Цели:
- Познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры;
- Учить показывать луч с помощью указки;
- Продолжить формирование вычислительных навыков;
- Совершенствовать умение решать задачи;
- Развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, вы готовы к уроку? (Да.)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у вас!
II. Мотивация учебной деятельности.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть для себя что-то новое.
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:
а) 90, 30, 40, 51,60;
б) 88, 64,55,11, 77, 33;
с) 47, 27, 87, 74, 97, 17; - Назовите числа по порядку:
а) от 20 до 30;
б) от 46 до 57;
в) от 75 до 84; - Как вы думаете, будут ли эти тексты задачами?
На одной тарелке 3 огурца, а на другой 4. |
На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. |
- Измените вопрос второго текста так, чтобы он стал задачей.
- Измените условие так, чтобы текст стал задачей.
- Решите полученные задачи.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Начертите такую линию.
- Как она называется?
- Начертите такую линию.
- Как она называется? Чем отличается отрезок от прямой?
- Начертите такую линию.
- Кто знает, как она называется?
- Посмотрите на картинку, вы видите похожие линии, что это?
- Вот и эта линия называется луч. Чем он отличается от прямой и отрезка?
- Это очень интересная фигура: у неё есть начало и нет конца.
- А изображают её так. (Работа на доске и в тетрадях.) Отметим на точку, приложим к ней линейку и по линейке проведём линию.
- Какой бы длинной ни была линейка, весь луч мы всё равно не сможем начертить. На рисунке мы изобразили лишь часть луча, которая показывает направление луча.
- Луч можно начертить в любом направлении:
- Начертите три разных луча у себя в тетради.
- Чтобы отличать один луч от другого, договоримся обозначать луч двумя буквами латинского алфавита так, как мы обозначали с вами отрезки. Писать буквы нужно в строго определённом порядке: первой пишется та буква, которая обозначает начало луча, вторая пишется над или под лучом.
- Посмотрите на рисунок в учебнике. Луч красного цвета обозначен двумя буквами. Какой буквой обозначено начало луча?
- Прочитаем все вместе запись: «Луч АВ»
- Теперь прочитайте следующие записи: луч ВС, луч МК, луч ВА, луч ОХ.
- Важно научиться правильно показывать луч. Мы будем делать это концом указки. (Показ учителем.)
- Теперь посмотрите на плакат. (Подготавливается заранее, на нём 3 луча.) На нём изображены 3 луча. Прочитайте название каждого из них. Называя луч, показывайте его указкой.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – ноги шире,
Пять, шесть – тихо сеть.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Первичная проверка понимания.
1) Работа с учебником.
С.17 № 1
- Можно ли нарисовать весь луч?
- В каком направлении можно начертить луч?
C. 18 № 2
Учащиеся называют каждый луч, сначала читая букву, соответствующую началу луча.
С.18 № 3
Учащиеся чертят в тетради луч, обозначают его буквами.
- Поставьте в тетради точку О. Проведите через неё прямую линию. Сколько получилось лучей?
- Проведите ещё одну прямую линию через эту точку. Сколько теперь лучей?
VI. Организация усвоения способов деятельности.
1) Работа в тетради на печатной основе.
Дифференцированное задание.
1-я группа - № 19
2-я группа - № 20
3-я группа - № 21
2) Физминутка – офтальмотренажёр.
3) Работа по учебнику
С.19 № 9
- Прочитайте, какие способы сложения придумал Знайка?
- Найдите результаты сложения такими же способами.
С.21 № 15
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Короче – это больше или меньше?
- Как узнать длину карандаша?
- Запишите ответ.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое луч?
- Как начертить луч?
- Сколько лучей можно провести через одну точку?
-Сегодня на уроке мне помогали…..
VIII. Домашнее задание.
№ 11,15, р\т №22