Рабочая программа по разделу "Час игры"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Детство-пора удивительных открытий. Мир детства предстает разнообразием форм, запахов, звуков, цвета. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя, воспринимать мир в целом, ориентироваться в нем. У ребенка возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Именно в этом возрасте необходимо развивать в ребенке любознательность, познавательную и творческую активность.

Актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить каждому ребенку - дошкольнику доступный уровень развития, позволяющий ему быть успешным, и реализует социальный заказ по развитию творческих начал детей дошкольного возраста.

Дети постигают мир через целостную систему представлений об окружающей действительности. Каждому ребенку присущи индивидуальные модели восприятия и переработки информации, т.е. индивидуальные модальности. Новизна и отличительная особенность программы в том, что в основе изучения программного материала - полимодальное восприятие, где при обучении в равной степени используются сенсорные анализаторы ребенка, но с опорой на анализатор, представляющий ведущую модальность - визуальную (зрительную), аудиальную (на слух), кинестетическую (ощущения). Реализация данного подхода обязывает учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Программное содержание и спланированные в разделе дидактические игры и игровые упражнения активизируют различные сенсорные анализаторы, что позволяет сделать образовательный процесс успешным и увлекательным.

Цель программы: создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

Задачи:

  • создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
  • формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
  • содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
  • развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
  • способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание форм, образов и материалов;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи;
  • воспитывать интерес к театральной деятельности.

При составлении программы учтены возрастные особенности детей-дошкольников, характеризующиеся господством чувств, любознательностью, пытливостью, активностью, способностью воображать, фантазировать, сознательно запоминать, более длительно удерживать внимание. Ведущей деятельностью детей этого возраста является игра, позволяющая познавать окружающий мир, способствующая развитию произвольного внимания и памяти, речи. В игре ребенок постигает определенные правила поведения, принятые в обществе. Немаловажное значение на развитие ребенка оказывает и продуктивная деятельность, требующая от ребенка умения добиваться нужного результата даже в том случае, когда сам процесс не очень его привлекает. С учетом возрастных и психических особенностей ребенка в программе определен раздел "Час игры", его содержание, формы и методы организации деятельности детей.

Раздел "Час игры" способствует развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения.

Программа предназначена для детей 4-6 летнего возраста. Курс обучения рассчитан на 1 год, на 36 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 минут. В процессе занятия происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка.

Количество детей в группах 6-8 человек. Набор производится на общих основаниях, без специального отбора.

При распределении тем раздела по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические и психологические особенности детей - дошкольников. Педагог, реализующий программу, может самостоятельно распределять количество часов на изучение тем раздела, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность детей, условия работы в данной группе, а также учитывая сезонные изменения в природе.

Условия реализации программы

Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечение. Организационные условия предполагают наличие учебных кабинетов, оборудованных ростовой учебной мебелью, магнитной доской. Техническое и материальное обеспечение: музыкальный центр, фортепиано, компьютер, DVD проигрыватель, шведская стенка, фитболы.

Примерный комплект художественных материалов, инструментов:

  • листы белой и тонированной бумаги А 4;
  • листы чертёжной бумаги;
  • цветной и белый картон;
  • набор цветной бумаги;
  • листы ватмана;
  • маркеры;
  • мягкие мячики;
  • большие мячи;
  • доска 60 на 20 см;
  • морские камешки;

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п Название тем Количество часов
1 Вводное занятие 1 час
2 Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения 6 час
3 Игры для развития интеллектуальных способностей 8 час
4 Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков 8 час
5 Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков 6 час
6 Кукольный театр 6 час
7 Итоговое занятие 1 час
Всего 36 час

Содержание раздела

1. Вводное занятие - 1час. Знакомство с детьми. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Обучение общению.

2. Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения- 6 часов. Развитие умения дружить, взаимодействовать друг с другом. Развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в своих силах. Создание атмосферы взаимного доверия. Формирование коммуникативных навыков. Развитие умения чувствовать другого, настраиваться на чужой замысел. Обучение рефлексии, снятие тревожности и неуверенности.

Игры и игровые упражнения:

  • "Прошепчи имя",
  • "Найдипару",
  • "Кого не хватает"
  • "Ночной паровоз"
  • "Браво", "Небоскреб",
  • "Отдам тебе то, что есть у меня".

3. Игры для развития интеллектуальных способностей-8 часов.

Развитие речи, словарного запаса. Обучение способности концентрировать внимание. Умение сосредотачиваться на зрительной информации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Развитие воображения и фантазии. Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие пространственных представлений, мыслительных процессов обобщения.

