Цель: способствовать формированию понятия “здоровье”, развивать позитивное отношению к здоровью как к ценности.
Оборудование: листки бумаги для работы в группах и индивидуально, мяч или игрушка для работы с ассоциациями.
Подготовка доски: тема, эпиграф, заповеди здоровья.
Ход занятия
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот
- Как вы понимаете эпиграф на доске?
- Что значит здоровье?
1. Игра “Ассоциации” (мяч или игрушка)
Цель упражнения: введение в тему, работа с понятием.
- Продолжите фразу: “Здоровье – это…”
Все вы правы! Действительно, все, что перечислено вами, относится к здоровью.
Здоровье – это сложный многомерный феномен, отражающий человеческую реальность, который включает в себя телесное существование, душевную жизнь, духовное бытиё.
2. Работа в группах. Упражнение “Если хочешь быть здоров!”
Цель упражнения: активизировать и расширить поведенческий репертуар для сохранения здоровья.
Напишите свод правил или составьте кодекс здоровья, где вы перечислите, что надо или чего не надо делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Затем необходимо обобщить данные. Либо группы отчитаются устно, что у них получилось, либо вывесить на доску и найти схожие показатели и отличительные.
3. Работа в парах. Упражнение “Хорошо - плохо”
Цель упражнения: учить сравнивать, находить плюсы и минусы разных объектов, расширять кругозор, видеть положительное и отрицательное (можно предложить вытаскивать билетики из коробочки, а можно просто называть слова парам детей, сидящих за одной партой, например, один говорит “хорошо”, а другой “плохо”).
КОНФЕТА (сладкая, вкусная, но зубы портит), УКОЛ, СОЛНЦЕ, ГАЗИРОВКА, МОРОЖЕНОЕ, ДЕТИ, ПЕДАГОГИ, ЛЫЖИ, ОЧКИ, ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА, ТАБЛЕТКИ и т.д.
Фронтальная работа. Гимнастика от стрессов.
Цель упражнения: обучение навыкам релаксации и саморегуляции.
Каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных жизненных ситуациях. То, что нас тревожит, действительно заслуживает пристального внимания уже потому, что лишает нас покоя и, соответственно, здоровья. Отнеситесь к себе с пониманием. Научитесь понимать, что происходит с вами, внутри вас и вокруг вас. Помочь этому может гимнастика от стрессов:
Закройте на минуту глаза. С силой сожмите кулаки. Досчитайте до трех. Расслабьте мускулы. Повторите несколько раз.
Представьте здоровье вашего организма в зрительных образах, например, в виде лучей, а усталость – в виде кубиков льда. Почувствуйте, как лучи плавят кубики, не оставляя ничего лишнего.
Мудра Земли.
Сложите большой и безымянный палец кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизиологическое состояние организма, снимает стрессы, улучшает самочувствие.
Мудра “Лестница небесного храма”
Сложите пальцы двух рук в виде лесенки: большой к большому, указательный к указательному и т.д. Выпрямите. Закройте глаза и несколько минут находитесь в этом состоянии. Данная мудра снимает депрессию, состояние безысходности и тоски. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!
Нужные “кнопки”.
На теле есть точки, которые можно назвать “кнопками здоровья”. Массируя их подушечками пальцев в течение 10 секунд можно избавиться:
- от головной боли (точка между бровями)
- от усталости глаз (около внутренних уголков глаза)
- от беспокойства (подколенная впадина)
- для сосредоточения, например, перед контрольной работой (виски) и др.
4. Работа у доски. Заповеди психического здоровья:
Цель упражнения: формирование разумного образа жизни, позитивного отношения к жизни:
Не надо “переделывать” окружающих на свой лад.
Не останавливайтесь один на один с неприятностями.
Совершенствуйте себя.
Не ожидайте “манны с небес”, будьте реалистами.
Умейте смотреть на себя со стороны.
Не удерживайте в сознании тревожные мысли.
Не можете жить напряженнее, начинайте жить умнее.
Если можете изменить ситуацию – измените ее, не можете – измените к ней отношение.
Будьте уверенны в себе.
- Как вы понимаете данные заповеди? Что еще можно добавить?
5. Индивидуальная работа на листочках. Качества и я.
Цель упражнения: повышение самооценки учащихся.
Кто нравится? | За какие качества? | Ранг |
Написать 10 людей, животных, персонажей м/ф, к/ф. | Напротив каждого персонажа написать качество, за которое вы его цените (желательно качества не повторять) | Проранжировать качества, когда будут заполнены сначала 1 колонка, затем 2 |
Например, Чебурашка | добрый | 2 |
Мама | ласковая | 1 |
Прочитайте, только качество, которому вы присвоили 1 место (мяч или игрушка).
Вот какие мы хорошие!
Прочитайте по порядку номеров качества, которые вы написали – это и есть вы с самой лучшей своей стороны.
Позитивное отношение к жизни доступно только людям с адекватной самооценкой.
Я желаю вам здоровья! Хорошего настроения!
6. Рефлексия занятия.
- Что понравилось?
- Чего не понравилось на данном занятии?
- Что удивило?
- Что для вас было необычным?
Спасибо за совместную работу на занятии.