Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству детей с родным городом

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность данной проблемы для меня, как для педагога заключается прежде всего в отражении требований к личности ребенка, человека в основополагающих документах:

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков).

Сегодня патриотическому воспитанию детей в нашем городе уделяется много внимания: реализуются межотраслевые программы, способствующие созданию городского воспитательного пространства («Воспитание горожанина – гражданина» «Память Сарапула»), совершенствуется и муниципальный компонент учебных планов.

В связи с этим, важным моментом является внесение регионального компонента в образовательную программу «Развитие» Л.А.Венгера, по которой работает наш детский сад уже на протяжении 9 лет. В данной образовательной программе не предусмотрен раздел «Знакомство с родным городом», а на мой взгляд воспитывать патриота необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, на своём отношении и видении жизни народа. И при этом помнить и о сегодняшнем дне, т.е. о настоящем.

Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд существующих проблем:

  • у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер
  • дети не понимают значение слова «достопримечательности» и соответственно не могут назвать знаменательные места нашего города
  • дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились
  • минимальны познания детей произведений и авторов удмуртских поэтов и писателей.

В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, то дети не умеют их выражать в связной, монологической речи (Высокий уровень составляет только 40%).

Также наблюдалось явно недостаточное программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: отсутствует познавательная детская литература для дошкольников, нет методических разработок, которые бы помогли воспитателям осуществлять подбор методов и приемов по знакомству детей с родным городом.

У детей старшего дошкольного возраста наблюдалась небольшая активность в участии и посещении городских праздников. Активность в посещениях городских праздников проявляется только у тех детей, которые посещают танцевальные кружки и выступают на различных городских праздниках вместе с танцевальными коллективами при Дворцах культуры.

По итогам анкетирования родителей видно, что у родителей имеются отдельные, эпизодические знания о родном городе, но как их передать детям и для чего это необходимо, они не осознают. Также наблюдалась низкая активность родителей в участии общественной жизни города (посещают городские праздничные и другие мероприятия всего 35% родителей), родители малоактивны в жизни города.

Исходя из этих проблем, я считаю, что в работе с детьми необходимо постоянно прослеживать связь между прошлым и настоящим, для того чтобы дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины.

Довести до сознания родителей, какие жизненные ценности и ориентиры будут сформированы у маленьких граждан, таков и будет общий уровень их культуры, что будет их по – настоящему волновать и побуждать к активным действиям на благо города – это зависит от нас взрослых: воспитателей и родителей.

Таким образом, на мой взгляд, в процессе работы необходимо:

  • внести корректировку в образовательные перспективные планы, дополнив содержание обучения и воспитания детей знаниями, умениями по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, краем. И сделать это в моей работе помог городской литературный проект под названием «Сарапульское детство»
  • опираясь на опыт детских исследований, я постаралась погрузить детей в историю прошлого города Сарапула. Прежде чем рассказать детям о каких-либо городских объектах, мы могли пройти с детьми теми же тропами, улицами, увидеть и высоченный обрыв на берегу красавицы Камы и архитектурные жемчужины купеческого Сарапула
  • совершенствовать оснащение предметно-развивающей среды по данной теме
  • повысить активность родителей в совместной деятельности по знакомству детей с родным городом.

Современные подходы к стандартизации образовательного процесса и повышению его качества предполагают внедрение и реализацию национально – регионального компонента и детальную разработку его программно-методического обеспечения. Актуализация задачи гражданского воспитания, объединяющей в себе нравственное, патриотическое воспитание и социальное развитие ребёнка, требует новых подходов к работе по ознакомлению с родным городом.

Главной идеей своей работы я считаю: обеспечение каждому ребенку оптимальных условий, развивающих его индивидуальные особенности в познании его истории родного города

Объектом изучения является город, его социальная, культурная, а также природная среда. Для детей дошкольного возраста понятие « город» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей. Это свой микрорайон, административный район города, история города, его здания и люди, которые в нем живут.

