Пояснительная записка
Детство-пора удивительных открытий. Мир детства предстает разнообразием форм, запахов, звуков, цвета. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя, воспринимать мир в целом, ориентироваться в нем. У ребенка возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Именно в этом возрасте необходимо развивать в ребенке любознательность, познавательную и творческую активность.
Актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить каждому ребенку - дошкольнику доступный уровень развития, позволяющий ему быть успешным, и реализует социальный заказ по развитию творческих начал детей дошкольного возраста.
Дети постигают мир через целостную систему представлений об окружающей действительности. Каждому ребенку присущи индивидуальные модели восприятия и переработки информации, т.е. индивидуальные модальности. Новизна и отличительная особенность программы в том, что в основе изучения программного материала - полимодальное восприятие, где при обучении в равной степени используются сенсорные анализаторы ребенка, но с опорой на анализатор, представляющий ведущую модальность - визуальную (зрительную), аудиальную (на слух), кинестетическую (ощущения). Реализация данного подхода обязывает учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Программное содержание и спланированные в разделе дидактические игры и игровые упражнения активизируют различные сенсорные анализаторы, что позволяет сделать образовательный процесс успешным и увлекательным.
Цель программы: создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.
Задачи:
- создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
- формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
- содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
- развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
- способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание форм, образов и материалов;
- развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи;
- воспитывать интерес к театральной деятельности.
При составлении программы учтены возрастные особенности детей-дошкольников, характеризующиеся господством чувств, любознательностью, пытливостью, активностью, способностью воображать, фантазировать, сознательно запоминать, более длительно удерживать внимание. Ведущей деятельностью детей этого возраста является игра, позволяющая познавать окружающий мир, способствующая развитию произвольного внимания и памяти, речи. В игре ребенок постигает определенные правила поведения, принятые в обществе. Немаловажное значение на развитие ребенка оказывает и продуктивная деятельность, требующая от ребенка умения добиваться нужного результата даже в том случае, когда сам процесс не очень его привлекает. С учетом возрастных и психических особенностей ребенка в программе определен раздел "Час игры", его содержание, формы и методы организации деятельности детей.
Раздел "Час игры" способствует развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения.
Программа предназначена для детей 4-6 летнего возраста. Курс обучения рассчитан на 1 год, на 36 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 минут. В процессе занятия происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка.
Количество детей в группах 6-8 человек. Набор производится на общих основаниях, без специального отбора.
При распределении тем раздела по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические и психологические особенности детей - дошкольников. Педагог, реализующий программу, может самостоятельно распределять количество часов на изучение тем раздела, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность детей, условия работы в данной группе, а также учитывая сезонные изменения в природе.
Условия реализации программы
Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечение. Организационные условия предполагают наличие учебных кабинетов, оборудованных ростовой учебной мебелью, магнитной доской. Техническое и материальное обеспечение: музыкальный центр, фортепиано, компьютер, DVD проигрыватель, шведская стенка, фитболы.
Примерный комплект художественных материалов, инструментов:
- листы белой и тонированной бумаги А 4;
- листы чертёжной бумаги;
- цветной и белый картон;
- набор цветной бумаги;
- листы ватмана;
- маркеры;
- мягкие мячики;
- большие мячи;
- доска 60 на 20 см;
- морские камешки;
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения | 6 час |
3 | Игры для развития интеллектуальных способностей | 8 час |
4 | Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков | 8 час |
5 | Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков | 6 час |
6 | Кукольный театр | 6 час |
7 | Итоговое занятие | 1 час |
Всего | 36 час |
Содержание раздела
1. Вводное занятие - 1час. Знакомство с детьми. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Обучение общению.
2. Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения- 6 часов. Развитие умения дружить, взаимодействовать друг с другом. Развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в своих силах. Создание атмосферы взаимного доверия. Формирование коммуникативных навыков. Развитие умения чувствовать другого, настраиваться на чужой замысел. Обучение рефлексии, снятие тревожности и неуверенности.
Игры и игровые упражнения:
- "Прошепчи имя",
- "Найдипару",
- "Кого не хватает"
- "Ночной паровоз"
- "Браво", "Небоскреб",
- "Отдам тебе то, что есть у меня".
