]
Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Средства мультимедиа позволяют вывести процесс обучения иностранным языкам на принципиально новый уровень. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке, так как компьютер есть и всегда остается лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой базы, нужен учитель. И, хотя использование информационно-коммуникативных технологий в обучении открывает возможности, недостижимые для других традиционных средств, использовать компьютер именно тогда, когда он действительно необходим, тщательно планируя время работы с ним.
Список использованной литературы:
- Мухитдинов И.В. Презентации Microsoft PowerPoint на уроках иностранного языка: Всероссийская научная школа для молодёжи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций»/ сборник материалов. – Магнитогорск, 2009.
- Матвеева Ю.В., Ведерникова А.В. Информационно-коммуникативные технологии в новой школе: Всероссийская научная школа для молодёжи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций»/ сборник материалов. – Магнитогорск, 2009.
- Лисичкина Т.А., Плотникова Л.А., Сельментова Ю.В., Колосс Н.М. Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
- Митрюхина Л.Н. Компьютерные технологии в системе образования: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
- Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching. – Pearson Longman, 2008.