Презентация (приложение)
1. Актуальность.
В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно.
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни». Так чего ждет от школы нынешняя Россия?
По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя решение следующих задач:
Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновлённое содержание образования. «Прошу в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов, подготовка которых затянулась», — подчеркнул Президент.
Во-вторых, по мнению главы государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:
- способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
И обновленное образование должно сыграть ключевую роль в развитии личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения через устойчивое развитие ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание, ведь на современном этапе развития общества выделяются глобальные проблемы экологического воспитания и образования.
Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами - как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.
Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием.
2. Цели и задачи.
Цель: помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, расти гражданином своего Отечества.
Задачи:
- Обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития
- Удовлетворить его творческие и образовательные потребности
- Привлечь ребенка к разнообразной общественно значимой деятельности, к активному общению с природой
- Организация воспитательной работы с учетом разновозрастного контингента (4-8 класс)
Основные направления работы:
- Интеллектуальное развитие
- Экскурсионная деятельность
- Просветительская работа среди населения
- Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории
- Укрепление здоровья
3. Теоретическая интерпретация.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения подросток учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю, который поможет задуматься над вопросами : «Кто я?», «Для чего живу?», «В чем мое предназначение?», «Где мое место в жизни?».
С этой целью в городах России организованы экологические кружки, центры (Центральная республиканская станция юных натуралистов, Советско-американский лагерь юных экологов в Карелии, Эколого-биологический центр г. Нижнекамск, Краевой экологический центр в г. Барнауле и др.) В настоящее время перспективной формой становятся профильные отряды ,создаваемые при школах в летний период ..Здесь ребята не только оздаравливаются, но и формируются как творческие личности. В этих отрядах подросток имеет уникальную возможность узнать много нового в интересующей его сфере знаний, на практике использовать свои исследовательские умения и навыки.
Изучив опыт и рекомендации сотрудников методического отдела внешкольного дополнительного образования Ставропольского краевого Управления образования по организации жизни подростков в летних лагерях, учителя высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №118» Индустриального района г.Барнаула Пронина О.В. и Долженкова Е.В. в 2006году разработали и внедрили в практику перспективную форму летнего отдыха - профильный интеллектуальный экологический отряд «Эрудит» при школьном оздоровительном лагере «Мечта».
Этот опыт возник в следующих условиях. Согласно социально-психологическому паспорту МОУ «СОШ №118» г.Барнаула большинство родителей учеников имеют полное среднее и средне-специальное образование (71%). На долю семей, где родители школьников – специалисты с высшим образованием, приходится около 28%. Естественно, что социальный состав учеников определяет сегодняшние интеллектуальные возможности, а также личностную направленность детей. По итогам тестирования психологом, в классах наблюдается преобладание детей с низким интеллектуальным уровнем, на долю высокоинтеллектуалов приходится 8-10%.
В таких условиях воспитывать и развивать творческие личности очень сложно. Для решения этих проблем и был создан интеллектуальный профильный отряд «Эрудит».
В последнее время характерным стало привлечение школьников к экологическим проблемам через организацию проектной деятельности.
Все, кто использует метод проектов, хорошо знакомы с формами и методами работы на этом мы не будем останавливаться. Хотелось бы привлечь внимание к некоторым проблемам, которые нам пришлось преодолеть и на которые стоит обратить внимание учителей только начинающих работать по данному методу:
1. Соответствие уровня проекта психо-физиологическим особенностям и уровню обученности учеников.
В 5 классе наиболее уместны творческие и игровые проекты, результатом которых являются маленькие исследования, затрагивающие эмоциональную сферу каждого ученика. В то же время по возможности нужно использовать компьютерные презентации созданные учителем или учениками, работающими на компьютере, некоторым это вполне по силам.
Со всеми учениками 6, 7 классов уже желательно использовать компьютеры во время уроков, для самостоятельной работы каждого школьника. Главной задачей в среднем звене я считаю вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и овладение первичными навыками работы на компьютере. Для этого можно использовать элементы метода проектов, например создание презентаций по систематике растений и животных.
Максимально полно использовать метод по созданию исследовательских проектов возможно с учениками 9—11 классов. Очень интересно предлагать одинаковые проекты в разных классах (нет ни одного похожего), а особенно выдвигать разные гипотезы по спорным вопросам, например трансгенные продукты, получаются очень интересные варианты.
2. Доступность темы для учеников.
Проектные задания должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями, которые необходимо им приобрести.
3. Техническое и научное обеспечение.
Наличие свободного компьютерного класса, возможная помощь со стороны учителя информатики, возможность выхода в Интернет, но самое важность компетентность учителя предметника. Не страшно, если, начиная работать по методу проектов, вы недостаточно хорошо освоили компьютер, в техническом плане вам помогут ваши ученики. Главная ваша задача, четкое представление структуры проекта. Ведь осуществление работы невозможно без постоянного руководства со стороны учителя. Для младших школьников это помощь в формулировки гипотезы и создание выводов, для старших это контроль, за выполнением структуры и соответствие целей, задач с полученными результатами.
За несколько лет работы в лагере мы использовали разные виды проектов:
- Ситуационные. Направлены на разрешения одной конкретной проблемы.
- Восстанавливающие. Используются при повторении ранее изученного материала. Для восстановления прежних знаний и их расширения.
