В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им отводится значительная часть курса. Решение и анализ позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения материала и его усвоения. Но как разобраться в огромном количестве задач, и мыслимо ли прорешать все задачи? Накопив определенный опыт решения задач, я пришла к выводу, что количество решаемых задач можно значительно сократить, если задачи в которых рассматривается одна и та же физическая ситуация, или физическая модель объединить и составить одну большую задачу, называемую ЗУМ, что означает – задача универсальная многофункциональная. Решение ЗУМов дает учащимся увидеть одну и ту же физическую ситуацию в различных аспектах, что создает целостное представление о физике. Такие задачи помогут учащимся при подготовке к экзаменам и олимпиадам. На, уроках, такого типа задачи можно составлять при повторении и обобщении темы.
В чем состоит отличие ЗУМа, от обычной задачи? В отличие от обычной задачи здесь есть главное действующее лицо, вокруг которого разворачиваются все события. Устанавливаются все возможные связи этой физической величины с изучаемыми по данной теме величинами. Обычных задач приходится решать несколько, ЗУМов одну или две. Составленный образ задачи позволяет увидеть физическую суть задачи. Составление и решение ЗУМов вызывает у учащихся определенный интерес. Не надо искать и перерывать огромное количество задачников, чтобы решить множество задач при подготовке к экзаменам, олимпиадам. Вместе с тем, составление и решение ЗУМов требует хороших знаний по теме и умения решать простейшие опорные задачи. Не все физические ситуации можно объединить в одну задачу. Учитель должен хорошо ориентироваться во всех типах задач, решаемых в курсе школьной программы. Учить составлять такие ЗУМы лучше учащихся старших классов, на специальных курсах или на уроках повторения и закрепления материала. Записывать такие задачи желательно в отдельную тетрадь.
В настоящее время в моей копилке имеется около 10 таких ЗУМов по различным темам: «Электрическое поле. Напряженность поля», «Шарик на нити», «Фотоэффект. Законы фотоэффекта», «Графическая, по механике», «Электрический ток», «Молекулярная физика», «Движение тела по наклонной плоскости», «Атомная и ядерная физика». Алгоритм составления таких задач отражен в моей работе.
Алгоритм составления ЗУМа:
- Определить «главное действующее лицо » задачи, то есть относительно какой величины или физического процесса будет составляться задача.
- Определить физические величины, которые можно найти из условия задачи.
- Составить схематичный чертеж задачи.
- Записать условие задачи.
- С помощью физических законов и формул установить математическую связь между величинами, выведенными в решении.
- Произвести решение полученных уравнений или системы уравнений.
- Проведя арифметические расчеты, получить ответ, который необходимо оценить, насколько он реален.
- Проверить ответ на корректность.
1. Образ многофункциональной задачи по теме: «Ядерная и атомная физика»:
Краткое условие задачи:
Для ядра Х атома
- Определить состав ядра атома;
- Определить энергию связи атомного ядра;
- Ядро, какого атома образуется в результате взаимодействия ядра Х с элементарной частицей а?
- В какое ядро превратится ядро Х после х-α-распадов и у-β-распадов?
( Для составления такой задачи лучше брать ядра , )
2. Образ ЗУМ по теме: «Электрическое поле. Напряженность поля».
Условие задачи:
Между двумя точечными зарядами +q1 и –q2 расстояние равно r.
а) найдите напряженность поля в средней точке А между зарядами.
б) найдите напряженность поля в точке В, если r1 = r2.
в) найдите напряженность в точке С, если r3 > r4.
г) определите потенциалы в этих точках.
д) определите результирующую силу взаимодействия между зарядами в этих точках, и зарядом q3 помещенным в эти точки.
3. ЗУМ с использованием ситуации «Шарик на нити».
а) Динамика.
Шарик массой m, привязанный нитью к подвесу описывает в горизонтальной плоскости окружность, имея постоянную скорость. Определить скорость шарики и период его вращения по окружности, если длина нити l, а ее угол с вертикалью составляет α.
б) Законы сохранения.
Пуля летевшая горизонтально со скоростью υ попадает в шар, подвешенный на нити длиной l. Определите на какой угол отклонится шар, если масса пули m1, масса шара m2.
в) Электростатика.
На каком расстоянии от шарика А погруженного в керосин, должна быть расположена стальная пылинка В объемом V, чтобы она находилась в равновесии? Заряд шарика q1, заряд q2. Каким будет равновесие: устойчивым или неустойчивым?
г) Электрическое поле.
Какой угол α вертикально составляет нить, на которой висит заряженный шарик массой m, помещенный в горизонтальное, однородное электрическое поле напряженностью Е. Заряд шарика q.
д) Механические колебания.
Маятник состоит из тяжелого шарика массой m, подвешенного на нити длиной l. Определить период колебаний маятника и энергию, которой он обладает, если наибольший угол его отклонения от положения равновесия α.
4. ЗУМ по теме: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Условие задачи:
Длина волны света, соответствующая красной границе фотоэффекта некоторого металла равна λmax.
- Найдите Ав электронов из этого металла.
- Максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых из него с длиной волны λ.
- Максимальную Ек электронов.
- Найти значение запирающего напряжения Uз.
- Найти энергию падающего фотона Еγ.
5. Графическая ЗУМ.
- По графику υх(t) автомобиля определить характер движения на участках ОА и АВ.
- Найти проекции ускорения ах на участках ОА и АВ.
- Записать уравнение скорости υх(t) каждом участке.
