Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «периметр многоугольника».
Задачи урока:
- уточнить понятие «ломаная», «длина ломаной»
- упражнять в нахождении периметра многоугольника на основе измерений и вычислений;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать;
- формировать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1) Длина обычного крокодила 450 см. Но в 1954 г. был обнаружен крокодил на 4 м длиннее. Какова его длина? (450 + 400 = 850 см)
2) Выразить 850 см
- в м и дм (8 м 5 дм)
- в дм (85 дм)
- в м и см (8 м 50 см)
3) Сравнить:
- 850 см … 85 дм 5 см
- 8 м 5 дм … 805 см
- 850 см … 8 дм 50 см
4) Швейцарский зоолог А. Портман предложил шкалу для определения умственного развития животных. Решите цепочку (используем обратную операцию) и определите:
– Сколько баллов набрал слон?
– Кто из животных самый умный? (Слон – 160 баллов, обезьяна – 65 баллов, зебра – 35 баллов. Самый умный – дельфин)
5) Проверим индивидуальные задания
Задания для индивидуальной работы (выполняются на индивидуальных досках):
1) Решить уравнение Х – 57 = 263
– Из чего осы строят свое гнездо?
- Из песка – 220
- Из бумаги – 320
- Из травинок – 206
Дополнительные сведения: Осы – первые производители бумаги на Земле. Они вырабатывают бумагу из древесной смолы, смачивая её слюной. Осы помогают уничтожать мух и других вредных для человека насекомых.
2) Вычислить:
96 – 71 | Е | 320 + 50 | Е | |||
50 – 36 | Т | 736 – 200 | П | |||
81 – 75 | Р | 192 + 9 | И | |||
27 + 45 | М | 214 + 35 | Р |
е | т | р | м | е | п | и | р |
25 | 14 | 6 | 72 | 370 | 536 | 201 | 249 |
III. Определение темы и задач урока
1) Спасаясь от врагов, заяц петляет, прыгая из стороны в сторону. На поляне его следы образовали следующую фигуру:
– Как называется эта фигура? (Ломаная незамкнутая)
– Из чего она состоит? (Из отрезков, или звеньев)
– Каждая ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого.
– Как называется точка соединения двух звеньев? (Вершина ломаной)
– Как найти длину ломаной? (Измерить каждое звено и найти сумму длин всех звеньев)
– Найдите длину данной ломаной, если её звенья равны 4 м, 1 м, 2 м, 3 м (4 м + 1 м + 2 м + 3 м = 10 м)
2) Сравните геометрические фигуры. Как их можно назвать одним словом? (Ломаные)
– Какая фигура лишняя? (Первая)
– Почему? (Это незамкнутая ломаная, остальные – замкнутые)
– Как по-другому можно назвать замкнутые ломаные одним словом? (Многоугольники)
– Что образуют отрезки замкнутой ломаной? (Стороны)
– Если ломаная замкнутая, то её длину называют (Прочтите название, расставив числа в таблице в порядке убывания)
536 | 370 | 249 | 201 | 72 | 25 | 14 | 6 |
п | е | р | и | м | е | т | р |
– Таким образом, периметр – это сумма длин сторон многоугольника.
– Определите тему и задачи нашего урока
IV. Работа над новой темой. Первичное закрепление
1) Прочитаем определение периметра, данное в учебнике (с. 16, часть 2)
2) Выполним задание №1 учебника (с. 16)
(Учащиеся измеряют отрезки ломаной АВСDEF и вычисляют её длину) (2 + 3 + 4 + 3 + 5 = 17 см)
3) Задание №2 учебника (с 16)
– Какую фигуру образовала замкнутая ломаная АВСD? (Прямоугольник)
– Что вы знаете о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны)
– Чтобы найти периметр, длины каких сторон достаточно знать? (Длину и ширину)
– Найдите периметр прямоугольника, выразив длины сторон:
а) в сантиметрах (4 + 2 + 4 + 2 = 12 см)
б) в клеточках (8 + 4 + 8 + 4 = 24 кл.)
– Почему получились разные числовые значения? (При измерении пользовались разными единицами длины)
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа (выполняется в парах или в группах)
– У вас на парте по 6 деревянных палочек
– Используя все палочки, выложите из них:
- шестиугольник
- треугольник
- четырехугольник
– Вычислите периметр каждой фигуры. Что для этого нужно сделать? (Измерить стороны и сложить результаты).
– Результаты запишите в таблицу. Сравните.
Многоугольник | Длина каждой стороны | Периметр |
Шестиугольник | 4+4+4+4+4+4 | 24см |
Треугольник | 8+8+8 | 24 см |
Четырехугольник | 4+8+4+8 | 24 см |
– Почему периметры всех фигур одинаковые? (Каждый раз использовали одно и то же количество палочек)
– Выложите все палочки в одну линию. Измерьте её длину. Сравните с полученными периметрами. (Результат такой же)
– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)
VII. Самостоятельная работа
Задача №4 (с 17 учебника)
– Чему равен периметр четырехугольника АВСD? (84 дм)
– Это целое или часть? (Это целое)
– Чему равны стороны? (АВ = 15 дм, ВС = 31 дм, DС = 16 дм)
– Как найти часть, если известно целое? (Из целого вычесть известную часть)
Учащиеся решают задачу самостоятельно с последующей проверкой.
- 15 + 31 + 16 = 62 (дм) – сумма длин трех сторон
- 84 – 62 = 22 (дм) – длина стороны АD
Другой способ:
- 84 – 15 – 31 – 16 = 22 (дм)
VIII. Итог урока
– Чему учились на уроке?
– Что такое периметр?
IX. Домашнее задание
С. 17 № 5; № 6 (одно уравнение на выбор)
Литература:
- Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2 – М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс: Методические рекомендации для учителей .-Изд.2-е, перераб. и доп. – Издательство «Ювента», 2006.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. – «Школа 2000…», 2004.
- Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. : Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008.