Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями: «импульс тела», «замкнутая система», «реактивное движение»;
- научить обучающихся характеризовать физические величины (импульс тела), применять логическую схему при выводе закона сохранения импульса, формулировать закон, записывать его в виде уравнения, объяснять принцип реактивного движения, объяснять назначение, устройство, принцип действия ракеты.
- Развивающие:
- развивать память, мышление, речь, внимание.
- Воспитательные:
- воспитать положительное отношение к изучению физики;
- на примерах научной деятельности великих русских ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева воспитать достойное отношение к физическим открытиям и научному труду.
Оборудование: воздушный шарик, резиновая трубка, верхний конец которой соединен с воронкой, а нижний надет на изогнутую стеклянную трубочку, сегнетово колесо, презентация «Реактивное движение», логическая схема по теме «Закон сохранения импульса».
ХОД УРОКА
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время, примечания |
1 | Организационный момент | Приветствие, устанавливает положительный эмоциональный настрой у обучающихся | Отвечают на приветствие | 1 мин. |
2 | Постановка задачи урока | Поясняет, в чем заключается цель урока и
что необходимо выполнить, чтобы достичь
поставленной цели: – Во время объяснения нового материала вам необходимо будет составить вопросы для ДЭЗ по нашей теме. Если вы помните: вопросы должны содержать самые основные, самые важные факты, изученные на этом уроке. Для этого подготовьте, пожалуйста, таблицы в тетрадях для ДЭЗ. |
Учащиеся выполняют подготовительный
этап для изучения новой темы: – подготовка
таблицы для записи ДЭЗ; – таблица для структурной схемы; – запись домашнего задания. |
7 мин. <Рисунок 2> – Используя структурную схему и § 21- 23 учебника ответить на вопросы в таблице ДЭЗ |
3 | Изучение новой темы | Объясняет новый материал, сопровождая его демонстрациями, использует презентацию по теме | Составляют и записывают вопросы в тетрадь для ДЭЗ, при помощи учителя заполняют структурную схему | 25 мин. см. рассказ к структурной схеме |
4 | Закрепление изученного материала | Обсуждение вопросов, которые
обучающиеся составляли во время объяснения
материала: – в соответствии с установленными правилами составления вопросов для ДЭЗ, прочитайте ваши вопросы. Соблюдайте, пожалуйста, последовательность и четкость в формулировании вопросов. |
Предлагают свои вопросы, которые совместно обсуждаются, предлагаются наилучшие варианты. | 10 мин. |
5 | Подведение итогов | Сегодня на уроке мы с вами изучили новые
величины, явление, закон. – О какой величине вы
узнали? |
Учащиеся отвечают: – Импульс тела. |
3 мин. Выставление оценок за самостоятельную работу по составлению вопросов |
Рассказ к структурной схеме по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
1. Иногда для решения задач, касающихся движения
и взаимодействия тел, недостаточно знать одни
законы Ньютона. Бывают ситуации, когда очень
трудно определить действующие на тело силы.
Тогда используют такую величину как импульс
тела.
Импульс тела – это векторная величина,
равная произведению массы на его скорость.
;
За единицу измерения принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1 м/с.
2. Рассмотрим движение воздушного шарика: струя воздуха, вырывающаяся из шарика, движется, приобретая импульс. Сам шарик движется в противоположном направлении, т.е. его импульс направлен противоположно импульсу воздуха. Можно предположить следующее: до того как воздух стал выходить из шарика, их векторная сумма импульсов была равна нулю. После того, как воздух приобрел импульс, у шарика тоже появился импульс, но противоположно направленный. Следовательно, векторная сумма их импульсов снова равна нулю.
3. Именно в этом заключается закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Используя логическую схему (соответствующая схема иллюстрируется с помощью интерактивной доски) выводим закон.
Рисунунок 1
Рисунок 2
4. Итак, объяснить движение шарика можно,
используя закон сохранения импульса. Рассмотрим
еще примеры, подтверждающие этот закон: движение
сегнетова колеса, отклонение резиновой трубки со
стеклянным изогнутым наконечником. Демонстрация
слайдов презентации (Приложение
2, слайды 2, 3, 4)
Эти виды движения являются примером реактивного
движения – такого движения, при котором
от тела отделяется и движется какая-то его часть,
в результате чего само тело движется в
противоположную сторону.
5. Примером проявления реактивного движения в
природе служит движение осьминогов, кальмаров,
медуз и др. (Приложение 2,
слайд 11)
Принцип реактивного движения широко применяется
в авиации и космонавтике (Приложение
2, слайды 7, 8). Следствия из закона
сохранения импульса следует учитывать и многим
специалистам, а так же военным (Приложение
2, слайды 9, 10)
Далее, коротко рассматриваем устройство и принцип действия ракет-носителей; биографические сведения и основной вклад в развитие космонавтики ученых К.Э.Циолковского и С.П.Королева (Приложение 2, слайды 5, 6).