Игры и игровые упражнения.

  • "Каскад слов",
  • "Дорисуй фигуры",
  • "Снежинки", "Пантомима",
  • "Найди лишнее слово", "Пуговицы",
  • "Сложи узор", "Мостик"

4. Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков - 8 часов.

Ознакомление с цветами. Развитие умения различать цвета. Знакомство с формами предметов, развитие умения заполнять ими пустое пространство. Развитие целостности восприятия, формирование умения составлять из частей целое. Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Формирование умения анализировать предмет, выделять в нём мелкие детали. Осмысление связи между объектами. Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Игры и игровые упражнения.

  • "Пуговички-ниточки",
  • "Цветные бега",
  • "Мозаика",
  • "Что во мне изменилось",
  • "Воробушки по зернышку",
  • "Живая палитра", "Это мое",
  • "О чём я говорю",
  • "Найди свой цвет"

5. Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков-6 часов.

Развитие знаний о своём теле. Развитие общей моторики и координации в пространстве. Тренировка ловкости, гибкости, воспитание организованности и внимательности. Развитие координации движений, двигательных и коммуникативных способностей. Формирование умения осознавать свои ощущения. Развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, умения играть в коллективе.

Подвижные игры и игровые упражнения:

  • "Замри" "Кузнечики и бабочки",
  • "Делай как я","Что ты можешь сделать",
  • "Волшебная палочка" , "Слушай музыку"

6. Кукольный театр-6 часов.

Знакомство с куклами. Разыгрывание сценок. Разучивание детских стихов. Формирование интереса к театральным играм. Ознакомление со способностями движения кукол. Чтение потешек, попевок, побуждающих к диалогу. Игровые импровизации. Отработка основных эмоций кукольных героев. Развитие творческих способностей. Овладение изобразительными средствами: мимикой, жестами, выразительной речью.

Игры-имитации:

  • "Покажи, как прыгает зайка",
  • "Покажи, как неслышно ходит кошка"
  • "Покажи, как поет петушок"

Игры-этюды:"Животные", "Птицы", "Малыши"

7. Итоговое занятие - 1 час.

Конкурсы, эстафеты, любимые игры. Подведение итогов.

К концу первого года обучения дети могут:

- помогать и доверять друг другу, приходить к объему решению;

- распознавать и подбирать цвета, формы, числа;

- составлять целое из частей;

- контролировать движения тела;

- ориентироваться в пространстве;

- концентрировать внимание;

- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

- удерживать и воспроизводить информацию;

- логически мыслить;

- принимать участие в кукольных играх-импровизациях.

Учебно-тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п Название тем Количество часов
1 Вводное занятие 1 час
2 Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения 7 час
3 Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков 6 час
4 Игры, стимулирующие развитие языковых умений 10 час
5 Кукольный театр 6 час
6 Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков 5 час
7 Итоговое занятие 1 час
Всего 36 час

Содержание раздела

1. Вводное занятие - 1 час.

Правила общения. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

2. Игры, стимулирующие развитие навыков межличностного общения-7 часов.

Развитие навыка общения, совместной деятельности. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности. Формирование коммуникативных навыков. Обучение сотрудничеству, взаимной помощи и поддержке. Развитие ловкости, координации глаз и ног. Знакомство со способами совместных игр. Развитие умения согласовывать свое поведение с поведением других.

Игры и игровые упражнения:

  • "Кто в коробке?",
  • "Бросаем камешки",
  • "Бутерброд из детей",
  • "Сиамские близнецы",

3. Игры, стимулирующие развитие визуально-пространственных навыков-6 часов.

Распознавание и подбор цвета, формы, числа. Знакомство с оттенками цветов. Представление о пространственном расположении предметов. Установление связи между предметами во время движения. Понятие направления движения предметов в процессе их практического применения. Совершенствование моторных навыков. Определение расположения предметов в пространстве по отношению к ребенку и друг другу.Развитие навыков визуализации, умения видеть внутренним взором. Развитие зрительной памяти, творческих способностей.

Игры и игровые упражнения:

  • "Прыжки по формам", "Радуга",
  • "Внутренняя карта", "Портреты вслепую"
  • "Звездная энергия", "Стикерное искусство",
  • "Очертания предметов".

4. Игры, стимулирующие развитие языковых умений - 10 часов.

Выделение звуков из слов, сравнение. Формирование выразительности и четкости произношения слов. Знакомство с отдельными буквами. Соотнесение буквы с соответствующими предметами. Определение буквы на ощупь. Развитие умения слушать и запоминать. Расшифровка значения слов с помощью мимики и жестов. Знакомство с основами рифмования слов. Обогащение словарного запаса. Развитие речи. Формирование навыка чтения. Развитие мыслительных процессов.