3. Игры для развития интеллектуальных способностей-8 часов.
Развитие речи, словарного запаса. Обучение способности концентрировать внимание. Умение сосредотачиваться на зрительной информации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Развитие воображения и фантазии. Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие пространственных представлений, мыслительных процессов обобщения.
Игры и игровые упражнения.
- "Каскад слов",
- "Дорисуй фигуры",
- "Снежинки", "Пантомима",
- "Найди лишнее слово", "Пуговицы",
- "Сложи узор", "Мостик"
4. Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков - 8 часов.
Ознакомление с цветами. Развитие умения различать цвета. Знакомство с формами предметов, развитие умения заполнять ими пустое пространство. Развитие целостности восприятия, формирование умения составлять из частей целое. Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Формирование умения анализировать предмет, выделять в нём мелкие детали. Осмысление связи между объектами. Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Игры и игровые упражнения.
- "Пуговички-ниточки",
- "Цветные бега",
- "Мозаика",
- "Что во мне изменилось",
- "Воробушки по зернышку",
- "Живая палитра", "Это мое",
- "О чём я говорю",
- "Найди свой цвет"
5. Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков-6 часов.
Развитие знаний о своём теле. Развитие общей моторики и координации в пространстве. Тренировка ловкости, гибкости, воспитание организованности и внимательности. Развитие координации движений, двигательных и коммуникативных способностей. Формирование умения осознавать свои ощущения. Развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, умения играть в коллективе.
Подвижные игры и игровые упражнения:
- "Замри" "Кузнечики и бабочки",
- "Делай как я","Что ты можешь сделать",
- "Волшебная палочка" , "Слушай музыку"
6. Кукольный театр-6 часов.
Знакомство с куклами. Разыгрывание сценок. Разучивание детских стихов. Формирование интереса к театральным играм. Ознакомление со способностями движения кукол. Чтение потешек, попевок, побуждающих к диалогу. Игровые импровизации. Отработка основных эмоций кукольных героев. Развитие творческих способностей. Овладение изобразительными средствами: мимикой, жестами, выразительной речью.
Игры-имитации:
- "Покажи, как прыгает зайка",
- "Покажи, как неслышно ходит кошка"
- "Покажи, как поет петушок"
Игры-этюды:"Животные", "Птицы", "Малыши"
7. Итоговое занятие - 1 час.
Конкурсы, эстафеты, любимые игры. Подведение итогов.
К концу первого года обучения дети могут:
- помогать и доверять друг другу, приходить к объему решению;
- распознавать и подбирать цвета, формы, числа;
- составлять целое из частей;
- контролировать движения тела;
- ориентироваться в пространстве;
- концентрировать внимание;
- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
- удерживать и воспроизводить информацию;
- логически мыслить;
- принимать участие в кукольных играх-импровизациях.
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Название тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения | 7 час |
3 | Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков | 6 час |
4 | Игры, стимулирующие развитие языковых умений | 10 час |
5 | Кукольный театр | 6 час |
6 | Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков | 5 час |
7 | Итоговое занятие | 1 час |
Всего | 36 час |
Содержание раздела
1. Вводное занятие - 1 час.
Правила общения. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
2. Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения-7 часов.
Развитие навыка общения, совместной деятельности. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности. Формирование коммуникативных навыков. Обучение сотрудничеству, взаимной помощи и поддержке. Развитие ловкости, координации глаз и ног. Знакомство со способами совместных игр. Развитие умения согласовывать свое поведение с поведением других.
Игры и игровые упражнения:
"Кто в коробке?",
3. Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков-6 часов.
Распознавание и подбор цвета, формы, числа. Знакомство с оттенками цветов. Представление о пространственном расположении предметов. Установление связи между предметами во время движения. Понятие направления движения предметов в процессе их практического применения. Совершенствование моторных навыков. Определение расположения предметов в пространстве по отношению к ребенку и друг другу.Развитие навыков визуализации, умения видеть внутренним взором. Развитие зрительной памяти, творческих способностей.
Игры и игровые упражнения:
"Прыжки по формам", "Радуга",
4. Игры, стимулирующие развитие языковых умений - 10 часов.