Исходя из противоречий, выявленных в своей практике, я сформулировала главную идею своего опыта (своей работы), которая заключается:

  1. В разработке содержания знаний, т.е. цикла занятий по знакомству детей с историческим краеведением, в которые вошли бы следующие темы: «Памятники города Сарапула», «Знаменитые люди города Сарапула», «Природа родного города», «Достопримечательности родного города»
  2. Включение в образовательную модель старшей, подготовительной группы (Алгоритм детской деятельности) времени и места для знакомства детей с родным городом.
  3.  Увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом, сделать их равноправными партнерами
  4. Оснащение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.

Таким образом, данная работа состоит в отборе местного материала, его методической обработке и адаптации для организации эффективной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с прошлым, настоящим и будущим родного города, адаптации форм, методов, приемов к системе работы нашего детского сада

Ожидаемый результат.

  1. Разработан перспективно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста по знакомству их с историей родного города.
  2. Разработано содержание знаний по знакомству детей с историческим наследием города
  3. Усовершенствован «Алгоритм детской деятельности», т.е оптимально включены в педагогический процесс совместные виды деятельности по знакомству детей с родным городом, не перегружая образовательный компонент
  4. Разработан план совместных мероприятий с родителями по данной теме.
  5. Пополнена предметно-развивающая среда группы дидактическими, программно-методическими, познавательными пособиями.

Для того, чтобы начать работу с детьми, в первую очередь, мне необходимо было пополнить развивающую среду. Поэтому мы вместе со старшим воспитателем приобретали методическую и познавательную литературу по данной теме. Это был полный комплект книг из серии «Сарапульское детство», книги, изданные об истории города Сарапула и о его знаменитых земляках. Это были фотографии старинного и современного Сарапула, географические карты Удмуртии и города Сарапула, государственная символика: портреты президентов России, Удмуртии, государственные флаги.

В процессе работы были приобретены дидактические игры «Прогулки по городу», «Найди пару», демонстрационный материал «Народы мира».

Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям по градоведению, кроссворды, ребусы по теме «Улица», пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе».

Вместе с детьми мы сделали герб города Сарапула из соленого теста. Создание в группе уголка краеведения помогло мне систематизировать тематический материал для выставок.

Изучая какую-либо краеведческую тему, совместно с детьми мы оформляем выставку различного познавательного и дидактического материала для закрепления знаний. Для уголка краеведения мы совместными творческими усилиями педагога и детей придумали логотип.

Также мною был собран познавательный материал, который я использую для подготовки содержания занятий о городе Сарапуле: «Прогулки по старому Сарапулу», «В Сарапул вместе с заводом», «Купцы», «Кавалерист-девица», «Башенин П.А.» и др.

Недостаточность консультативного материала для родителей и педагогов я восполняла из различных исторических книг о родном городе, из интернета. Подводя итог подготовительного этапа, я могу с уверенностью сказать, что для начала работы с детьми созданы необходимые условия.

Совместно с детьми и родителями мы в группе организовали мини-музей предметов старины. Его цель: знакомить детей со старинными вещами, предметами обихода, а в итоге с техническим прогрессом. Родители и дети с большим желанием и интересом несут предметы старины, а сами дети выступают в роли экскурсоводов и делятся своими познаниями со сверстниками.

Беседы

В работе с детьми классическим методом для знакомства с объектами города является беседа. В этом году я спланировала и провела беседы: «Дом нашей мечты» «Н.А.Дурова». По содержанию в основном все беседы носят познавательный характер. Во время беседы к нам обязательно каждый раз приходит герой, который рассказывает детям какие-то исторические сведения, с опорой на знания детей. Это такие герои, как Ивашка, Домовой. В основном беседа строится на вопросах и ответах т.е. диалоге взрослого и детей, но разбавляю это поэтическими формами, рассматриванием иллюстраций, фотографий, постановкой проблемных ситуаций, для того чтобы детям было более интересно.

Экскурсии

Три раза в год я планирую тематические экскурсии, в этом году я спланировала «По реке плывет завод» - экскурсия к заводу для закрепления знаний детей о деятельности завода. Использовала художественное слово, вопросы-ответы, загадки о профессиях, игра «Продолжи».

«Фото-экскурсия» - о чем расскажут старые фотографии для закрепления знаний о новых и старинных зданиях города, развития связной речи. Использовала такие приемы, как внесение телеграммы, письма, «чтение» фотографии, выполнение заданий, типа:

  • определи архитектурные стили,
  • назови, чей это дом,
  • рассматривание фотографий по вопросам.

