Проблема формирования коммуникативных действий учащихся на уроках обществознания

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное состояние преподавания обществознания в школе можно обозначить как процесс динамичного развития, вызванный рядом объективных и субъективных факторов. Среди них можно выделить:

  • реформирование политической системы страны;
  • гуманизация и гуманитаризация образования;
  • необходимость социализации в процессе обучения;
  • распространение инновационных систем и технологий обучения.

Все вместе они привели как положительным, так и к негативным изменениям, вызвав определённые трудности и проблемы.

Следовательно, назрела необходимость перехода от традиционной к современной модели обучения, где главной фигурой, т.е. субъектом является ученик. Поэтому:

  • все уроки должны быть направлены на развитие всех сфер учащихся;
  • ученик не должен действовать по принуждению;
  • главное звено учебного занятия – это организация познавательной деятельности ученика;
  • необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Возникает вопрос, каким образом обучение может влиять на развитие?

Этому как раз и способствует курс обществознания. Многие вопросы, рассматриваемые на уроках, заставляют ученика задуматься, помогают ему сделать правильный выбор в жизненной ситуации. Этот курс в нашей гимназии введён с 6-го класса, и с первых же уроков учебный материал решает свою важнейшую задачу – служит средством для развития творческого потенциала личности учащихся. Например, при изучении проблемы “Деньги и дети” шестиклассники рассуждают о том, как, где и с какого возраста можно заработать деньги, а учитель подводит их к мысли, что, по большому счёту, деньги им особо – то и не нужны! И что делать с большой суммой денег они тоже не знают! А вот разумно относиться к тем, что зарабатывают родители, необходимо. Очень интересно наблюдать за подростками, когда вместе с ними моделируешь такую ситуацию, о которой многие из них мечтают: им предоставили свободу! Никто их не контролирует, не делает им замечаний, делай, что хочешь! и опять они понимают, что это тупик, что их свобода заканчивается там, где начинаются права других.

Программный материал 7-го класса открыт для творческого мышления и воображения, для постоянного переосмысления сложившихся интерпретаций, для личностно-авторского самовыражения, а также понимания общественного процесса, как процесса, открытого для креативной активности и творческих усилий человека, который способен менять его направленность, а, следовательно, несёт ответственность за происходящие события, например, такие темы, как “Свои и чужие”, “Подросток и одиночество”, “Особенности характера” и другие дают возможность учителю помочь подросткам разобраться с проблемами, которые их волнуют.

В старших классах нами используется эвристическое обучение, которое понимается как особый тип организации обучения, при котором происходит не передача ученикам знаний и опыта прошлого, а создание самими учащимися личного опыта и образовательной продукции, ориентированной на конструирование своего будущего в сопоставлении с известными культурно – историческими аналогами. Задания пробуждают в ученике способность чувствовать и осмысливать окружающую действительность, проникать в существо мотивов деятельности и поступков человека, сопереживать и определять своё отношение к тем или иным явлениям культурно– исторического опыта человечества. (Что значит “ конфликт с самим собой”? Чем он опасен? Как вы понимаете слова С. Цвейга: “…малолетний преступник – это дикое дитя бескультурья…”? Почему многие предпочитают хранить деньги дома? Сочувствовать или жалеть? – а ты как думаешь? Жалость развращает?!). Сюжетно – ролевая игра, как один из методов эвристического обучения.

Современная наука считает, что развитие и обучение – взаимосвязанные процессы, а результаты зависят от наследственных и средовых фактов. Поэтому мы используем в своей работе следующие концепции:

  • концепция обучаемого развития:
    • развитие идёт впереди, определяет обучение,
    • обучение подчинено законам развития;
  • концепция развивающего обучения:
  • обучение должно идти впереди развития,
  • дидактические средства существенно влияют на развитие.

В интересах самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития.

При всех достоинствах технологии развивающего обучения учитель в условиях массовой школы не всегда имеет возможность реализовать ее в полном объеме. Но вполне возможна реализация основных ее принципов. На наш взгляд большой эффект в обучении можно достичь с помощью коллективно-распределительной деятельности учащихся, т.к. именно она помогает формированию коммуникативных действий на уроках.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для современного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденные совместно результаты. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности отвечает на уроках только 7 минут в день. Есть дети, которые в силу своих психологических особенностей не любят и не могут публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем. Но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее.

Можно выделить следующие особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

В качестве примера приведем различные варианты использования коллективно-распределительной деятельности учащихся на уроках.

Групповая работа может применяться на разных этапах урока:

Этап обобщения и закрепления.

Так, на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы “Бюджет”, каждая группа расписывает бюджет семьи или фирмы (определяет финансовую цель, оценивает доходы и планирует расходы), а в 11 классе – создают свою модель малого бизнеса (разрабаты-вают Устав, направления деятельности и т. д.).

В ходе всего урока.

Например, изучая тему “Эволюция капитализма”, группы сначала повторяют уже пройденный материал в виде понятийного диктанта или теста, затем дают характеристику этапов развития капитализма.

Используются следующие виды заданий:

По виду деятельности:

  • одинаковые. В качестве примера приведем урок обществознания в 8 классе. Тема: “Общение”. Группы получают задание по моделированию вариантов разных видов общения: 1 группа – повседневное общение матери и сына; 2 группа – деловое общение двух директоров фирм; 3 группа – убеждающее общение учителя и ученика; 4 группа – ритуальное общение при заключении брака.
  • различные. Так, при изучении темы “Отклоняющееся и противоправное поведение” группы выполняют следующие задания: 1 группа рассматривает проблему “Дивиантное поведение”. 2 группа рассматривает тему “Делинквентное поведение”. 3 группа – составляет краткую схему по изучаемой теме.

По содержанию:

Задания, предложенные группам, могут быть одинаковыми, если не существует однозначного ответа, или представлять части общей проблемы.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении однокласснику.

Основная цель такой формы деятельности – вызвать потребность в сплочении класса, в слаженности совместных действий, реализовать потребности подростка в неформальном общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении исторического процесса, стимулировать учащихся к обогащению личного опыта изучения прошлого.

Таким образом, можно отметить немало положительных результатов коллективно-распределительной деятельности на уроках обществознания для формирования коммуникативных действий учащихся:

  • уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (например, не остается учеников, не работающих на уроке и не выполняющие домашнее задание;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность;
  • в то же время растет и самокритичность: ученик, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

Рассматривая достоинства группового обучения, не следует забывать и об индивидуализированных вариантах массового обучения. А также следить за тем, чтобы использование коллективно-распределительной деятельности учащихся в обучении не привело к обезличиванию учебной работы и возможности одних учащихся выполнять задания за счет других.