Цель урока:
- Совершенствовать навыки решения задач на применение теории подобных треугольников.
- Активизировать мыслительную деятельность обучающихся через дифференцированный подход обучения;
- Прививать культуру построения чертежа к задаче.
Оборудование: линейка, карандаш, прямоугольный треугольник
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Теоретический опрос
Подготовить у доски доказательства следующих свойств прямоугольного треугольника:
- Высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, делит его на два подобных треугольника, каждый из которых подобен данному.
- Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное для отрезков, на которые делится гипотенуза этой высотой.
- Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное для гипотенузы и отрезка гипотенузы, заключенного между катетом и высотой, проведенной из вершины прямого угла.
Пока у доски учащиеся готовят доказательства свойств прямоугольных треугольников,3 учащихся работают индивидуально, а остальные учащиеся решают задачи на готовых чертежах.
Работа по индивидуальным карточкам
I. Уровень (карточка)
- В прямоугольном треугольнике АВС С =90, СD – высота треугольника, АС=5см, СВ =10 см. Найдите отношение площадей треугольников АСD и СDВ.
- В параллелограмме АВСD ВD АВ, ВЕ АD, ВЕ=6см, АЕ = 3см. Найдите площадь параллелограмма.
II. Уровень (карточка)
- Диагонали ромба пересекаются в точке О, АС: ВD = 3 : 2, ОЕАВ. Площадь треугольника АОЕ равна 27 см. Найдите площадь ромба.
- В равнобедренном треугольнике АВС АВ = СВ, ВD – биссектриса, DЕ АВ, АЕ : ВЕ =4 : 9, ВD+АС =14. Найдите периметр треугольника АВС.
III уровень (карточка)
- В прямоугольнике АВСD ВЕ АС, АЕ : СЕ = 1:3. Найдите углы, которые образует диагональ со сторонами прямоугольника.
- В трапеции АВСD АD и ВС – основания, ВЕ АD, ВС : АD = 18 см.
Найдите площадь трапеции.
Решение задач по готовым чертежам.
Работа проводится с целью повторения изученных на предыдущем уроке формул.
1.
2.
3.
III. Решение задач.
1. В тетрадях и у доски решить задачу № 576
Один из обучающихся работает у доски, остальные в тетрадях.
Решение:
Пусть х – коэффициент пропорциональности, тогда АС=5х,ВС=6х.
Из ΔABC (угол D=90°) по теореме Пифагора:
AD2=AC2 - CD2=25x2 - CD2.
Из ΔBCD (угол D=90°) по теореме Пифагора:
BD2=CB2 - CD2=36x2 - CD2.
BD2 - AD2=(36x2 - CD2) - (25x2 - CD2)=11x2.
BD2 - AD2=(BD-AD)(BD+AD)=11*AB, так как BD на 11 см больше AD, BD+AD=AB.
11x2=11*AB=>AB=x2.
Из ΔABC (угол D=90°) по теореме Пифагора:
AB2=AC2+CB2=25x2+36x2=61x2=>
AB=x=>x2=x; x=; AB=61см.
Ответ: 61 см.
2. Решить задачу из рабочей тетради №67
В треугольнике OBM, изображенном на рисунке, угол BOM=90°, OH перпендикулярно BM, BM=26 дм, BH=18 дм. Найдите OH и OB.
Решение:
Так как OH - _____________прямоугольного треугольника OBM, проведенная из вершины ______________ угла, то OB===_______(дм). Далее, MH=BM - ______=______ дм, поэтому OH===______(дм).
Ответ: OB=________дм, OH=_______дм.
IV. Самостоятельная работа
I уровень
I вариант
Найти: а). CH, AC, DC. б).SACH : SBCH.
Рис.1.
II вариант
Найти: а). BH, AB, BC. б).SABH : SCBH.
Рис.2
II уровень
I вариант
Высота, проведенная из вершины прямого угла прямоугольного треугольника, равна 6см и делит гипотенузу на отрезки, один из которых больше другого на 5 см. Найдите стороны треугольника. В каком отношении данная высота делит площадь треугольника?
II вариант
В прямоугольном треугольнике АВС (С = 90) проведена высота СD так, что длина отрезка ВD на 4см больше длины отрезка СD, АD = 9 см. Найдите стороны треугольника АВС. В каком отношении СD делит площадь треугольника АВС?
Ответы к самостоятельной работе.
I уровень
I вариант
а). CH=, AC=, DC=.
б). SACH : SBCH=16:25.
II вариант
а). BH, AB=, BC=.
б). SABH : SCBH = 36 : 25.
Рис.1
Рис.2
II уровень
I вариант
Рис.1. =>x=4.
AC=13см, AB=см, BC=см; SABH : SBСH=9:4.
II вариант
Рис.2. =>x=12.
AB=25см, AC=15см, BC=20см; SACD : SBСD=9:16.
V. Подведение итогов урока
Оценить работу обучающихся.
VI. Домашнее задание.
Решить задачи № 575, 577, 579, 578 (устно).