Экскурсия по выставке «Герб семьи» позволила решить ряд задач не только по краеведению, но и по развитию связной речи, так как дети защищали проект своего семейного герба. Дети узнали для чего существуют гербы, их символическое значение. Использовала такие приемы: как беседа о семье, рассказ-беседа о гербах, вопросы-ответы, художественное слово, рассказ ребенка о моей семье. Непосредственное наблюдение в процессе экскурсий или целевых прогулок в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления у детей.

Во время экскурсий, прогулок я учу видеть красоту окружающего их природного и предметного мира, бережно к ней относиться. Во время таких экскурсий дети видят жизнь своего города. Экскурсии я стараюсь сочетать с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, фотографий, рассказы с описанием отдельных мест города с целью узнавания. Дети в своих рисунках отображают свои наблюдения и свои отношения к тем объектам, которые они наблюдали. Все рисунки мы обязательно помещаем на выставку.

Результатом проведенных экскурсий являются приобретенные знания детей о городе, чувства гордости и уважения за свой город
Мы провели с детьми такие выставки «Я живу в Сарапуле», где дети отразили свои любимые места отдыха, где они живут, любят бывать, где живут их родственники.

Выставки детских работ

Выставка детских изобразительных работ «Река Кама» позволила уточнить знания детей о реке, ее назначении в жизни людей, а многообразие красок подчеркнуло красоту и привлекательность реки Камы для отдыха горожан, так как почти все семьи любят отдыхать, рыбачить, купаться и загорать у реки.

Выставка детских работ на тему «Дача Башенина» позволила закрепить знания детей об архитектурных особенностях старинного здания, и, безусловно, о купце П.А.Башенине, который сделал очень много полезных дел для горожан, жизни и развитии города в целом.

А выставка детских изобразительных работ «Детский сад будущего» помогла развить детскую фантазию и представить, каким может быть детский сад в будущем:

  • с бассейном
  • с большим «живым» уголком, в котором живут различные животные
  • одноэтажное здание с большим парком
  • дети видят детский сад в виде большой ракеты и т.д. пределам детской фантазии не было конца.

Дети выражали свою любовь к городу не только в своих рисунках, но и в небольших рассказах, которые они составляли по своим рисункам.

Работа в книжном уголке

Работа с детьми по ознакомлению с родным городом ведется и в совместной деятельности в книжном уголке, где выставлены книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал. Мы с детьми оформили выставку «Русские народные сказки». Целью моей работы познакомить детей с устным народным творчеством. Использовала пословицы, поговорки о книгах, знании, беседы о писателях и поэтах, разгадывание ребусов, игра «Узнай героя», разучивание стихов .

Результатом совей работы вижу, что дети приобщились к чтению книг, к познанию нового, закрепление знаний о поэтах и писателях. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои впечатления и наблюдения в речи.  

Игровая деятельность

Также для решения задач краеведения использую разные виды игр.

Подвижные игры помогают решать цель сохранения и возрождения национальной культуры, способствуют расширению кругозора, совершенствуют все психические процессы.

С подвижными играми знакомила детей и объясняла, какой народ придумал эту игру: например «Догонялки» - удмуртская подвижная игра и рассказывала, как в нее играли и обязательно, какие правила нужно соблюдать.

Дети с удовольствием играют в русские народные игры «Колобки», «Пирог», «Горелки», «Заря», татарские народные игры «Тимербай», чувашскую народную игру «Рыбки» и башкирскую народную игру «Липкие пеньки».

- Через настольно-печатные игры закрепляю знания детей о городе, об его предприятиях, о выпускаемой продукции и значении ее для жизни горожан: «Экскурсия по городу», «Собери герб» (по типу собери из частей целое), «Зажги свою звезду», «Что лишнее», «Узнай предмет», «Узнай и собери», «Что это и откуда», «Прогулка по городу». Для эффективности данных игр использую рассказ воспитателя, считалку, «волчок», рассматривание иллюстраций, постановку и решение проблемной ситуации, использование образцов рассказа воспитателя, показ воспитателем игровых действий.

