Цель: формирование бережного отношения к дому, общественному имуществу.
Задачи:
- Познакомить с трудом людей, с инструментами, построивших дома.
- Развивать логическое мышление, ловкость, познавательный интерес.
- Воспитывать внимательное отношение к труду людей, доброжелательное отношение к пожилым людям.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: рисунки, таблицы, кроссворд, картинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Во всём мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Они используют материалы, которые у них есть под рукой. Так о чём же мы будем говорить на уроке? (О домах.)
3. Работа по теме урока.
Учитель: Загадка.
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо.)
Учитель:
Дома бывают разные.
В гнёздах живут птицы. <Рисунок 1>
Воробей живёт под крышей. <Рисунок 2>
В тёмной норке домик мыши. <Рисунок 3>
У лягушки дом в пруду. <Рисунок 4>
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыплёнок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом. <Рисунок 5>
Рис. 1 |
Рис. 3 |
Рис. 5 |
Рис. 2 |
Рис. 4 |
Учитель:
У каждого насекомого, птицы, зверя есть дом. У каждого человека есть тоже свой дом. У одного он деревянный <Рисунок 6>, а у другого - большой каменный <Рисунок 7>; многоэтажный дом <Рисунок 8> (такие дома обычно в городе)
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Учитель:
Кто же построил ваши дома? (каменщик, плотник, штукатур, маляр)
А вот на улице садовой дом построен новый.
Выходят дети.
Архитектор:
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный
Строит дом карандашом
На листе бумажном. <Рисунок 9>
Плотник:
Летят опилки белые.
Летят из- под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы. <Рисунок 10>
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Штукатур:
Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.
Маляр:
Красить комнаты пора
Пригласили маляра. <Рисунок 11>
Учитель: Вот кто строит дом, дом в котором мы живём. На доске вывешены рисунки ребят на тему: "Дом, в котором я живу" <Рисунок 12>
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Учитель:
Какие инструменты используют для строительства дома?
Мы узнаем, если разгадаем кроссворд.
- На крыше нашей гном сидит, и небо каждый день коптит (Труба).
- Носом я рублю, колю. А затылком закалённым и стучу, и колочу (Топор).
- Таким вёртким, как змея в доску вкручиваюсь я (Сверло).
- У конька у горбунка деревянные бока, как зажмёшь его в руке, заскользит он по доске (Рубанок).
- Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок (Пила).
- Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю делать горку, строить дом (Лопата).
- Самый бойкий я рабочий в мастерской. Колочу я что есть мочи день-деньской (Молоток).
- Не на полу, не на потолке. И в дом глядит и на улицу (Окно).
- Без головы, а в шляпе. Одна нога и та без сапога (Гвоздь).
- Ходит, ходит. Ходит взад т вперёд никогда не устаёт (Дверь).
- Мы в работе помогаем: держим, тянем, зажимаем (Клещи).
4. Физкультминутка
5. Работа над темой урока (продолжение)
Учитель: До чего красивый и нарядный новый дом. Вы, конечно, любите свой дом, но любить мало - надо беречь! Что вы можете сделать, чтобы ваш дом остался новым и красивым? (ответы учащихся)
А сейчас мы составим памятку для жильцов дома.
Послушайте ситуацию: " Захожу я как-то в дом, по лестнице спускается девочка, девочка разворачивается и бросает фантики от конфет на пол".
Учитель:
Какое правило первое мы составим для жильцов.
Не сори!
"Поднимаюсь выше по лестнице, а там мальчики и девочки прыгают, кричат".
Не шуми!
"Захожу в следующий подъезд, а там стены исписаны. Какое правило напрашивается?"
Не пиши на стенах!
А если увидишь нарисованное.
Сотри!
"Живут в наших городах и в деревнях пожилые люди и инвалиды.
Какое правило, мы составим?"
Помогай старикам и инвалидам.
Учитель: Знаете ли вы таких людей? Какую помощь вы можете им оказать?
(ответы учащихся)
А сейчас послушайте стихотворение Эдди Огнецвет "Михеич"
- Быстро ли выздровил дворник?
- Что помогло быстро выздровить больному?
Учитель:
Ребята, дом внутри тоже должен оставаться в порядке. Какие обязанности вы выполняете по дому? (ответы детей)
Подведение итога урока:
- Что интересного было на уроке? Что нового узнали?