Цели и задачи урока:
Образовательные: продолжить формирование знаний о ПТК, углубить знания о природных зонах, их особенностях история формирования.
Развивающие: формирование и развитие универсальных познавательных действий:
- извлечение и систематизация основной и вторичной информации;
- структурирование изученного материала;
- моделирование полученной информации в опорно-логические схемы;
- рефлексия, оценка способов действия, формирование познавательных мотивов;
Воспитательные: экологическое воспитание гражданина России, формирование чувства хозяина, и чувства гордости за родной край.
Оборудование: карта природных зон России и Башкортостана, физическая карта России и Башкортостана, атлас “Физическая география России 8 класс”, компьютерная презентация к уроку, контурные карты, атлас Башкортостана, учебное пособие “География России” В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.
Основные формы и методы обучения: эвристическая беседа, частично-поисковый и исследовательский метод, моделирования информации в опорно-логические схемы, использование технологии системно-деятельного подхода, правил познания окружающего мира.
Ход урока
1. Организационный момент.
Рефлексивно-оценочные действия учащихся, формирования учебно-познавательных мотивов.
Учитель: “Есть определенные правила, прежде чем идти вперед, нужно оглянуться назад. Что мы с вами изучили на предыдущих уроках, какой путь прошли?”.
Ученики отвечают по пройденным темам о природных зонах.
Вопросы для обсуждения:
- С помощью цитаты из текста учебника (стр. 157) подтвердите или опровергните следующее утверждение.
- Используя картосхему атласа “Биопродуктивность растительного покрова” (стр. 29), а также схему учебника (рис. 58, стр. 156), укажите, какова годовая биопродуктивность зоны арктических пустынь (в т/га).
- С помощью карты атласа “Животный мир” (стр. 30) и текста учебника (стр. 158) укажите, в чем состоит особенность животного мира зоны арктических пустынь.
- С помощью цитаты из текста учебника (стр. 158) подтвердите или опровергните следующее утверждение.
В азиатской части России природная зона тундры простирается к югу значительно дальше, чем в её европейской части.
- С помощью текста учебника (стр. 158) объясните, почему в зоне тундр, несмотря на относительно небольшое количество осадков, увлажнение избыточное (Кувл>1,5).
- С помощью текста учебника (стр. 159) объясните, почему поверхность тундры, несмотря на небольшое количество осадков, в основном заболочена.
(На данном этапе выравнивается стартовые позиции учащихся. Сильные ученики помогают слабым понять недостаточно хорошо усвоенные темы пройденных уроков).
Учитель: “Итак, мы готовы шагать вперед. Какие правила познания окружающего мира мы используем при изучении природы?”.
(Можно вспомнить, как ребенок разбирает куклу или машинку в детстве, им движет познавательный интерес “что там внутри?”).
Ученики отвечают:
Первое правило познания – изучи предмет в целом, дай его общее описание.
Второе привило познания – раздели предмет на части, изучи каждую отдельно.
Третье правило познания – соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.
Учитель: “Действительно, в указанных правилах заключено единство анализа и синтеза, лежащих в основе используемого нами системного подхода”.
Учитель включает текущий контроль: “Не пора ли нам в путь? Что мы должны изучить сегодня на уроке?”
2. Определение и постановка учебной задачи.
Ученики предлагают, согласно второму правилу познания, перейти к изучению зоны лесов. По закону широтной зональности, вслед за арктическими пустынями, тундрой и лесотундрой, расположена зона лесов. Также предлагают изучить природную зону Башкирии, которую пересекает зона лесов.
Учитель: “Мы двигаемся по пути познания нашего края. Используя второе правило познания, разделите природные зоны на блоки, соответствующие природным компонентам. По ходу планирования, наращивайте в тетради опорный конспект плана природных зон”.
3. Решение учебной задачи.
Учитель предлагает разделиться классу на три группы.
а) Используя три правила познания окружающего мира составить опорно-логический конспект:
Задание первой группы: по зоне тайге.
Задание второй группы: по зоне смешанных лесов.
Задание третьей группы: по природным зонам Башкортостана.
(При работе рекомендуется формирование оптимальных групп: сильный – слабый ученик).
б) Разделите природные зоны на составные компоненты, изучите каждую отдельно.
в) Соедините изученные части, узнайте, как они взаимодействуют.
г) Оцените влияние антропогенного воздействия на природный комплекс.
д) Сверните полученную информацию в опорно-логический конспект, указав на взаимосвязи компонентов природы.
4. Закрепление изученного материала.
Выступление учащихся по опорно-логическому конспекту “Природной зоны Башкортостана”.
Ученики объясняют содержание опорно-логического конспекта, показывают взаимосвязь между компонентами природы.
5. Домашнее задание.
1. Изучить подробно опорно-логический конспект, уметь объяснять его содержание.
2. Подготовить сообщение об антропогенном воздействии на природу села Ермекеево.
6. Рефлексивно-оценочные действия, личная самооценка учеников.
Учитель: “А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Если трудно вам это сделать, пусть помогут вам одноклассники. Оценка должна быть объективной. Постарайтесь не завышать и не занижать качество своей работы”.
Учащиеся выставляют себе оценку в дневник, учитель выражает свое согласие или поправляет выставленную с комментариями выставленную учеником себе оценку.
Список использованной литературы
- Сухов В. П., Тимербаева З. Ш. Технология развивающего обучения в школьном курсе географии Башкортостана: Учебно-методическое пособие. – Уфа, Издательство ИРО РБ, 2010.-44с.
- География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева / Авт.-сост. С. А. Малиновская. – Волгоград: Учитель. 2004. – 144 с.
- Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1997.-127 с.
- Грушина С. Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В. П. Дронова “География России” 8 – 9 классы (1 и 2 части) / С. Н. Грушина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 302 с.