Урок в игровой форме "наадым" по теме "Возведение в степень произведения и степени"

Разделы: Математика


Урок проведен в игровой форме «наадым» на тувинском языке.

Цель урока:

  • умение применять свойства умножения и деления степеней;
  • выработать у учащихся прочный навык возвести в степень произведения и степени;
  • активация мыслительной деятельности учащихся;
  • обучение работе в группе;
  • привитие аккуратности, математической грамотности;
  • пробудить интерес к национальному празднику «наадым».

Оборудование: Рисунки из фрагментов праздника «наадым»

Ход урока

  1. Выступление учителя. Рассказ о национальном празднике «Наадым»
  2. Устные упражнения в виде состязания «Конные скачки» (аът чарыжы).
  3. Состязание «Стрельба из лука»
  4. Состязание борьба «Хуреш»
  5. Соревнования «Кодурер-Даш» - поднятие камня
  6. Итог урока. Домашнее задание

1. Оргмомент.

Сегодня, ребята мы проведем урок в виде игры – праздника «Наадым». Класс делим по рядам и назовем ряды именем двух кожуунов. Первый ряд будем называть Эрзинским кожууном, а второй ряд – Тере-Хольским. Среди двух кожуунов проведем «Наадым». Его история захватывает многие тысечелетия, хотя в Тыве он начал праздноваться лишь в начале ХХ века. Само слово «Надом» (тувин. наадым) монгольского происхождения и означает «празднество», «состязание», «игрища».

Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш, стрельбу из лука, конные скачки. В настоящее время праздник «Наадым» отмечается каждый год в центре нашей республики в г. Кызыле. 15 августа является днем республики.

2. Первое состязание «Конные скачки» (аът чарыжы).

В нашей республике ежегодно проводятся конные скачки в селе Ак-Эрик Тес-Хемского кожууна, посвященный репрессированному коню «Эзир-Кара», и в честь этого коня назван этот праздник.

Условия упражнений записаны отдельно и розданы по рядам. Каждый ученик должен решать один пример. Устные упражнения решают соревнуясь.

Запишите выражения в виде степени.

2)3 =

3)2 =

х6 · х4 =

у3 · у2 =

3)3 =

у5 : у2 =

х2 · х3 · х =

4)2 =

х5 : х2 =

у · у2 · у3 =

((х2)3)4 =

у6 · у5 =

х6 : х6 =

((у3)2)4 =

(-2)4 : (-2)2 =

у6 : у6 =

(-2)3 : (-2)2 =

(-3)5 : (-3)3 =

(-7)2 · (-7)2 =

23 · 22 =

(0,1)3 · (0,1)3 =

(0,2)5 : (0,2)3 =

(1/2)2 · (1/2)3 =

(1/4)3 · (1/4)2 =

3. Второе состязание «Стрельба из лука» (ча адары).

Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов и их армий относились к военным доспехам, поэтому стрельба из лука была своего рода военным искусством, требующим исключительной жесткости и ловкости.

Как правило, в Наадыме стрелки выходили на старт небольшими группами по шесть или по двенадцать человек, каждый игрок получал по 20 стрел.

Победителями этого вида спорта признавались те стрелки, которые набрали наибольшее число попаданий, в их честь исполнялись хвалебные песни, восхваляющие не только меткость самих стрелков, но и особые качества лука и стрел. Победителям также вручали подарки.

И так проведем среди кожуунов состязания по стрельбе из лука. Чтобы сравнивать значения выражений, надо точно попасть в мишень. Если правильно решите, то получаете 10 баллов. А если не справитесь, то не огорчайтесь, еще раз можно стрелять. Кто из кожуунов наберет наибольшее число попаданий, то станет победителем этого соревнования. Объясните, как сравнивали выражения.

Сравните значение выражений.

а) 0,316

(-0,3)16

 

а) (-0,2)12

(-0,2)12

б) -2,64

(-2,6)4

 

б) -1,24

 (-1,2)4

в) 0

(-3)8

 

в) 0

 (-2)6

г) (-1,2)7

0

 

г) (-0,3)7

 (-0,3)

д) (-2,9)13

2,913

 

д) 5,615

 (-5,6)15

4. Следующее состязание – «Хуреш» - национальная борьба

Не будет преувеличением, если скажем национальная борьба – хуреш была и остается гвоздем наадыма. Своими корнями эта борьба уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря встретившись на дороге, договариваются померяться силой, танцуют «танец орла». Перед началом борьбы зрители рассаживались в виде большого круга, на одном его конце располагались судьи в основном из числа бывших борцов чемпионов, а напротив – борцы. Число борцов обязательно должно быть четным, чтобы никто не оставался без пары. Началу борьбы предшествовал выход всех участников соревнования в центр круга, исполнения ими «танца орла».

Победивший в поединке борец имел право участвовать в следующем туре состязанифй. Если во всех турах одержать победу, борцу присваивали титул – авырга. Вторым по значимости званием был арзылан (монгол. арслан) – лев, третьим – чаан(монгол. начин) – слон, шоноор (монгол. шонгор) – кречет, херзиг (монгол. харцгай) – ястреб, бургат (монгол. бургэд) – орел.

Итак, проведем среди двух кожуунов национальную борьбу «Хуреш».

1. Представьте в виде квадрата числа:

а) 9 =

а) 16 =

б) 0,16 =

б) 0,25 =

в) 25/49 =

в) 64/81 =

г) 0,81 =

г) 0,49 =

д) 0,04 =

д) 0,01 =

е) 10000 =

е) 400 =

2. Представьте в виде куба:

а) 8 =

а) 64 =

б) 0,125 =

б) 0,001 =

в) 0,064 =

в) 0,081 =

- Сколько борцов участвуют в празднике наадым республики Тыва?

- Правильно, 256 борцов из разных уголков республики.

А в Монгольской Народной Республике в традиционном празднике наадым участвуют 512 борцов. Давайте вспомним, сколько борцов останутся после первого тура и после второго тура, и т.д.

512 =

256 =

128 =

64 =

32 =

16 =

8 =

4 =

2 =

Теперь, эти числа запишем в виде степени с основанием 2.

У нас получилась геометрическая прогрессия, которую будем изучать в 9 классе.

А какие из этих чисел можно записать в виде степени с основанием 4.

5. Состязание «Кодурер-Даш» - поднятие камня.

Соревнования в поднятии камня (даш-кодурери) – любимая национальная, спортивная игра тувинцев, где проявляется сила и выносливость мужчин.

Испокон веков тяжеловесы – борцы, показывая богатырскую силу, соревновались в поднятии камня.

Ребята, знаете ли вы, где находятся на территории нашего кожууна кодурер-даш?

- У реки Каргы в местечке Адыглыг-Аксы и в настоящее время там сохранились камни разной величины.

Представители кожуунов! Поучаствуйте в соревновании одного из любимых игр наших предков.

1. Представьте в виде с основанием 5 число:

а) 253

 а) 1253

б) 1252

 б) 6252

2. Найдите значение выражения:

6. Итог урока