- Конструктивные игры. В конструктивных играх ставлю перед собой цель закреплять умения детей используя технические навыки строить разнообразные здания, как по образцу, так и по замыслу. Дети строили новые интересные здания для города: цирк, зоопарк, детский развлекательный центр, планетарий. Использовала проблемную ситуацию, приходит герой с какой-либо просьбой, проблемой, внесение письма, беседу о том, что может представлять из себя данное здание и для чего оно, каким оно может быть, из какого материал, какой формы построено.

При рассматривании иллюстраций с различными типами зданий мы совместно с детьми отмечали архитектурные особенности, стили зданий, их неповторимую красоту, чем здания украшены и т.д.

В игре «Город будущего» целью было построить здания по ранее созданному чертежу. Дети строили здание по чертежу, а после рассказывали о своем здании. В роли экскурсоводов выступают дети. И в целом у нас получается замечательный город будущего в развитие которого внесли вклад все дети.

Близки к конструкторским играм игры и задания по ориентированию в пространстве, целью которых является умение детей ориентироваться по маршруту карты, в определенном помещении. Работу начинала с рисования и последующего ориентирования по плану-схеме групповой комнаты и различных подсобных помещений: спальной комнаты, раздевальной, прогулочного участка, этажей ДОУ. Затем учила детей создавать план-схему и ориентироваться по нему улицы Фурманова и Южного поселка в целом.

Интересным моментом в своей работе считаю домашнее задание детям и родителям «Нарисуй свой путь от дома до школы», где дети совместно с родителями закрепляли знания по ориентированию на местности и продумывали наиболее безопасный путь.

Также работаю с детьми по умению ориентироваться по карте города Сарапула, ищем координаты определенных зданий, улицы или район: где находится наш детский сад, изучаем автобусные маршруты, на карте России- где находится наша республика Удмуртия и др задания.

- Игры общения по типу «А у нас во дворе…» А у вас? А у нас в доме …А у вас? Я бы хотела, чтобы на Южном поселке… А ты? Я бы не хотела чтобы в нашем городе… А ты? Я желаю своему городу…. А ты? А я знаю, что открылся новый магазин на улице Ст.Разина. А ты ?

- Речевые игры, задания использую для развития сообразительности, речетворчества и закрепления названия улиц города. Я разработала речевые карты «Улицы города». Задания: назови названия улиц по первым, последним буквам предметов. Например:

  • по первым буквам слов (арбуз, зонт, игла, нос, аист) – улица Азина;
  • по первым буквам слов (слон, окно, велосипед, ель, торт, солнце, клоун, аист, яблоко)- улица Советская и др
  • Задание «Составь слово» из отдельных букв (слова: Сарапул, купец, Кама, Родина и др)
  • Отгадывание загадок о предметах быта, обихода, о домашней утвари.

Используя в своей работе ребусы, я стараюсь объяснить детям новое слово или дать творческие задания, например « Р 1а» - слово Родина.

Сочинение рассказов. Совместно с детьми и родителями сочиняем рассказы на различные темы, например: «Мое любимое место в городе». Алгоритм (план) рассказа я заранее предлагаю родителям, и рассказы получаются познавательные, интересные, разные.

В исследовательских играх мы совместно с детьми исследуем, изучаем почву, воду, воздух, нашего окружения. В результате чего дети узнали, что почва, характерная для нашего города преимущественно глинистая. Для исследования берем воду из реки Камы и водопроводного крана и сравниваем, какая вода в реке, а какая в кране по качеству. Дети пришли к выводу, что вода в реке загрязнена, а в кране уже очищенная и для этого нам в городе нужен водоканал, который занимается очисткой воды.

Организованная кружковая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению помогает формировать у детей не только устойчивый интерес к своему городу, но и близлежащему окружению

Работа с социумом. В своей работе по знакомству детей с родным городом не замыкаюсь рамками детского сада. Развивающей средой для реализации работы по моему направлению является использование социокультурного пространства города, а именно: Дом народной культуры, Музей Среднего Прикамья, Сарапульский драматический театр, Дворцы Культуры, молодежный центр, ГИБДД, библиотека, которая находится непосредственно на Южном поселке и другие бытовые объекты: магазины, школы, киноцентр КБ, парки.

