Цели урока:
- Знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
- Дать детям некоторые сведения о промысле, показать процесс создание и росписи изделий
- Воспитать уважение и гордость за свой народ
Задачи урока:
- Развивать у детей интерес к предметам народного искусства
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
- Выделять средства выразительности, элементов узора
- Развивать художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства
Предварительная работа
- Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек
- Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисованию
- Чтение стихов и потешек о народных умельцах, о матрешках
Материал: костюмы для детей ( русские народные), фигурка японского монаха иллюстрации и картины с изображением матрешек и дымковских игрушек, матрешки, дымковские игрушки трафареты матрешек для краски акварельные, кисти, баночки для воды
Ход занятия
Перед началом занятия дети одевают русские народные костюмы. Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу
Загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на
дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
А хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали.
Воспитатель рассказывает
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец ( человек, который продает и покупает)
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом окатным и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что то на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.
Воспитатель показывает куклы в народном костюме и игрушечного петушка
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца.
Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные ( дети рассматривают матрешку)
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.
Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…
Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек
И расписал мастер их нарядными, красивыми
Дети, а кто знает как звали мастера? (Семенов)
А почему? ( жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов)
В честь кого куклу назвали Матрешкой? ( в честь дочери мастера Семенова Матрены)
А каким узором расписывал мастер своих матрешек ( цветочками, ягодами, листочками, травинками)
А какие пословицы знал мастер, от того он, наверно, и работал так хорошо.
“ Делу время, а потехе час”
“Не спеши языком, а спеши делом”
“Сделал дело – гуляй смело”
“Ой что-то шепчет мне на ушко Матрешка – говорит воспитатель, – хочет деток послушать и хоровод с ними сплясать”
Дети читают стихи
1.Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут
Всех матрешками зовут! Илья2. Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на 2 половинки. Кирилл К.3.В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куклу открой, будет третья во второй . Владик4.Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую. Паша У.5.Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая куколка пузатая. Никита6. А внутри пустая, в ней живет шестая
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая. Дима В.7.Эта кукла меньше всех,
Но по-больше чем орех. Миша8.Вот поставленные в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас – у них мы спросим
И ответят куклы – восемь.
Молодцы, все рассказали про матрешек, а теперь все дружно встанем в хоровод
“Весь народ глядит в окошки
Танцевать пошли матрешки,
Восемь водят хоровод, а девятая поет.1. Дуйте в дудки, бейте в ложки
в гости к нам пришли матрешки,
ложки деревянные матрешечки румяные. Наташа2. Хлебом-солью всех встречаем
самовар на стол несем
мы за чаем не скучаем,
говорим о том, о сем. Ксюша3. Очень любим мы матрешки,
разноцветные одежки
сами ткем и прядем
сами в гости к вам придем. Маша Д.4.Шли подружки по дорожке
Было их немножечко,
Две матрешки, три матрешки
И одна Матрешечка. Маша М5.Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрешки
На таранах на быках
Все с гостинцами в руках
Вот и нам мастер Семенов приготовил своих матрешек, но хочет, чтобы детки сами их расписали
Дети, а вы хотите сами расписать Матрешку?
Воспитатель раздает детям заготовки, дети их расписывают, а в конце занятия показывают их своей большой матрешке
Итог: Дети! Сегодня мы с вами были мастерами, учились создавать красивые одежды для матрешки. Отметить всех детей.