Дидактические игры и игровые упражнения":

  • "Комбинирование слов", "Шумелки",
  • "Словесная цепочка", "Поэтический турнир",
  • "Песочные буквы","Звуковые совпадения",
  • "Люди карандаши","Игры в рифму",
  • "Буквенные классы", "Броски по категориям",
  • "Четвёртый лишний".

5. Кукольный театр-6 часов.

Раскрытие образов кукольных героев, обучение сценическим движениям. Упражнения на развитие дикции, артикуляционная гимнастика. Игры, позволяющие научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи. Развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности. Рисование кукольных героев с целью уточнения образов персонажей произведения. Инсценирование русских народных сказок.

Игры-сказки:

  • "Теремок",
  • "Репка", "Маша и медведь"
  • Театрализованные игры:
  • "Кто в домике живёт?",
  • "Почему кот моется после еды?"

6. Игры, стимулирующие развитие кинестетических навыков навыков-5 часов.

Контроль над движением тела. Сохранение равновесия. Развитие гибкости. Развитие зрительно-моторной координации глаз, рук и ног, общей моторики. Развитие фантазии и воображения. Развитие чувства осязания, умения осознавать свои ощущения. Ориентация в пространстве. Формирование социальных навыков. Развитие сосредоточенности и концентрации.

Игры и игровые упражнения:

  • "Пишем пальцами ног", "Предметы в конвертах",
  • "Напряжение-расслабление",
  • "Кузнечики и бабочки", "Семафор"
  • Игры с мягкими мячами.

7. Итоговое занятие -  1 час.

Конкурсы, викторины, эстафеты. Подведение итогов.

К концу второго года обучения дети могут:

- согласовывать свое поведение с поведением других;

- свободно общаться друг с другом;

- подбирать цвета и оттенки к соответствующим предметам;

- устанавливать связи между предметами;

- творчески мыслить;

- распознавать и соотносить звуки и буквы;

- рифмовать слова;

- пользоваться своим активным словарем;

- концентрировать внимание;

- ориентироваться в пространстве;

- принимать активное участие в кукольных спектаклях.

Методические рекомендации к разделу "Час игры"

В данном разделе игра должна выступать не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества. В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.

Игровой час - это время для возникновения и развития разных видов игр: игры с правилами, дидактические игры, кукольный театр, подвижные игры и другие.

При проведении занятия нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Игра должна проходить в доброжелательной и ненавязчивой форме. При планировании игрового часа важно предусмотреть следующее:

- педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей;

- во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр;

- педагог должен быть внимателен к настроению детей: не педагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок, и не нужно продолжать игру, если она не вызывает интереса у играющих;

- игровой час может быть организован различными способами, очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр.

Педагогу необходимо воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для кукольного театра. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребенка моральной идеей.

Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.

Список литературы.

1. 1.Барбара Шер.101 игра, развивающая интеллект. - Минск : "Попурри", 2009.

2. Фесюкова Л. Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. - Издательство "Ранок", 2008.

3. Пенни Уорнер. 150 развивающих игр для дошкольников. - Минск: "Попурри", 2009.

4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М. ТЦ Сфера, 2007.

5. Степанова О. А.Подготовка детей к школе - М. ТЦ Сфера, 2008.

6. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры.- Новосибирск,2008.

7. Печерога А. В.Развивающие игры для дошкольников. - М. Вако, 2010.

8. Орлова Д. Большая книга Монтессори.- Владимир: ВКТ, 2010.

9. Надеждина В. 130 домашних игр для детей и родителей. - Минск: Харвест, 2007.

10. Севостьянова Е. О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. - М.ТЦ Сфера, 2008.

11. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М.-2009.

12.Развивающие задания для малышей.ОАО "Дом печати-Вятка", Киров, 2010.

13Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет. - М.:Эксмо,2007.

14.Рахно М.О.Домашний кукольный театр/М.О.Рахно, Я.Ю.Хусаинова.-Ростов н/Д :Феникс, 2008.

15.Науменко Г.М.Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно :Русские народные загадки.-М:.Дет. лит., 1991

16.Кудейко М.В.Игры в летнем оздоровительном лагере.-М.-2005

17.Развиваем графические навыки малыша. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1и 2.-Киров, 2010

18.Развивающие задания для малышей. Тетрадь с заданиями для развития детей.-Киров, 2010.