Выделение звуков из слов, сравнение. Формирование выразительности и четкости произношения слов. Знакомство с отдельными буквами. Соотнесение буквы с соответствующими предметами. Определение буквы на ощупь. Развитие умения слушать и запоминать. Расшифровка значения слов с помощью мимики и жестов. Знакомство с основами рифмования слов. Обогащение словарного запаса. Развитие речи. Формирование навыка чтения. Развитие мыслительных процессов.
Дидактические игры и игровые упражнения":
- "Комбинирование слов", "Шумелки",
- "Словесная цепочка", "Поэтический турнир",
- "Песочные буквы","Звуковые совпадения",
- "Люди карандаши","Игры в рифму",
- "Буквенные классы", "Броски по категориям",
- "Четвёртый лишний".
5. Кукольный театр-6 часов.
Раскрытие образов кукольных героев, обучение сценическим движениям. Упражнения на развитие дикции, артикуляционная гимнастика. Игры, позволяющие научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи. Развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности. Рисование кукольных героев с целью уточнения образов персонажей произведения. Инсценирование русских народных сказок.
Игры-сказки:
"Теремок",
6. Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков навыков-5 часов.
Контроль над движением тела. Сохранение равновесия. Развитие гибкости. Развитие зрительно-моторной координации глаз, рук и ног, общей моторики. Развитие фантазии и воображения. Развитие чувства осязания, умения осознавать свои ощущения. Ориентация в пространстве. Формирование социальных навыков. Развитие сосредоточенности и концентрации.
Игры и игровые упражнения:
"Пишем пальцами ног", "Предметы в
конвертах",
7. Итоговое занятие - 1 час.
Конкурсы, викторины, эстафеты. Подведение итогов.
К концу второго года обучения дети могут:
- согласовывать свое поведение с поведением других;
- свободно общаться друг с другом;
- подбирать цвета и оттенки к соответствующим предметам;
- устанавливать связи между предметами;
- творчески мыслить;
- распознавать и соотносить звуки и буквы;
- рифмовать слова;
- пользоваться своим активным словарем;
- концентрировать внимание;
- ориентироваться в пространстве;
- принимать активное участие в кукольных спектаклях.
Методические рекомендации к разделу "Час игры"
В данном разделе игра должна выступать не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества. В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.
Игровой час - это время для возникновения и развития разных видов игр: игры с правилами, дидактические игры, кукольный театр, подвижные игры и другие.
При проведении занятия нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Игра должна проходить в доброжелательной и ненавязчивой форме. При планировании игрового часа важно предусмотреть следующее:
- педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей;
- во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр;
- педагог должен быть внимателен к настроению детей: не педагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок, и не нужно продолжать игру, если она не вызывает интереса у играющих;
- игровой час может быть организован различными способами, очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр.
Педагогу необходимо воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для кукольного театра. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребенка моральной идеей.
Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.
Список литературы.
1. 1.Барбара Шер.101 игра, развивающая интеллект. - Минск : "Попурри", 2009.
2. Фесюкова Л. Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. - Издательство "Ранок", 2008.
3. Пенни Уорнер. 150 развивающих игр для дошкольников. - Минск: "Попурри", 2009.
4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М. ТЦ Сфера, 2007.
5. Степанова О. А.Подготовка детей к школе - М. ТЦ Сфера, 2008.
6. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры.- Новосибирск,2008.
7. Печерога А. В.Развивающие игры для дошкольников. - М. Вако, 2010.
8. Орлова Д. Большая книга Монтессори.- Владимир: ВКТ, 2010.
9. Надеждина В. 130 домашних игр для детей и родителей. - Минск: Харвест, 2007.
10. Севостьянова Е. О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. - М.ТЦ Сфера, 2008.
11. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М.-2009.
12.Развивающие задания для малышей.ОАО "Дом печати-Вятка", Киров, 2010.
13Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет. - М.:Эксмо,2007.
14.Рахно М.О.Домашний кукольный театр/М.О.Рахно, Я.Ю.Хусаинова.-Ростов н/Д :Феникс, 2008.
15.Науменко Г.М.Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно :Русские народные загадки.-М:.Дет. лит., 1991
16.Кудейко М.В.Игры в летнем оздоровительном лагере.-М.-2005
17.Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1и 2.-Киров, 2010
18.Развивающие задания для малышей. Тетрадь с заданиями для развития детей.-Киров, 2010.