Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Человек–изобретатель. Старинные и современные средства связи" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цель.

  • Познакомить детей с историей развития средства связи, с современными средствами связи.
  • Развивать историческое мышление, умение сравнивать, обобщать, работать с научно-популярной литературой.
  • Воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам.

Оборудование. Картины с изображением старинных и современных средств связи, конверты разных размеров с информацией о средствах связи, карточки со словами, учебник-тетрадь Поглазовой О.Т. 2 кл., игрушечные и сотовые телефоны для разыгрывания ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Создаём хорошее настроение.

Желаю успеха
Большого во всём
И везде.
Здравствуй,
Здравствуйте.

- Мысленно пожелаем добра друг другу, гостям, всему живому на Земле.

2. Мотивация. Актуализация знаний.

- Мы продолжаем путешествие по историческому музею. Попробуем вспомнить, что уже узнали, побывав в разных залах исторического музея. Для этого проведём блиц-опрос. Кто грамотнее, полнее будет отвечать на вопрос, тот получит письмо от почтового голубя, который сегодня прилетел к нам на урок. (На доске почтовый голубь с конвертами, в них информации о средствах связи).

Письма нам будут помогать во время нашего сегодняшнего увлекательного путешествия Итак, начинаем. Только давайте договоримся, не будем пока открывать письма.

Блиц-опрос.

  1. Что хранится в музеях? (Старинные предметы, современные достижения народа, экспонаты музея).
  2. Какие бывают музеи? (Экологические, исторические, краеведческие, геологические, художественные, палеонтологические, политехнические).
  3. Как называют учёных, которые изучают древности? (Археолог).
  4. Объясните, что это за странная книга со страницами из камня?(Это наша Земля, страницы - это пласты земли, которые покрывают предметы, которыми пользовались наши предки).
  5. Какую закономерность увидели, листая страницы этой книги?
  6. ( Книгу начинаем читать с самой нижней страницы: чем глубже страница под землёй,
  7. тем меньше предметов найдёшь, потому что в то время люди мало чего умели делать.
  8. Чем больше трудился человек, тем больше узнавал, а значит, и предметы разные
  9. научился делать, поэтому на верхнем пласте много предметов).
  10. Из чего делали наши предки предметы утвари, одежду, обувь? (Из натуральных вещей, из того, чего находили в природе под руками).
  11. Чем освещали свои жилища наши древние предки? (Солнце, костры, свечи, фонари, лучины).
  12. Как, чем и где писали в старину? ( Рисунками, иероглифами, знаками, буквами на деревянных и глиняных дощечках, на бересте, папирусе, пергаменте; писали острой палочкой).
  13. Кто напечатал первую книгу на Руси? (Иван Фёдоров).
  14. Как человек научился считать? ( Первые помощники - пальцы рук, камешки, палочки, потом появились счёты, механический арифмометр с ручкой, калькулятор).

3. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа.

- Кто получил письмо? Покажите всем? Интересно, что же там написано, какое сообщение принёс голубь? Откроем? Прочитайте, пожалуйста, про себя, а потом нам расскажете?

- А у кого нет писем, не будем огорчаться. Для вас тоже есть интересная информация. Откройте учебник, стр. 44. Прочитайте внимательно, а потом поделимся знаниями.

(Дети читают статью "Как передавались сообщения в старину")

2. Рассказы учащихся о различных средствах связи.

- Расскажите, какое сообщение вам пришло. Мне нужен помощник, кто будет помогать?

(По ходу рассказов детей 1 ученик прикрепляет на доску картины и карточки с названием средств связи: почтовый голубь, телефакс, почта, радио, компьютер, телеграф, телефон, письмо, сигнальные башни, гонец, зеркала, глашатай, колокол, костры, телевизор, Сеть Интернет, Электронная почта, искусственные спутники Земли).

- Как назвать одним словом эти предметы? ( Средства связи).

- Вот и вывели сами тему нашего урока. ( Таблица с названием темы урока: старинные и современные средства связи).

3. Самостоятельная работа в парах.

- Очень интересные сведения вы рассказали, но я совсем запуталась, помогите мне разобраться, укажите цифрами последовательность появления различных средств связи.

(Задание 10, учебник-тетрадь, стр. 45. 2 ученика работают у доски, переставляют картины по порядку появления средств связи).

Проверка. Вывод.

- Скажите, с чем мы познакомились сегодня? ( Мы познакомились с историей развития старинных и современных средств связи; узнали, какими способами передавали новости и сообщения в старину, какими передают в наши дни).

4. Практическое применение знаний в новых условиях.

1. Разыгрывание ситуаций. Игра в "телефонные разговоры". Работа в группах.

- Как вы думаете, телефон - старинное или современное средство связи? (Телефоны появились давно, современные телефоны - мобильные).

- Удобный аппарат - телефон? Да. А что можно передавать по телефону? ( Который час, когда приходит поезд, прибывает самолёт, вызвать врача, поздравить с праздником, послать телеграмму и т.д.).

- Что надо знать, чтобы позвонить кому-то? (Номер телефона).

- Ребята, есть номера телефонов, которые должны знать все, какие? (01 - о пожаре, 02 - милиция, 03 - "скорая помощь", 04 - газ, 09 - справочное бюро).

- А вы умеете разговаривать по телефону?

Сейчас мы поиграем в "телефонные разговоры".

(У детей игрушечные или сотовые телефоны. После каждого разыгрывания ситуаций дети высказывают свои мнения ).

  • 1 группа. Ситуация. Ты набрал номер телефона своего друга Димы. К телефону подошла Димина мама. Что ты скажешь?
  • 2 группа. Ситуация. Позвони бабушке и поздравь её с днём рождения.
  • 3 группа. Ситуация. Пригласи своего друга на день рождения.

2. Учимся подписывать конверт.

- Скажите, как вы поддерживаете связь с бабушкой, с дедушкой, т.е. с родственниками, которые живут далеко от вас, на Земле, часто вы общаетесь?

- Какая связь более удобная, наиболее распространена с Землёй?

- По телефону общаться хорошо, но как ещё можно поддерживать связь с родственниками?

(Посылать письма).

- Часто ли вы посылаете письма?

- Как доставляют письма? (Поездом, самолётом, машиной, сначала на почту, затем почтальон разносит по адресам).

- Кто уже писал письма? Что для этого нужно знать? (Адрес того, кому пишешь, свой адрес, правильно написать, чтобы оно дошло до адресата).

- А кто получал? Приятно достать из почтового ящика письмо, написанное рукой друга.

- Давайте сделаем так, дома вы напишете письмо другу, а сейчас научимся подписывать конверт. Что для этого нужно знать? (Адрес отправителя, адрес того, кому предназначено письмо, адресата).

- В уголке пишется почтовый индекс со стандартными знаками, чтобы легче было сортировать письма по адресам, ведь цифры читает машина. (Показать на доске на большом конверте).

У нас в городе 3 почтовых отделения: почта №1, №2, №3. Индекс: 629601, 629602, 629603. Сверху пишется адрес отправителя, внизу адрес того, кому предназначено письмо.

(Задание 11, стр.45. 1 ученик пишет у доски на большом конверте).

5. Итог. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу.

- Что вы получили от этого урока?

- Нужен был этот урок? Пригодятся ли знания, приобретённые на этом уроке?

- За что вы можете похвалить себя? Одноклассников?