Цель.
- Познакомить детей с историей развития средства связи, с современными средствами связи.
- Развивать историческое мышление, умение сравнивать, обобщать, работать с научно-популярной литературой.
- Воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам.
Оборудование. Картины с изображением старинных и современных средств связи, конверты разных размеров с информацией о средствах связи, карточки со словами, учебник-тетрадь Поглазовой О.Т. 2 кл., игрушечные и сотовые телефоны для разыгрывания ситуаций.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Создаём хорошее настроение.
Желаю успеха
Большого во всём
И везде.
Здравствуй,
Здравствуйте.
- Мысленно пожелаем добра друг другу, гостям, всему живому на Земле.
2. Мотивация. Актуализация знаний.
- Мы продолжаем путешествие по историческому музею. Попробуем вспомнить, что уже узнали, побывав в разных залах исторического музея. Для этого проведём блиц-опрос. Кто грамотнее, полнее будет отвечать на вопрос, тот получит письмо от почтового голубя, который сегодня прилетел к нам на урок. (На доске почтовый голубь с конвертами, в них информации о средствах связи).
Письма нам будут помогать во время нашего сегодняшнего увлекательного путешествия Итак, начинаем. Только давайте договоримся, не будем пока открывать письма.
Блиц-опрос.
- Что хранится в музеях? (Старинные предметы, современные достижения народа, экспонаты музея).
- Какие бывают музеи? (Экологические, исторические, краеведческие, геологические, художественные, палеонтологические, политехнические).
- Как называют учёных, которые изучают древности? (Археолог).
- Объясните, что это за странная книга со страницами из камня?(Это наша Земля, страницы - это пласты земли, которые покрывают предметы, которыми пользовались наши предки).
- Какую закономерность увидели, листая страницы этой книги?
- ( Книгу начинаем читать с самой нижней страницы: чем глубже страница под землёй,
- тем меньше предметов найдёшь, потому что в то время люди мало чего умели делать.
- Чем больше трудился человек, тем больше узнавал, а значит, и предметы разные
- научился делать, поэтому на верхнем пласте много предметов).
- Из чего делали наши предки предметы утвари, одежду, обувь? (Из натуральных вещей, из того, чего находили в природе под руками).
- Чем освещали свои жилища наши древние предки? (Солнце, костры, свечи, фонари, лучины).
- Как, чем и где писали в старину? ( Рисунками, иероглифами, знаками, буквами на деревянных и глиняных дощечках, на бересте, папирусе, пергаменте; писали острой палочкой).
- Кто напечатал первую книгу на Руси? (Иван Фёдоров).
- Как человек научился считать? ( Первые помощники - пальцы рук, камешки, палочки, потом появились счёты, механический арифмометр с ручкой, калькулятор).
3. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа.
- Кто получил письмо? Покажите всем? Интересно, что же там написано, какое сообщение принёс голубь? Откроем? Прочитайте, пожалуйста, про себя, а потом нам расскажете?
- А у кого нет писем, не будем огорчаться. Для вас тоже есть интересная информация. Откройте учебник, стр. 44. Прочитайте внимательно, а потом поделимся знаниями.
(Дети читают статью "Как передавались сообщения в старину")
2. Рассказы учащихся о различных средствах связи.
- Расскажите, какое сообщение вам пришло. Мне нужен помощник, кто будет помогать?
(По ходу рассказов детей 1 ученик прикрепляет на доску картины и карточки с названием средств связи: почтовый голубь, телефакс, почта, радио, компьютер, телеграф, телефон, письмо, сигнальные башни, гонец, зеркала, глашатай, колокол, костры, телевизор, Сеть Интернет, Электронная почта, искусственные спутники Земли).
- Как назвать одним словом эти предметы? ( Средства связи).
- Вот и вывели сами тему нашего урока. ( Таблица с названием темы урока: старинные и современные средства связи).
3. Самостоятельная работа в парах.
- Очень интересные сведения вы рассказали, но я совсем запуталась, помогите мне разобраться, укажите цифрами последовательность появления различных средств связи.
(Задание 10, учебник-тетрадь, стр. 45. 2 ученика работают у доски, переставляют картины по порядку появления средств связи).
Проверка. Вывод.
- Скажите, с чем мы познакомились сегодня? ( Мы познакомились с историей развития старинных и современных средств связи; узнали, какими способами передавали новости и сообщения в старину, какими передают в наши дни).
4. Практическое применение знаний в новых условиях.
1. Разыгрывание ситуаций. Игра в "телефонные разговоры". Работа в группах.
- Как вы думаете, телефон - старинное или современное средство связи? (Телефоны появились давно, современные телефоны - мобильные).
- Удобный аппарат - телефон? Да. А что можно передавать по телефону? ( Который час, когда приходит поезд, прибывает самолёт, вызвать врача, поздравить с праздником, послать телеграмму и т.д.).
- Что надо знать, чтобы позвонить кому-то? (Номер телефона).
- Ребята, есть номера телефонов, которые должны знать все, какие? (01 - о пожаре, 02 - милиция, 03 - "скорая помощь", 04 - газ, 09 - справочное бюро).
- А вы умеете разговаривать по телефону?
Сейчас мы поиграем в "телефонные разговоры".
(У детей игрушечные или сотовые телефоны. После каждого разыгрывания ситуаций дети высказывают свои мнения ).
- 1 группа. Ситуация. Ты набрал номер телефона своего друга Димы. К телефону подошла Димина мама. Что ты скажешь?
- 2 группа. Ситуация. Позвони бабушке и поздравь её с днём рождения.
- 3 группа. Ситуация. Пригласи своего друга на день рождения.
2. Учимся подписывать конверт.
- Скажите, как вы поддерживаете связь с бабушкой, с дедушкой, т.е. с родственниками, которые живут далеко от вас, на Земле, часто вы общаетесь?
- Какая связь более удобная, наиболее распространена с Землёй?
- По телефону общаться хорошо, но как ещё можно поддерживать связь с родственниками?
(Посылать письма).
- Часто ли вы посылаете письма?
- Как доставляют письма? (Поездом, самолётом, машиной, сначала на почту, затем почтальон разносит по адресам).
- Кто уже писал письма? Что для этого нужно знать? (Адрес того, кому пишешь, свой адрес, правильно написать, чтобы оно дошло до адресата).
- А кто получал? Приятно достать из почтового ящика письмо, написанное рукой друга.
- Давайте сделаем так, дома вы напишете письмо другу, а сейчас научимся подписывать конверт. Что для этого нужно знать? (Адрес отправителя, адрес того, кому предназначено письмо, адресата).
- В уголке пишется почтовый индекс со стандартными знаками, чтобы легче было сортировать письма по адресам, ведь цифры читает машина. (Показать на доске на большом конверте).
У нас в городе 3 почтовых отделения: почта №1, №2, №3. Индекс: 629601, 629602, 629603. Сверху пишется адрес отправителя, внизу адрес того, кому предназначено письмо.
(Задание 11, стр.45. 1 ученик пишет у доски на большом конверте).
5. Итог. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу.
- Что вы получили от этого урока?
- Нужен был этот урок? Пригодятся ли знания, приобретённые на этом уроке?
- За что вы можете похвалить себя? Одноклассников?