Урок физики по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с понятиями: «импульс тела», «замкнутая система», «реактивное движение»;
    • научить обучающихся характеризовать физические величины (импульс тела), применять логическую схему при выводе закона сохранения импульса, формулировать закон, записывать его в виде уравнения, объяснять принцип реактивного движения, объяснять назначение, устройство, принцип действия ракеты.
  • Развивающие:
    • развивать память, мышление, речь, внимание.
  • Воспитательные:
    • воспитать положительное отношение к изучению физики;
    • на примерах научной деятельности великих русских ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева воспитать достойное отношение к физическим открытиям и научному труду.

Оборудование: воздушный шарик, резиновая трубка, верхний конец которой соединен с воронкой, а нижний надет на изогнутую стеклянную трубочку, сегнетово колесо, презентация «Реактивное движение», логическая схема по теме «Закон сохранения импульса».

ХОД УРОКА


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, примечания

1 Организационный момент Приветствие, устанавливает положительный эмоциональный настрой у обучающихся Отвечают на приветствие

1 мин.

2 Постановка задачи урока Поясняет, в чем заключается цель урока и что необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели:
– Во время объяснения нового материала вам необходимо будет составить вопросы для ДЭЗ по нашей теме. Если вы помните: вопросы должны содержать самые основные, самые важные факты, изученные на этом уроке. Для этого подготовьте, пожалуйста, таблицы в тетрадях для ДЭЗ.
Учащиеся выполняют подготовительный этап для изучения новой темы: – подготовка таблицы для записи ДЭЗ;
– таблица для структурной схемы;
– запись домашнего задания.

7 мин.

<Приложение 1>

<Рисунок 2>

– Используя структурную схему и § 21- 23 учебника ответить на вопросы в таблице ДЭЗ

3 Изучение новой темы Объясняет новый материал, сопровождая его демонстрациями, использует презентацию по теме Составляют и записывают вопросы в тетрадь для ДЭЗ, при помощи учителя заполняют структурную схему

25 мин.

см. рассказ к структурной схеме

4 Закрепление изученного материала Обсуждение вопросов, которые обучающиеся составляли во время объяснения материала:
– в соответствии с установленными правилами составления вопросов для ДЭЗ, прочитайте ваши вопросы. Соблюдайте, пожалуйста, последовательность и четкость в формулировании вопросов.
Предлагают свои вопросы, которые совместно обсуждаются, предлагаются наилучшие варианты.

10 мин.

5 Подведение итогов Сегодня на уроке мы с вами изучили новые величины, явление, закон.

– О какой величине вы узнали?
– С каким явлением познакомились?
– Какой физический закон вывели?
– О деятельности, каких ученых узнали?

Учащиеся отвечают:

– Импульс тела.
– Реактивное движение.
– Закон сохранения импульса.
– К.Э.Циолковский, С.П.Королев.

3 мин.

Выставление оценок за самостоятельную работу по составлению вопросов

Рассказ к структурной схеме по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»

1. Иногда для решения задач, касающихся движения и взаимодействия тел, недостаточно знать одни законы Ньютона. Бывают ситуации, когда очень трудно определить действующие на тело силы. Тогда используют такую величину как импульс тела.
Импульс тела – это векторная величина, равная произведению массы на его скорость.

;

За единицу измерения принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с.

2. Рассмотрим движение воздушного шарика: струя воздуха, вырывающаяся из шарика, движется, приобретая импульс. Сам шарик движется в противоположном направлении, т.е. его импульс направлен противоположно импульсу воздуха. Можно предположить следующее: до того как воздух стал выходить из шарика, их векторная сумма импульсов была равна нулю. После того, как воздух приобрел импульс, у шарика тоже появился импульс, но противоположно направленный. Следовательно, векторная сумма их импульсов снова равна нулю.

3. Именно в этом заключается закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

Используя логическую схему (соответствующая схема иллюстрируется с помощью интерактивной доски) выводим закон.

Рисунок 1

Рисунунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

4. Итак, объяснить движение шарика можно, используя закон сохранения импульса. Рассмотрим еще примеры, подтверждающие этот закон: движение сегнетова колеса, отклонение резиновой трубки со стеклянным изогнутым наконечником. Демонстрация слайдов презентации (Приложение 2, слайды 2, 3, 4)
Эти виды движения являются примером реактивного движениятакого движения, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело движется в противоположную сторону.

5. Примером проявления реактивного движения в природе служит движение осьминогов, кальмаров, медуз и др. (Приложение 2, слайд 11)
Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике (Приложение 2, слайды 7, 8). Следствия из закона сохранения импульса следует учитывать и многим специалистам, а так же военным (Приложение 2, слайды 9, 10)

Далее, коротко рассматриваем устройство и принцип действия ракет-носителей; биографические сведения и основной вклад в развитие космонавтики ученых К.Э.Циолковского и С.П.Королева (Приложение 2, слайды 5, 6).