Урок русского языка в 3-м классе по теме "Образование имен существительных от основ существительных и глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся со способом образования существительных с разными значениями от основ существительных и глаголов при помощи суффиксов.

Задачи:

дидактические, образовательные:

- обеспечить в ходе урока повторение и закрепление пройденного материала,

- рассмотреть случаи словообразования существительных,

коррекционно-развивающие:

- коррекция навыка образования новых слов на основе упражнений,

- упражнения на развитие речи уч-ся, пополнение словарного запаса и объёма памяти,

- стимулирование развития у уч-ся познавательного интереса,

воспитательные:

- формирование мотивации к учению,

- воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебник русского языка 3 класс, ч. 2 (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина);
  • загадки для словарной работы;
  • тетради уч-ся; схемы к восприятию нового материала;
  • цветные стики для рефлексии.

 Ход урока

I. Орг. момент.

1. Психологический настрой уч-ся.

- У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с помощью приятных поглаживаний:

- обними себя руками (удача),

- погладь шею,

- погладь себя по голове,

- опусти руки на лицо,

- помассируй руки и пожелай удачи своему соседу.

- Займите свои места.

2. Запись даты и вида работы.

II. Актуализация знаний

1. Части речи.

- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? Какая часть речи называется именем существительным? Перечислите все известные вам части речи.

- Внимательно послушайте шуточное стихотворение. О чём идёт речь в одном из предложений?

На доске (устно)

   прил.         сущ.            гл.
Хливкие шорьки пырялись по наве.

- Ясен ли смысл предложения? (Не определяется значение слов)

- А можно определить к какой части речи относятся эти слова? Как это сделать? (Задать вопрос)

2. “Назови одним словом” (словарная работа).

- Отгадки записывайте в столбик (образец на доске).

Словарь:

1) медведь – медведица - медвежонок (медвежата);

заяц – зайчиха - зайчонок (зайчата).

2) мечтать – мечтатель;

учить – учитель.

3) салат – салатник;

багаж – багажник.

1) а) Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд,
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.

б) У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода-кора.

2) а) Воображать или представлять что-то заветное.
б) Передавать кому-либо какие-нибудь знания.

3) а) Блюдо очень интересное, овощам хватает места:
Всё порезать, посолить и сметанкою полить,
Добавить зелень, помешать и на стол скорей подать
Ну, и что это…?

б) Упакованные для отправки поездом, самолётом, машиной вещи пассажиров.

III. Постановка проблемы

- Понаблюдайте за словами 1 и 2 столбиков. Что вы заметили? Изменились ли значения слов?

С помощью какой части слова? (Cуффикса) - Какое значение они приобрели?

На доске

Нос-носик          перо-пёрышко        ухо-ушко

Поле-полюшко глаза-глазоньки      колокол-колокольчик

- В высказываниях малышей встречаются такие слова:

- Рыбёнок-это рыбкина детка. У луковицы-луковёнок, у корзинки-корзинёнок..

- Жили-были царь с царицей, и был у них маленький царёнок…

- Понятно ли значение этих слов? Какой общий смысл выражается? (Название детёнышей)

- А знают ли малыши о существовании в языке другого названия детёнышей? (Нет)

- Давайте посмотрим как образуются такие слова. Вернёмся к словарю.

- Прочитайте 1 слово, определите род существительного, образуйте от этого первичного слова сущ. ж.р. (самку медведя), теперь их детёныша.

- Как образовались эти слова (от основы сущ. м.р.+ суффикс -иц, -онок (детёныш).

- Как назвать детёнышей медведя во множественном числе? С помощью какого суффикса образовалось нов. слово? Какой частью речи являются эти слова? Почему?

(Аналог. разбор со вторым словом)

На доске появляется схема: (Приложение)

2) Чтение вывода на с.42

3) Наблюдение. - Образуйте новые слова (дифференциация по группам)

1 гр. - грач, лев, петух.

2 гр. - с. 42, упр. 274

3 гр. - с.42, упр. 273

- У кого возникли проблемы? В литературном языке нет суффиксов для образования названия самок этих животных, но в речи мы их употребляем:

На доске

Петух-курица-цыплёнок.

Бык-корова-телёнок (графически выделяются суффиксы).

IV. Физминутка

1. Упр-е “Ёжик”.

2. Упр-е “Снеговик”.

V. Образование существительных с суффиксом -тель

1. Исследование.

- Вернёмся ко 2-й группе словарных слов. Какая это часть речи? Раскрою вам один секрет (вы будете изучать это чуть позже), что у глаголов -ть - это суффикс, и он не входит в основу.

- Как называют человека, который любит мечтать? Как образовалось это слово? (Аналог с др. словом)

2. Чтение вывода на с.44.

3. Наблюдение (упр. 277).

- Что называют слова с суффиксом -тель? (Указывают на занятие человека)

На доске появляется схема

VI. Психологическая разгрузка

1. Упражнение “Гармошка”.

2. Упражнение “Змея”.

VII. Образование существительных с суффиксом -ник

1. Исследование (аналог. предыдущим заданиям).

2. Чтение вывода на с.185.

3. Наблюдение (упр.278)

- Слова с каким значением образуются с помощью этого суффикса?

На доске появляется схема

VIII Итог урока. Рефлексия

- Какие значения имеют имена существительные, образованные с помощью этих суффиксов?

Дети, по просьбе учителя, отмечают на доске усвоение темы.

IX Домашнее задание

- Послушайте текст.

Как их зовут?

У нас на земле просто.У волка-волчата,у лося-лосята, у зайца-зайчата, у глухаря-глухарята, у гуся-гусята. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки-щурята…А дальше? Запишите названия водных обитателей, графически выделите суффикс.

- Спасибо за работу. Урок окончен (учитель объявляет отметки).