Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с графическим способом решения квадратных уравнений, повторить ранее изученные методы решения квадратных уравнений, виды графиков уравнений у = кх + l, у = х2, закрепить навыки построения графиков зависимостей с помощью электронных таблиц.
- Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: мультимедийныйпроектор, компьютеры, карточки с дифференцированными заданиями.
Тип урока: урок формирования и приобретения новых знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, групповая.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний - тестовая работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.
- Изучение нового материала – рассматривается ещё один способ решения квадратных уравнений – графический.
- Закрепление изученного материала.
- Практическая работа с использованием компьютеров.
- Обогащение знаний – знакомство с траекториями движения космических аппаратов.
- Подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивационная беседа.
Учитель математики: Как вы думаете, зачем надо изучать математику и информатику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» – знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень учености.
Учитель информатики: Современные условия жизни диктуют необходимость изучения информатики. Ведь умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Вот поэтому нам сегодня очень хочется, чтобы вы стали немного мудрее и расширили свои знания по математике и информатике.
Итак, запишите в тетрадь число и тему урока.
Учитель математики: Цель урока – познакомить вас еще с одним способом решения квадратных уравнений – графическим, закрепить этот способ решения практической работой с использованием компьютеров.
Учитель информатики: У вас находятся одинаковые трафареты, состоящие из 7 комбинаций, которые обозначены римскими цифрами. (Приложение 1)
В каждую клетку нужно вписать букву, тогда сложится фраза. Но самое первое слово фразы мы получим лишь после того, как научимся решать графически уравнения. У нас получится крылатое изречение Д.И. Писарева о роли образования в жизни человека. Следует вам ответить на соответствующие тестовые задания I – VII и вписать в трафарет букву, которой обозначен верный ответ.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель математики: Первое слово вы узнаете после того, как выполните практическое задание в форме теста. (Приложение 2)
1) Возьмите трафарет под номером 2 и составьте слово, назвав подряд буквы, соответствующие правильному ответу.
II
с | o |
с |
т |
а |
в |
л |
я |
е |
т |
с |
я |
2) Возьмите трафарет под номером 3 и ответьте на поставленный вопрос предлогом: графиком уравнения у=kx+l является…
в) отрезок
из) прямая
под) ветвь параболы
на) парабола
III
и |
з |
Учитель информатики. 3) Впишите в трафарет под номером 4 буквы, которые соответствуют правильному ответу: (Приложение 3)
IV
м | е |
л |
к |
и |
х |
Учитель математики. Возьмите трафарет V. Назовите буквы, которые соответствуют правильному ответу. Какие из данных уравнений являются квадратными? (слайд № 12)
к) 2х2 - 9х + 5 = 0
в) 5х + 1 = 0
р) 3х2 - 5х - 8 = 0
у) х2+5х-6=0
а) х3-2х2+1=0
з) 2х-=0
п) х2+3х+2=0
и) 2(х-2)(х+4)=0
н) 5-8х2=0
б) -х2+4=0
о) х2-4=3х2+5х
к) 5х-4х2=0
V
к |
р |
у |
п |
и |
н |
о |
к |
Учитель информатики. Для того, чтобы отгадать предпоследнее слово фразы решим тест в Excel. (Приложение 5) Корни х1, х2 расположите в порядке возрастания.
Уравнение |
Сумма корней |
Произведение корней |
1 корень |
2 корень |
Х2-15х+14=0 |
15 |
14 |
1 |
14 |
Х2+8х+7=0 |
-8 |
7 |
-7 |
-1 |
Х2+9х+20=0 |
-9 |
20 |
-5 |
-4 |
Х2+5х-6=0 |
-5 |
-6 |
-6 |
1 |
Х2-х-12=0 |
1 |
-12 |
-3 |
4 |
Х2+8х+15=0 |
-8 |
15 |
-5 |
-3 |
Х2+5х-14=0 |
-5 |
-14 |
-7 |
2 |
Х2-х-42=0 |
1 |
-42 |
-6 |
7 |
Х2+5х-50=0 |
-5 |
-50 |
-10 |
5 |
Х2+14х+24=0 |
-14 |
24 |
-12 |
-2 |
Х2-7х+12=0 |
7 |
12 |
4 |
3 |
VI
е | ж |
е |
д |
н |
е |
в |
н |
о |
г |
о |
III. Изучение нового материала.
Учитель математики. Решим уравнение: x2+2x-3=0.
Какое это уравнение?
Как это уравнение можно решить?
Ответ: С помощью формул, с помощью теоремы Виета.
Можно решить его устно?
Ответ: Можно, по теореме Виета.
Какие же корни?
Ответ: -3 и 1
Мы сегодня покажем еще один способ решения – графический. Представим данное уравнение в следующем виде: х2= -2х+3.
Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Рассмотрим графики известных вам зависимостей у1=x2 (парабола) и у2= -2x+3 (прямая). Теперь нужно найти такое значение х, при котором у1=у2, то есть общую точку принадлежащую как параболе у1=x2 так и прямой у2= -2x+3. Эта точка будет являться точкой пересечения графиков у1=x2 и у2= -2x+3. Абсцисса точки пересечения является решением исходного уравнения.
В одной координатной плоскости построим графики уравнений у1=x2 и у2= -2x+3.
Для этого составим таблицы значений.
У1=x2 – парабола
х |
0 |
1 |
2 |
3 |
у |
0 |
1 |
4 |
9 |
У2= -2x+3 – прямая
х |
-3 |
1 |
у |
9 |
1 |
А (-3;9) и В(1;1) – точки пересечения. Абсциссы этих точек равны – 3 и 1.
Значит, х= -3 и х= 1 – решение уравнения х2 + 2х – 3=0.
Рассмотрим алгоритм решения.
Алгоритм решения:
- Дано уравнение х2 + 2х – 3=0.
- Представим уравнение в следующем виде х2= - 2х+3.
- В одной системе координат строятся графики уравнений у=x2 и у= -2x+3.
- Абсциссы точек пересечения являются решением данного уравнения.
Физкультминутка.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – согнуться – потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель информатики. Решить уравнение х2 – х – 2=0. Для этого строим графики функций у = х2 и у = х + 2. Находим координаты точки пересечения графиков.
Ответ:
опыта) х = - 2 и х = 1
учебы) х = 3 и х = 1
навыков) х = 2 и х = - 1.
VII
о | п |
ы |
т |
а |
Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу на компьютере. Решив уравнение графически, получают слово «ЗНАНИЕ»
Учитель информатики. А сейчас я предлагаю вам решить графически уравнение, используя электронные таблицы.
Решить самостоятельно.
х2 – 2х – 8 = 0 ученики решают уравнение графически на компьютере (1,2 группы); (Приложение 6).
Учитель математики. Группы 3 и 4 будут решать это же уравнение графически на местах. Если вы получите правильный ответ, то отгадаете ключевое слово фразы, стоящее на первом месте.
Ответ:
умение) х = 5 и х = 1;
знание) х = 4 и х = - 2;
решение) х = 3 и х = - 1;
Учитель математики: Какое слово у вас получились?
Ответ учащихся «ЗНАНИЕ»
I
з | н |
а |
н |
и |
е |
Учитель информатики: Получилась фраза Д.И. Писарева «Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»
Какие новые знания мы получили сегодня на уроке?
Научились решать квадратные уравнения графически и строить графики уравнений в Excel.
V. Обогащение знаний
Учитель математики: Высвечивается слайд, на котором находится парабола, прямая, гипербола и эллипс.
Мы сегодня на уроке применяли эти два графика: параболу и прямую.
Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой. Валерий Чкалов говорил: «Полёт - это математика». Оказывается, траектории движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом. При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по эллипсу относительно Земли (на рис.). При второй космической скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе и движется в пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с) космические аппараты движутся по гиперболе и навсегда покидают пределы Солнечной системы. В 70-х годах XX века были запущены такие космические аппараты как «Пионер-10», «Пионер-11», которые навсегда покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория «Пионера», схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее ярким галактическим пульсарам.
Учитель информатики: Графики помогают нам наглядно увидеть изменения различных величин: роста, веса, температуры, скорости и т.д.
- Построив график успеваемости вашего класса, например, можно сделать вывод: «Знание – сила. Кто много читает, тот много знает» (пословица)
- Построив график роста, веса учеников вашего класса приходим к выводу: чтобы достичь нормального веса и роста подростку 15-ти лет нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, не увлекаться пагубными привычками: алкоголем, табакокурением, наркотиками. Никогда не забывать пословицу «В здоровом теле – здоровый дух».
VI. Подведение итогов
Учитель математики: Вы замечательно поработали на уроке. Проверив ваши работы и учитывая ваши ответы, мы поставили вам оценки в электронный журнал.
(Каждый ученик класса принимал участие на уроке. Во время урока заполняется индивидуальная таблица, в которой видны результаты работы каждой группы на уроке).
Учитель информатики: Надеемся, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто».
Думаем, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаем вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.
VII. Домашнее задание Творческое задание: составить рекламу параболе; сочинить сказку или рассказ на тему: «Замечательные квадратные уравнения»
VIII. Рефлексия
Учитель математики.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что стали делать лучше?
В чем разобрались?
Что еще не совсем хорошо получается?
Что труднее всего дается?
Резервное задание.
- решить уравнение графически.