Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения для сбора богатых урожаев, смертоносные яды, чтобы убивать насекомых – вредителей; автомобили, заполнившие наши города и села. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы.
Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Рыба погибла, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и животных. Леса безжалостно вырубились, поэтому животным и птицам трудно было найти еду и убежище. Они погибали просто оттого, что им не где было жить. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов и котельных, где сжигали нефть и уголь. Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Многие люди забыли о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь. И как – то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже. Многие понимали это, но не знали, что делать. В 1969 году случилось совсем ужасное. Из скважины возле города Санта – Барбара разлилась нефть. На громадных пространствах пляжи покрывались толстым слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, морские животные погибали от пленки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днем Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству территории. Эта замечательная инициатива была одобрена многими странами. И теперь во многих странах мира 22 апреля отмечается этот праздник. В этот день люди в городах и селах очищают территорию от мусора, сажают деревья, цветы. Мы тоже не останемся в стороне, отметим праздник – День Земли. Наш вклад в наведение земной красоты – это наш пришкольный участок, наши цветы , сады, наше заботливое отношение к природе. А сегодня мы с вами немного поиграем.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
На празднике присутствуют ребята, которые решили посоревноваться. Пожалуйста – команды, займите свои места!
Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду водоема. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают, и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача помочь уткам: на ощупь выбрать керамзит (дробинки) и оставить камешки на дне.
(На сцене соревнуются две команды, затем подводятся итоги игры. Победившей команде -призы и зеленые листочки, проигравшей – утешительные призы.)
А теперь послушайте отрывки из произведений о поведении детей в природе и выскажите своё мнение к происходящему.
Маленький мальчик Вильборик проснулся однажды очень рано и вышел из своего дома—из шалаша, крытого берестой, в котором он жил вместе со своим отцом-охотником в эвенском стойбище на берегу лесной реки. За шалашом в орешнике он увидел на тропинке двух лесных мышей. Они шли друг за другом на задних лапках, неся каждая по одному яйцу. Это были яйца маленькой птицы пищухи, свившей свое гнездо под кустом. Вильборик позавидовал мышам и начал искать гнездо этой пищухи, но в густой траве под орешником не мог его найти. Зато он нашел норку бурундука -земляной белки. Вчера шёл дождь, и бурундук сушил орехи, которые призапас для себя еще с прошлой осени. Он вынес их из своей норки и разложил на широком пне на солнце. Вильборик обрадовался. Он прогнал бурундука, а орехи забрал себе и начал разбивать их камнем. Орехи оказались все полными, ни одного гнилого, и Вильборик ел их с удовольствием.
(Р. Фраерман “Мальчик в лесу”.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила под куст вместе с обрывками бумаги. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — спросила Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно.., перед соловушкой, – тихо ответила Лида.
В. Сухомлинский “Стыдно перед соловушкой”
Работа над содержанием.
Давайте все вместе вспомним правила поведения
человека в природе: 1. Не разводи костров в сухую
погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц , не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными
насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу,
уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они
вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех,
кто придёт после тебя.
1. Мы плыло по озерам и рекам, По колено стоял в воде. Но утолить нестерпимую жажду Мы не смогло нигде. Как будто попали в сказку, Где мёртвая только была вода. Нам этой страшной картины Теперь не забыть никогда.
2. Где ельник высился густой– Торчат, чернея, пни.. Где был реки разливов большой– Там камыши одни...
3. А луг распахан до плетней: Пыль, чернота да зной...
Лишь стайка белых голубей Взлетает над избой.
Леса топорщатся, и степь клубится, Жара изводит, и снега блестят. Богаты мы!... но считанные птицы Над считанными рощами летят. Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы ждут в реке. И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таёжной земляники Полночный филин ухает из тьмы. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы?1
За генеральную уборку Пора приняться на Земле! Что в говорильне нашей толку? Природа плачет о себе! Сумеют выжить только крысы, Чертополох и таракан. Ворона даже будет лысой! Приятно ль жить с такими нам?
Что же пожелаем мы сегодня Земле, планете нашей скромной, Такой обычной и огромной, Когда она, свершая ход, Материки и океаны, Метели, грозы и туманы Путями млечными несёт.
Мы хотим, чтоб птицы пели. Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась, И была на ягодах роса! Мы хотим, чтоб Солнце грело, И березка зеленела, И под елкой жил смешной колючий еж, Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый дождь!
К сожалению, мы нередко нарушаем правила поведения в природе. Правда? Давайте сейчас, все вместе попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Смотрю на глобус– шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.
Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим– не солги,
Ты береги нас, береги” .
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
“Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…”
Берегите эту Землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Литература:
- Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.Т.Я.Шипулина. Новосибирск 1997.
- Э кологическое воспитание в школе. И.Н.Горенко. Волгоград.
- Характер – источник силы №2. Барнаул 2000.
- Азбука нравственного воспитания. Москва. Просвещение. 1979.
- urok.1sept.ru/articles/527272/
- www.velikoeschool.ru/v2/school_life/storyline_…