Школьный проект как одна из форм методической работы

Разделы: Администрирование школы


В системе непрерывного образования педагогических работников особое место принадлежит методической работе. М.М.Поташник в книге «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» даёт определение методической работе в школе: «Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся»

Методическая работа, проводимая образовательным учреждением, должна соответствовать современным направлениям и задачам развития образования.

Реализацию окружной стратегии "Строим Школу будущего на Юго-Западе" наше образовательное учреждение осуществляет в рамках модуля «Здоровая и дружественная среда, уклад школы. Детско-взрослая общность».

Для решения проблем в этом социально значимом направлении требуются усилия всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся, родителей. Достижение целей возможно только при их совместной работе, основанной на открытых соглашениях и сотрудничестве.

А сотрудничество – это и есть не что иное, как социальное партнерство.

Проявление социального партнёрства в школе может проходить в реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы.

На практике возникает множество вопросов и задач, связанных с оценкой реализации разнообразных инициатив. Поэтому на современном этапе образования экспертиза позволяет осуществить комплексный подход к оценке деятельности учителя.

Экспертиза – это оценка авторитетными специалистами состояния объекта, последствий какого-либо явления или события, результатов чьей-либо деятельности или принятия решения, возможностей реализации проекта и т. п.

В начале учебного года на установочном семинаре проходило обсуждение вопросов:

  1. Направления развития научно-методической работы ОУ (доклад).
  2. Проведение «Экспертизы» как инструмента обновления практики управления образовательными системами (выступление).
  3. Формы и методы соуправления. Алгоритм проведения «Экспертизы» («Панельная дискуссия»).

После прошедшего обсуждения вопросов, педагогическое сообщество утвердило как одну из форм методической работы года, реализацию школьного проекта: «Общественно-партнёрская экспертиза эффективности форм и методов соуправления».

Проект был направлен на апробацию эффективных форм и методов, обеспечивающих соуправление учебно-воспитательным процессом в школе всех его субъектов.

Цель общественно-партнёрской экспертизы: найти, проанализировать, оценить и поддержать положительный педагогический опыт, опыт детско-взрослого сотрудничества.

Задачи:

  1. Развивать умения и навыки межличностного общения.
  2. Развивать организаторские умения.
  3. Формировать умение устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами.
  4. Воспитывать способность оставаться независимым в группе, уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива.
  5. Развивать умение вести дискуссию, предупреждать возникновение и разрешать возникшие конфликты.
  6. Апробировать эффективные формы и методы соуправления, обеспечивающие развитие витагенной образовательной среды.

Соуправление – это наиболее плодотворная форма взаимоотношения педагогов, специалистов, учащихся, родителей, которая предполагает взаимоуважение, доверие, взаимную информированность, совместную деятельность, желание сотрудничать.

Мы предположили, что если:

  • изучить и обобщить опыт педагогики сотрудничества;
  • развить социально-партнерские отношения с родительской общественностью;
  • создать условия самореализации личностного потенциала воспитанников Центра;
  • развить формы соуправления во взаимодействии с обучающимися,

то мы выйдем на развитие витагенной образовательной среды, позволяющей накапливать и актуализировать приобретенный конструктивный жизненный опыт здорового образа жизни, направленный на достижение перспективных потребностей личности за счет создания дружественной, безопасной среды школьного пространства.

Еженедельно, на протяжении нескольких месяцев, учителя делились накопленным опытом. Творческие отчёты представлялись в виде презентации по различным темам, отражающим идею проекта.

Приведу примеры некоторых: «Конференция как одна из форм соуправления», «Ученические роли на уроке как способ соуправления образовательным процессом», «Создание творческого тандема по соуправлению», «Волонтёрское движение как форма соуправления», «Театральная педагогика - форма сотворчества» и т.д.

В единый день методической работы, названный в педагогическом сообществе «Умный понедельник», на котором присутствуют все педагоги коллектива, каждый учитель получает представление о формах и методах партнёрства, используемых педагогами в нашем Центре образования. Заместитель директора по научно-методической работе составляет четкий график открытых уроков, мероприятий, занятий и времени презентации форм и методов соуправления.

Все презентации учителей выкладываются в школьное информационное пространство, созданное в Центре образования. Единое информационное пространство позволяет учителям использовать в работе теоретический материал и презентации педагогов, размещённые в модуле «Методическая работа».

После теоретического ознакомления с опытом взаимодействия «учитель-ученик-родитель», «учитель-ученик-учитель», «учитель-ученик-ученик» педагог приглашает коллег познакомиться с опытом своей деятельности на практике (проведение открытых мероприятий).

На уроках, занятиях или мероприятиях педагоги - эксперты в предложенном им бланке экспертизы выражают своё мнение и затем, на их основе составляется экспертное заключение. Проводится и опрос учащихся с целью определения восприятия детьми формы взаимодействия. На открытые занятия приглашаются родители, которые выступают в качестве общественных экспертов, их мнение и оценка фиксируются в бланке эксперта (Приложение 1).

После мероприятия, урока или занятия происходит обсуждение увиденного. В процессе, которого обозначаются различные взгляды экспертов: родителей, учителей, учащихся. Противоречия или совпадение взглядов способствуют обеспечению согласования деятельности по здоровьеформированию внутришкольной среды детско-взрослой общности.

В ходе подготовки и проведения мероприятий постоянно осуществляется сотворчество и сотрудничество педагогов и учащихся. Привлечение родителей к экспертизе – это путь к взаимодействию, партнёрству. Родитель, погружённый в школьную жизнь своего ребёнка, становится активным участником образовательного процесса. Именно на эту позицию ориентируют родителей новые федеральные государственные образовательные стандарты.

По результатам реализации проекта каждый педагог обобщает свой опыт работы в статье, разработке урока или занятия.

Завершение методической работы учебного года проходит в ходе традиционной ежегодной конференции «ТЕФФИ» - Творческое Единство Фантастического Фонда Интеллектуалов.

По определению: «Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта».

Продуктами нашего проекта «Общественно-партнёрская экспертиза эффективности форм и методов соуправления» являются: мультимедиа-продукт: «Интегрированные уроки в 5 классе «Математика и ЗОЖ»; мультимедиа-продукт: презентации форм и методов соуправления; банк форм и методов соуправления в школьном информационном пространстве, выпуск книги «Социальное партнёрство – путь познания и совершенствования» (из опыта работы педагогического коллектива).

Вовлечение всех участников образовательного процесса в управленческую деятельность способствует повышению уровня саморазвития, оптимизации форм соуправления, построению взаимоотношений.

Литература

  1. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. «Педагогическая экспертиза школы», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
  2. Конасова Н.Ю. «Общественная экспертиза качества школьного образования», Санкт-Петербург, 2009 г.
  3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, «Народное образование», 1998 г.,
  4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, 2002 г.
  5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательным процессом в адаптивной школе», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001 г.