В разработке урока, посвященным первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем). Работа проводится в группе, которая составляет схему на бумажном носителе, в данном случае в виде ромашки, в центре которой помещен портрет Ж.Б. Ламарка. В лепестках ромашки помещаются основные достижения этого великого ученого. После проверки на основе презентации, используя компьютеры, учащиеся составляют интерактивную схему. При помощи данной схемы можно на следующем уроке проверить успешность освоения программного материала, так как среди "лепестков" ромашки с достижениями Ж.Б. Ламарка помещены "лепестки" с достижениями К.Линнея. Данный способ проверки можно отнести к активным. Для представления разработки выбран фрагмент программы, посвященный Ж.Б. Ламарку, человеку энциклопедического ума, благородному и бескорыстному. Проводя урок подобным способом, мы воспитываем в учащихся благородство, бескорыстность, желание личностного роста.
Пояснительная записка
В настоящее время необходимо расширение понятия "учитель - предметник" в рамках реализации программ второго поколения. Метаморфоз функционала связан с особенностями построения программ второго поколения, предполагающих формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям [Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. М., Просвещение, 2010].
Учитывая вышеизложенное, необходимо расширение функционала учителя - предметника, который должен быть не только урокодателем, но и тьютором. Сущность деятельности тьютора заключается в:
- развитие интересов каждого ученика;
- освоение ими различных способов нахождения новых знаний;
- освоение различных способов обработки информации;
- развитие коммуникативных возможностей;
- формирование навыков разрешения проблем
Программы
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2004.
2. Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. Профильный уровень. М., Дрофа, 2006.
Учебники
В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. М:, Дрофа, 2006
Количество часов: 4 часа в неделю
Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Цель: сформировать знания о первой эволюционной теории (Ж.Б. Ламарк).
Задачи урока
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся об истории развития эволюционных представлений.
- Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в XYIII-XIX веках.
- Дать понятие "Эволюционная теория". Познакомиться с движущими силами эволюции по Ж.Б. Ламарку.
Воспитательные
- Обучение методике работы в группе
- Воспитание толерантности.
- Воспитание самокритичности
Развивающие
- Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
- Развивать целостное восприятие окружающего мира
- Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.
- Обучение методике составления интерактивных схем.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентации.
- Листы формата А3, маркеры
- Карточки с тестовым заданием
- Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии "Образование длинной шеи у жирафа".
План
- Определение целей и задач урока
- Презентация "Шевалье Ламарк", см. приложение №1.
- Групповая работа - Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку.
- Групповая работа с учебником - сопоставление систем органического мира К. Линнея и Ж.Б. Ламарка (изготовление бумажных моделей для последующего их перевода в интерактивные схемы).
- Презентация "Система органического мира Ж.Б.Ламарка", см. приложение №2.
- Проверка правильности выполнения задания.
- Мозговой штурм - оценка эволюционной теории Ж.Б. Ламарка его современниками.
- Тест "Основные положения учения Ж.Б. Ламарка (формат ЕГЭ)
- Рефлексия.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный его план
Презентация "Шевалье Ламарк"
Групповая работа Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку
Групповая работа
Тьюториал №1. "Правила работы в группе"
1. Сформируйте группу, для продуктивной работы в группе не должно быть более 5-6 человек
2. Выберите лидера группы (организует и руководит деятельностью группы); эксперта (осуществляет связь с учителем, решает вопросы спорного характера); тайм-менеджера (отслеживает время выполнения заданий, ведет записи).
3. Все обсуждения в группе строятся на основе конкретного задания
4. Осуществляйте персонификацию (говорить от своего имени)
5. Не выносите на всеобщее обсуждения всё, что происходило во время работы в группе
6. Не критиковать, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать только действия, терпимо относиться к чужому мнению.
7. Активно сотрудничать
8. Не оказывать давления на участников группы.
9. Все участники делают замечания кратко и по существу
10. После завершения работы в группе, после окончания занятия проанализируйте деятельность вашей группы
Работа по карточкам. Карточки с выдержками из хрестоматии по биологии "Образование длинной шеи у жирафа".
На основании хрестоматийного материала составьте схему "Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку" - микропроект "Ромашка"
Карточка №1.
Обстоятельства влияют на форму и организацию животных: Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности: Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития
(Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. - Изд. АН СССР. - 1955. - С. 333 )
Карточка №2.
Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту
(Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. - Изд. АН СССР. - 1955. - С. 354 )
Проверка схемы на основе презентации ""Теория Ж.Б. Ламарка"
Тьюториал №2. Обучение интерактивным методам обработки информации.
1. На основе бумажной схемы, составленной во время групповой работы, составьте интерактивную схему на компьютере.
2. Дополните схему основными положениями учения К. Линнея.
3. Составьте задание для проверки знаний о движущих силах эволюции по Ж.Б. Ламарку.
4. Проверьте движение автофигур к портрету Ж.Б. Ламарка.
5. Продемонстрируйте интерактивную схему на уроке.
Мозговой штурм - оценка эволюционной теории Ж.Б. Ламарка его современниками.
1. Почему современники Ж.Б. Ламарка не оценили его труды?
2. Почему современные ученые все чаще обращаются к теории Ж.Б. Ламарка?
Тест "Основные положения учения Ж.Б. Ламарка
- Ж. Б. Ламарк в книге "Философия зоологии" разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени :.
- 6 градаций животных по Ламарку :.
- Его классификацию можно считать естественной, так как :.
- Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: :.
- Как появилось многообразие видов по Ламарку?
- В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку :.
- Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?
- Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было :.
- Его гипотеза не была принята, не все признавали, что :.
Рефлексия.
№ | Критерии | Самооценка | Оценка учителя |
Знаю термины и понятия темы | |||
Знаю этапы развития эволюционных представлений | |||
Умею по памяти нарисовать систему животного мира по Ж.Б. Ламарку | |||
Могу объяснить принципы построения системы животного мира по Ж.Б. Ламарку | |||
Могу рассказать о значении работ Ж.Б. Ламарка |