- Записать уравнение перемещения на каждом участке.
- Найти перемещение на каждом участке.
- Найти силу тяги, развиваемую при разгоне (на ОА).
- Найти развиваемую мощность.
- Определить Ек автомобиля на участке АВ.
- Найти путь, пройденный машиной.
- Найти υср. на всем пути.
- Определить работу силы тяги на участке ОА.
- Построить графики ах(t), Sx(t), l(t).
- Определить координату автомобиля через t1 = 10 с, t2 = 30 с.
6. ЗУМ по теме: «Электрический ток».
Для решения задач по теме «Электрический ток», алгоритм несколько изменяется, и состоит в следующем:
- По предложенным схемам электрической цепи, составляется условие задачи.
- Записывается краткое условие задачи и осуществляется перевод единиц в одну систему.
- Рассчитывается сопротивление всей цепи.
- Рассчитывается внутреннее сопротивление и эдс источника тока.
- Определяется общий ток по закону Ома для всей цепи.
- Рассчитываются токи и напряжения на участках.
- Определяется работа, мощность и количество теплоты на различных участках цепи.
- Определить общее сопротивление цепи и напряжение на участке СД, если R1 = 4 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 3 Ом, амперметр показывает силу тока 2 А.
- Определить токи и напряжение на каждом резисторе, а также общую силу тока и напряжение, если ε = 5 В, r = 1 Ом.
- Найти заряд на конденсаторе, С = 5 мкФ.
- Определить токи и напряжения во всех ветвях.
- Определить мощность и количество теплоты на различных участках.
7. ЗУМ с использованием ситуации «Наклонная плоскость».
Кинематика.
1.По наклонной доске пустили катиться снизу вверх шарик. На расстоянии l = 30 см от начала пути шарик побывал дважды: через t1 = 1с и через t2 = 2с после начала движения. Определить начальную скорость ν0 и ускорение а движения шарика, считая его постоянным. |
|
2.Тело падает с высоты 4м. На высоте 2м оно упруго ударяется о закрепленную площадку, расположенную под углом 300 к горизонту. Найти полное время движения тела и дальность его полета. |
|
Динамика. |
|
|
4.Автомобиль массой 1т поднимается по шоссе с уклоном 300 под действием силы тяги 7кН. Коэффициент трения между шинами автомобиля и поверхностью шоссе 0,1. Найти ускорение автомобиля. |
5.Груз массой m1, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой m2, движется вниз по наклонной плоскости. Найти силу натяжения нити и ускорение грузом , если коэффициент трения между m1 и лоскостью0,1. Угол наклона плоскости к горизонту ά. Массами нитей блока, а так же трением в блоке пренебречь. |
|
6. На наклонную плоскость с углом ά помещена плоская плита массой m2, а на нее –брусок массой m1.Коэффициент трения между бруском и плитой μ1.Определить при каких значениях коэффициента трения μ2 между плитой и плоскостью плита не будет двигаться, если известно, что брусок скользит по плите. |
Работа. Мощность. Энергия.
7. Какую работу совершит сила F, подняв по наклонной плоскости груз массой m на высоту h с ускорением а. Сила действует параллельно наклонной плоскости. Трением о плоскость пренебречь.
Статика.
8.Однородная тонкая балка АВ массой 100кг опирается одним концом на гладкий горизонтальный пол, а другим на гладкую плоскость, наклоненную под углом 30° к горизонту. Конец балки В поддерживается веревкой с грузом, перекинутой через блок С. Определить массу груза и силы нормальной реакции пола и наклонной плоскости. Трением в блоке пренебречь. |
Теплота и работа.
9.Сани массой 6 кг скатываются с горы, образующей с горизонтом угол 30°. Пройдя по склону горы 50 м, сани достигают скорости 4,5м/с. Определите количество теплоты, выделенное при трении полозьев о снег.
Электричество.
10.По наклонной плоскости, составляющей угол ά с горизонтом, соскальзывает с высоты h небольшое тело, заряженное отрицательным зарядом –q. В точке вертикали, проведенной через начальное положение тела, с основанием находится заряд +q. Определите скорость, с которой тело достигнет основания наклонной плоскости. Проанализируйте зависимость скорости от угла ά : а) ά = 45°, б) ά < 45°, в) ά > 45°. Трением пренебречь. Масса тела m. υ0=0.
11. Небольшое заряженное тело начинает скользить без трения по наклонной плоскости с высоты Н = 50 см. Масса тела m = 80 г, его заряд q1 = 6 мкКл, угол ά = 30°. В вершине прямого угла находится точечный отрицательный заряд q2 = –2 мкКл. Считать, что взаимодействие зарядов происходит в вакууме. Кинетическая энергия тела в нижней точке наклонной плоскости равна… |
8. ЗУМ по теме «Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов».
Найти общую емкость конденсаторов, включенных по схемам:
Как видно из примеров приведенных в данной статье, видно, что составление такого типа задач, требует хороших знаний по теме и умение решать простые задачи.
Поэтому ЗУМы лучше учится составлять с учащимися старшего возраста, начиная с 9 класса. Не все физические ситуации можно объединить под одну задачу. Учитель должен хорошо ориентироваться во всех типах задач, решаемых в курсе школьной программы. Целостность задачи позволяет увидеть связь между разделами физики. При подготовке к экзаменам такие задачи оказываются незаменимыми. Не надо искать и перерывать огромное количество задачников, чтобы решить множество задач. Достаточно решить 2-3 таких задачи, и большая часть материала будет повторена.