Урок истории по теме "Нашествие с востока"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • изучить завоевание Руси монголо-татарами, причины и последствия монголо-татарского ига; показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
  • продолжить развитие речи, памяти, логического мышления посредством работы с исторической картой и историческими документами.

Тип урока: комбинированный с элементами технологии критического мышления.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке », наглядность «Чингисхан», «Монгольское войско».

Основные понятия и термины: тьма, ярлык, баскаки, улус.

ХОД УРОКА

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Контрольная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Задание группам:

 

Логический переход

Задание классу

Аналитическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Аналитическая
беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Аналитическая беседа

Вывод

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

Задание классу
Работа с картой

 

Вывод

 

Заключительная беседа

1. Оргмомент (1 мин)

2. Проверка знаний и умений учащихся. Работа в группах. (6 мин.)

1 группа:

1) О каком периоде древнерусского государства мы говорили на пролом уроке?
2) Что такое раздробленность?

2 группа:

1) Назовите причины раздробленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа: назовите положительные, и отрицательные моменты феодальной раздробленности

 

 

 

Русь цветущая, богатая, культурная страна, нет прежнего единства в государстве, как ржавчиной разъедает ее борьба князей. В это время на Русь пришла беда более грозная, чем набеги половцев. Какая беда грозила Руси?

Используя слова, составьте легенду. (5 мин). Угроза, кочевники, хан, степь, воины, Чингисхан, Центральная Азия.

3. Изучение нового материала

Тема: нашествие с востока.
Проблема: Почему Русь не могла противостоять монголо-татарам?

1 группа: Рассказать о державе Чингисхана. (Учебник стр. 85, пункт 1). (5 мин.)

img1.gif (27980 bytes)
Рис. 1. Чингисхан

img2.jpg (52097 bytes)

Рис. 2. Монгольское войско

Таким образом, в державе Чингисхана существовала жестокая дисциплина, применялась особая тактика ведения боя.

2 группа: Какие территории были захвачены монголо-татарами до нападения на Русь? (Учебник стр. 86, пункт1). (5 мин.)

img3.jpg (54616 bytes)

Рис. 3. Завоевательные походы Чингисхана

Следует отметить, что хан и военачальники никогда не принимали участия в сражениях, за всю историю завоевательных походов ни один хан, ни один военачальник не погиб в бою.

3 группа: Какие приспособления использовали татары для завоевания новых земель? (Учебник стр. 89)

 

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что воины Чингисхана были лихими наездниками, меткими стрелками, при этом используя самую лучшую технику завоеванных стран.

 

Битва на Калке

В 1223 году татары вторглись в половецкую степь. Половецкий хан обратился за помощью к Русским князьям. Тогда князья решили двинуть объединенные силы на встречу татарам и дать им бой на чужой земле. Войска стали собираться в поход, но единства действий не получилось. Не было общего командования. Татарские послы предложили Русской стороне не вступать в борьбу, отказаться от половцев, князья не поверили. В степях, не далеко от Азовского моря на берегу реки Калки в 1223 году грянуло сражение. С большими потерями Русские ратники оставили поле боя, на каменистом холме пытались укрепиться полки киевского князя Мстислава Романовича оказавшегося в окружении, татары на штурм не пошли, а уговорили Мстислава сложить оружие в обмен на возможность уйти невредимыми. Как только сложили оружие, татары учинили дикую резню. Победители связали их, бросили на землю, а сверху положили доски, на которые уселись пировать. Мучительной смертью погибли Русские воины. Предупреждал правителей митрополит Кирилл о Татарской опасности, беда не заставила себя ждать. В 1237 году большое войско внука Чингисхана Батыя вступило на Рязанскую землю.

1 группа: подготовить рассказ о походе на Рязань. (учебник стр. 87, пункт 3). (5 мин.)
2 группа: подготовить рассказ о походе на Владимир. (учебник стр. 88, пункт 3) (5 мин.)
3 группа: подготовить рассказ о походе на Козельск. (учебник стр. 89, пункт 3). (5 мин.)

Опустошив Русскую землю, захватчики двинулись в другие страны Европы, но их силы были подорваны долгой кровопролитной войной. Русь не смогла противостоять монголо-татарам, так как не было единства государства.

4. Закрепление изученного материала. (3 мин).

Составить синквейн по теме.

5. Домашнее задание:

1) прочитать параграф 10 стр. 84;
2) составить рассказ от имени участника битвы на Калке;
3) рисунок «Воин монгольского войска», «Держава Чингисхана»;
4) сочинение «Один день из жизни жителя покоренной Руси».

Выставление и комментирование оценок.

 

 

 

– Раздробленность
– Это распад единого государства на десятки самостоятельных территорий.

– Борьба между князьями привела к обособлению земель и разделению киевской Руси на вотчины. Они становились самостоятельными государствами.
– Бояре большую часть своего времени проводили в своей вотчине, так как хозяйство стало приносить большой доход, чем военная добыча.
– Бояре перестают нуждаться в покровительстве князя и следовательно в службе у него, у бояр своя дружина, аппарат управления.
– Господство натурального хозяйства.
– Бояре превращаются в независимых правителей своей округи.
– Князь передавал престол не одному сыну, а делил княжество между всеми сыновьями, происходил постоянный процесс дробления.

Положительное: Князья были заинтересованы в укреплении и обустройстве своих земель, строили города, храмы, привлекали в свои владения ремесленников, торговцев.
«Отрицательное»: ослабла обороноспособность страны

Ответы учащихся

Главное занятие Монголо-татар – скотоводство, охота. Земледелием не занимались. Жили в юртах, шатрах. С детства каждый монгол крепко сидел в седле, метко стрелял.
В войске поддерживалось жестокая дисциплина, четкая организация, Армия делилась на десятки сотни, тысячи и тумены. Тумен – это 10 тысяч воинов
Яса – коллективная ответственность за поведение в бою, если воин трусил, бежал от врага – казнили весь десяток.
Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга, трусливый, ненадежный в воины не попадал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– 1211 год – завоевание Чингисханом Китая, 1218 год – завоевание Кореи, 1219 год – завоевание Средней Азии, Закавказья, 1235 год – курултай Монгольских ханов – принято решение о походе в Европу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Татары использовали катапульты. переметы, стенобитные орудия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ обучающихся

 

 

 

Составление обучающимися синквейнов <Приложение 1>

 

Запись в дневник