Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса. Без использования современных средств информационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические и интеллектуальные процессы учащихся; стимулируется развитие познавательного интереса.
Из этого следует актуальность образовательного ресурса “Преобразование графиков тригонометрических функций”, который может быть использован учителями для проведения уроков и факультативов, а так же для самостоятельной работы учащихся.
С помощью программы PowerPoint создана не презентация-сопровождение для урока математики, а интерактивная модель для демонстрации движения графика. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. В этом и заключается перспективность разработки.
Исходя, из информационного содержательного обеспечения цифровой образовательный ресурс представляет собой набор мультимедийных информационных объектов: статические и динамические изображения, инструментарий для работы с ними.
Таким образом, можно определить вид цифрового образовательного ресурса – это электронное учебное пособие.
Образовательно-методические функции ЦОР (цифрового образовательного ресурса).
- Репетитор
- Тренажер
- Обучающе-контролирующий ресурс
- Практические задания
Раздел учебной программы: “Тригонометрические функции”.
Тип урока: цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры.
По форме изложения материала: Комбинированный (универсальный) ЦОР содержит отдельные элементы видов информационных источников и может эффективно использован при реализации различных подходов к обучению.
Образовательно-методические функции: Классификация по типу информации: ЦОР с комбинированной информацией и интерактивными моделями.
Основные принципы: Интерактивный (диалоговый) режим работы.
Цель разработки: Интенсифицировать и оптимизировать учебный процесс.
Задачи разработки:
- облегчить достижение целей закрепленных программой: а именно систематизировать знания и умения, учащихся по теме: “Преобразование графиков тригонометрических функций вида: y = f(x) + m, y = f(x + t), y = аf(x).
- научить учающихся строить графики вида: y = f(x + t) + m;
- способствовать проявлению познавательной активности и стимулировать творчество обучающихся;
- развивать логическое мышление, память и другие значимые качества личности обучающихся;
- развивать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
- помочь учителю при подготовке и проведению уроков;
- способствовать развитию самостоятельной творческой исследовательской деятельности учителя и обучающихся.
Методика разработки.
1 этап актулизации ЗУН (знаний, умений, навыков).
На этапе актуализации знаний рассказ о применении тригонометрии в жизни. Цель: привлечь внимание учащихся и настроить их на работу.
2 этап: Постановка целей урока. Слайды 2,3.
3 этап: Повторение и закрепление знаний, умений и навыков. (Слайды 4-33).
Фронтальный опрос:
- Повторить правила преобразования графиков функций y = f(x) + m, y = f(x + t), y = аf(x).
- Закрепляем знания с помощью анимационных чертежей. Используем зрительную память, логическое мышление – соотношение теории и практики.
Схема:
- Проговариваем алгоритм.
- Просматриваем преобразование графиков на интерактивной модели.
- Сравниваем свой вывод с алгоритмом на слайде.
- Выполняем задание.
- Взаимопроверка.
4 этап: Изучение нового материала: (Слайды 34 -37).
- Вывести алгоритм построения графика функции у=а(х+t)2+m, если известен график функции у=ах2.
- Выполнить практические задания.
- Сформулировать и проверить гипотезу построения графика функции у=а(х+t)2+m.
5 этап: Закрепление и контроль знаний, умений и навыков изученного материала; с последующей взаимопроверкой.
6 этап:
Дифференцированное и разноуровневое домашнее задание:
- 1 уровень (базовый, воспроизведение).
- 2 уровень: (сравнение).
- 3 уровень: творческое задание.
Данный цифровой образовательный ресурс для учителя-предметника:
1) Позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному обучению и представлению знаний.
2) Создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых.
3) Позволяет достичь высокий уровень усвоения учебного материала учащимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения; это ведет к экономии учебного времени.
4) Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
5) Способствует развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.
Условия освоения моего цифрового образовательного ресурса (т. е. воспроизводимость).
Разработка может быть использована учителями предметниками, владеющими ИКТ и при наличии в школе необходимой мультимедиотехники.
Лист контроля
Ф. И.________________________________________
Этапы урока | Преобразование графиков функций y = f(x) + m |
Преобразование графиков функций y = f(x + t) |
Преобразование графиков функций y = аf(x) |
Преобразование графиков функций y = аf (x + t) + m |
Баллы |
Интернет-ресурсы для создания ЦОР.
- Савченко Е.М. Мультимедийные презентации для уроков математики. http://gym1.ucoz.ru
- http://www.edu.ru
- http://method.altai.rcde.ru
- http://www.1sept.ru