Обязательным условием успешной реализации задач является использование многообразных форм сотрудничества с социальными учреждениями города: экскурсии по различного рода выставкам, тематические занятия, целевые прогулки, наблюдения, встречи с интересными людьми.

Очень помогают мне в работе такие учреждения как Дом народной культуры, Музей Среднего Прикамья. Они периодически организуют для нас тематические занятия по краеведению, на которых дети узнают много нового о традициях и обычаях своего народа, о том, как проходят праздники, о разных национальностях, населяющих удмуртскую землю. Очень интересны и познавательны были занятия на темы: «Сарапул многонациональный» «Рождество Христово», «Масленица» и др. На каждом тематическом занятии дети изготавливают сувениры своими руками, что поддерживает у них интерес к познавательному материалу. Такие занятия активизируются элементами театрализации.

Работа с родителями. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом, не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к воспитанию любви к родному городу потребовало и от меня особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность включения в изучение вопроса градоведения – обязательное требование и условие данной работы.

  • Большое значение, на мой взгляд, имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении. Не менее интересно провести «мини – исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки, например, исследование улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома, истории предприятия и т.д.
  • Для привлечения родителей к различным совместным мероприятиям я старалась периодически предлагать совместные домашние задания: выставки совместных детско-родительских рисунков на тему «Город и мы», «Детский сад будущего», по которым дети составляли рассказы.
  • Интересными были и совместные походы в лес, которые заметно сблизили детей и родителей, родителей группы между собой. Также в результате таких походов дети и даже родители узнали много новых знаний.

Таким образом, в результате проведенной работы с родителями они стали более отзывчивыми, активнее стали участвовать в различных совместных групповых мероприятиях, посещают городские мероприятия, а затем дети делятся своими впечатлениями по поводу посещенных праздников.

В заключении хочется в целом сказать о результатах и трудностях своей работы. По результатам диагностики уровня развития детей по данным задачам я увидела, что дети усвоили знания об историческом прошлом нашего города, замечают в современном изменении внешнего облика города. Дети охотно делятся своими знаниями о городе со своими сверстниками и сотрудниками детского сада, и даже сами стараются узнать новые знания в Интернете, энциклопедической литературе, от старшего поколения своих бабушек и дедушек, в музеях.

Как я уже отмечала, заметно в эмоциональном и нравственном плане сблизились дети и родители, родители между собой, родители активнее стали участвовать в различных мероприятиях. Посещение выставок и различного рода городских мероприятий расширило кругозор детей знаниями о культуре, значении природы в жизни человека об особенностях природы местного ландшафта, об обычаях и традициях жителей города Сарапула.

Дети уже сейчас начинают проявлять бережное отношение к объектам природы и к историческим памятникам нашего города. Они хорошо ориентируются в достопримечательностях нашего города: это и река Кама, Сарапульский порт, центральный парк отдыха им. А.С.Пушкина, киноцентр КБ, бассейн, авто и железнодорожный вокзалы и другие интересные места, называют основные предприятия нашего города заводы и фабрики и любимые места отдыха своей семьи.

Дети знают улицы не только Южного поселка, но и городские, умеют ориентироваться на местности Южного поселка (по макету, карте).

Также дети знают и знаменитых личностей нашего города: как исторических, так и современных: Н.А. Дурову, П.А. Башенина и др купцов, оказывающих большое влияние на развитие города Сарапула в старину.

Безусловно, испытываю трудности в недостаточности дидактических, наглядных пособий, методической литературы.

Сложно и то, что недостаточно методических разработок по данному направлению и многое приходится осваивать самостоятельно и наугад.

Перспективы в работе вижуследующие: организация работы с детьми по методу «Река времени», расширить и углубить работу по ориентировании в пространстве в соответствии с технологией программы «Развитие»

Планирую продолжать совершенствовать и развивать предметно развивающую среду по данному направлению.

Безусловно, планирую продолжать сотрудничество с родителями своих воспитанников, для достижения максимально высокого результата в работе.

И в заключении хочется закончить замечательными словами, призывающими педагогов к активному действию: “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Приложение 1