Цель: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов.
Задачи:
- развивать умение учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные родственные слова;
- расширять словарный запас учащихся, развивать внимание.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Предлагаю для разминки показать направления от себя.
II. Основная часть
Введение в тему.
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего “строительного материала - кирпичиков”. И каждый “кирпичик” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
- Правильно, корень. Но слово “корень” - многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя)
- Для всех них, корень является важной частью. Без корня - их просто не было бы.
Сообщение темы
- Ну, а мы сегодня будем говорить о корне как части слова.
- Запишите сегодняшнее число, месяц и тему занятия.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением слов.
- Послушайте сказку, которая называется “Семья слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось “словесное” дерево. Самой главной частью его был КОРЕНЬ, который назывался - САД. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда КОРЕНЬ - САД разрастался, из него появились новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА, ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, в данном случае эта часть САД, показывающая, от какого слова они образовались, какой у них общий смысл. Такую семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и уютный:
- Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)
- Назовите общую часть у этих слов. (Сад)
- Как называется эта часть слова? (Корень)
- Раз они имеют общую часть САД, то какие эти слова? (Однокоренные)
- Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть слова. В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут” другие слова. Слова, которые имеют одинаковый КОРЕНЬ, называются … ОДНОКОРЕННЫМИ.
- Запишите в тетрадь все слова, которые “выросли” из слова САД. Выделите общую часть – корень.
- Рассмотрим следующую семейку с корнем ЛЕС.
- Какие же слова появились с корнем ЛЕС?
- Что у них общее? (Корень)
- И действительно. Слова эти имеют общий корень ЛЕС и общее значение.
- Как называются слова с одинаковым корнем и значением? (Однокоренные)
- Запишите эту семейку слов, выделите общий корень для всех слов.
2. Упражнение “Кто родня?”
На доске картинки: гусь, гуси, гусята, гусеница
- Ребята, послушайте один случай.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница. Я ваша родственница!
Гуси в недоумении переглянулись.
- А вы, ребята, как думаете: правда ли Гусеница их родственница? Почему?
- И правда, родственными словами считают только те слова, которые имеют общий смысл и корень. В данном случае, Гусь и Гусеница не являются родственниками, а значит – не однокоренные.
3. Упражнение “Третий лишний” (на доске)
- Упражнение на сообразительность, называется “Третий лишний”. Даны группы слов, прочитать и назвать “лишнее” слово. Объяснить - почему? Работаем по “цепочке” на доске, все остальные проверяют.
Желток, железо, жёлтый
Часовщик, часть, час
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк
4. Упражнение “Найдите корень”
- Найти и выделить общую часть в каждой группе слов. Работу выполняем в тетрадях.
Дарить, подарок, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Бегать, беглец, беглый.
Ходить, походка, походный.
Чистить, чисто, чистота.
Морозить, морозный, заморозки.
- Проверяем по “цепочке”. Читаете слова, называете общий корень.
5. Упражнение “Какие корни “убежали?” из слов”. (стр.4, тетрадь №7 Козырева, упр.1)
- Даны группы слов с пропущенными корнями. Корни – картинки “убежали”. Найдите их среди картинок и составьте семейку слов. Запишите их в тетрадь. Выделите общий корень. У доски работаем по “цепочке”.
6. Упражнение “Семейка животных”
- Животные, как и люди, живут семьями. Рассмотрим семью ТИГРОВ. Уточним название каждого члена семьи.
- Он …ТИГР, она … ТИГРИЦА, детёныш … ТИГРЁНОК, детёныши … ТИГРЯТА.
- Какой же корень в этих словах? (Тигр)
- Как называются слова, имеющие один общий корень? (Однокоренными)
- По такому же порядку назовите семейство МЕДВЕДЕЙ, КОШЕК, ЗАЙЦЕВ. (Устно)
7. Физминутка.
8. Прослушайте и запомните слова с корнем СНЕГ.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Назовите слова, которые вы запомнили с корнем СНЕГ.
- Как называются слова, имеющие один общий корень? (Однокоренными).
9. Чтение сказки “Чужак”.
- Перед вами текст сказки “Чужак”. Прочитайте его.
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.
Где ему родственников искать?
- Где состоялась встреча родственников? (У воды)
- Что это означает? (Место, например у реки, озера)
- Кого ждали все родственники? (Старуху воду)
- Назовите всех родственников старухи воды.
- Кто же оказался “Чужаком?” Почему?
- Какая часть слова у всех слов одинаковый? (корень)
- Какой корень? (Вод)
- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?
- Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит машину)
- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. А у родственников должно быть одно общее значение и корень.
- Выпишите всех родственников воды, выделите корень.
III. Итог занятия.
- Над какой темой мы работали сегодня на занятии?
- Так что же такое – КОРЕНЬ?
- Дайте определение однокоренным словам. (Слова, которые имеют один общий смысл и корень.)