В зависимости от формы работы:
I. Групповые.
II. Индивидуальные.
III. Индивидуально-групповые.
Работа была начата с изучения медицинских карт учащихся щколы. Результаты насторожили, здоровых детей практически нет. Увеличилось число детей с положительной реакцией Манту, с кожными заболеваниями, снизился иммунитет, учащиеся часто жалуются на головные боли, головокружения, расстройства пищеварения. Исследовав причины нарушения здоровья городского населения, пришли к выводу, что в наших силах повлиять на экологический фактор. Было принято решение направить исследовательскую работу отряда на создание здоровьесберегающей среды в здании школы и на прилегающей территории.
Прежде чем как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, возникла необходимость изучения состояния окружающей среды на территории прилегающей к школе. С этой целью были разработаны и реализованы несколько ситуационных проектов индивидуально-группового и группового характера. Ребята исследовали запыленность и загрязненность выхлопными газами воздуха, механический состав и кислотность почвы методом фитоиндикации и по методу Филатова, состояние озелененности пришкольной территории, составили план местности с указанием объектов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, провели экологическую экспертизу состояния учебных кабинетов и других помещений школы. Накопленный материал позволил начать работу над комплексным проектом « Экологический паспорт школы и пришкольной территории».
Составление экологического паспорта школы позволяет обобщить данные, полученные при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы, ее помещений и пришкольной территории.
На примере своей школы можно выявить различные экологические проблемы и решить их силами учащихся, учителей, органов местной власти, общественности.
4. Этапы реализации проекта.
- Креативный (март). Разработка концепции Проекта, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.
- Планировочный (апрель). Разработка планов реализации Проекта.
- Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.
- Деятельный (июнь 2007-2010 год). Собственно реализация Проекта в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.
- Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.
5. Тематический план основных мероприятий проекта
Блок 1. Интеллектуальный
- Занятия психолога:
- «Способности человека и пути их развития»,
- «Познай себя»,
- «Силы внутри нас»,
- «Измени себя»
- Занятия логопеда:
- «Учись правильно говорить»,
- «Секреты публичного выступления»
- Уроки компьютерной грамоты – оформление проектов, презентаций.
- Занятия преподавателей:
- «Эта курьезная и серьезная математика»,
- «Физика вокруг нас»,
- «География. Загадки природы»,
- «История родного поселка»,
- «В гостях у лесных жителей»
- Мастер – класс визажиста Латниковой С.Н. «Секреты красоты»
- Мастер – класс «Боди-арт»
- Интеллектуальная игра
- «Знай свой поселок»,
- «Эрудит - марафон»,
- «Своя игра»
- Фотопанорама «Наше лето в «Эрудите»
- Выступление агитбригады
- Разъяснительная работа среди населения: листовки, обращения к жителям, молнии
- Научно-практическая конференция «Я – исследователь». Защита проектов.
Блок 2. Исследовательский.
- Занятия
- «Метод проектов»,
- «Как проводить опыт, наблюдение» и др.
- Работа с электронным микроскопом
- Практикум-исследование
- «Экологическое состояние пришкольного участка»,
- «Кресс-салат как биологический индикатор загрязнения почвы»,
- «Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта»,
- «Изучение проблемы образования бытовых отходов в семьях»,
- «Определение запыленности воздуха»,
- « Химический анализ почвы»,
- «Химический анализ воздуха»
- «Определение содержания в почве солей тяжелых металлов»
- «Определение содержания цинка в почве»
- «Определение кислотности почвы»
- «Механический состав почвы»
- Фоторепортаж «Экологические проблемы нашего леса»
Практические работы:
- «Степень озеленения пришкольного участка»
- Практикум по обработке результатов исследования
- Работа с электронными микроскопами
- Изготовление гербария «Причуды природы»
- Изготовление поделок из бытовых отходов
- «Воздушный змей» - творческое дело
- Создание компьютерных интеллектуальных игр «Своя игра», «Большая игра»
- Презентации «Здравствуйте, это мы!».
- Создание рисунков, макетов «Реконструкция пришкольного участка»
Блок 3. Экскурсионный.
- Экскурсия «Это было недавно». Поселок Новосиликатный.
- Экскурсия «Чем богат наш лес»
- Отдых на теплоходе по р. Обь.
- Экскурсия на предприятия поселка и города:
- Завод крупнопанельного домостроения,
- Завод ячеистого бетона,
- Барнаульский аппаратурно-механический завод
- Экскурсия в мастерскую художника
- Экскурсия в Барнаульский планетарий «Наш дом – Земля»
- Экскурсия в АКГУП «Индустриальный» (тепличный комбинат)
- Экскурсия в Барнаульский дендрарий
- Экскурсия в Барнаульский экологический центр
- Экскурсия в «Фолькон» (питомник хищных птиц)
- Экскурсия на станцию юннатов
- Экскурсия в музей противопожарной пропаганды.
- Поездка в Белокуриху
Блок 4. Здоровье и труд
- Летняя трудовая практика на пришкольном участке
- Посещение бассейна
- Игры на свежем воздухе
- Посещение Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Альтернатива», Индустриального района.
- Отдых в парке «Эдельвейс»
- Соревнования по бадминтону «Золотая ракетка», по футболу «Первая лига»,
- Прогулка в лес «Лес – наше здоровье»
- «Зеленый патруль» - работа по благоустройству школьной территории, «Экологический десант», очистка леса от бытовых отходов (совместно с лесничеством)
- Занятия «Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека», «История вопроса утилизации отходов».