Целью начального курса географии в 6 классе является формирование основ географических знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, а главным направляющим мотивом по их формированию - познавательный интерес.
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности.
Проблема интереса – это не только
вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей
на уроках, от её решения зависит, будут ли в
дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом
или станут активным достоянием учеников.
Многочисленными исследованиями доказано, что
интерес стимулирует волю и внимание, помогает
более быстрому и прочному запоминанию.
Интерес – это связующее звено в триединой
задаче: обучение - умственное развитие –
воспитание.
Благодаря интересу, как знания, так и процесс их
приобретения могут стать движущей силой
развития интеллекта и важным фактором
воспитания личности.
Выполнение цели такого рода становится
возможным только в условиях активного обучения,
стимулирующего мыслительную деятельность
учащихся.
Активное обучение, которое
осуществляется с помощью активных методов
(самостоятельная работа, работа в группах, парах
и др.) способствует формированию познавательного
интереса к приобретению знаний и учебной
деятельности.
Условия возникновения и развития интереса.
1. Ученик вовлекается в процесс
самостоятельного поиска и открытия новых знаний,
решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд интересен, когда он разнообразен.
3. Понимание важности, целесообразности изучения
данного предмета.
4. Связь с усвоенными ранее знаниями.
5. Обучение трудное, но посильное.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа
учеников, тем интереснее работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная
реакция, заинтересованность самого учителя.
Цели: сформировать представление о разнообразии форм рельефа дна Мирового океана, научить определять и показывать основные формы рельефа дна Мирового океана на карте полушарий и карте океанов, продолжить развивать умение работать с контурными картами.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
Проверка домашнего задания | Географический диктант (см. приложение) | Индивидуальная работа в тетради или на листочках | ||||
Новый материал: Развитие знаний о рельефе дна Мирового океана |
Вариант 1 – рассказ учителя об истории изучения рельефа дна мирового океана Вариант 2 – учащимся предлагается записать в тетради в виде таблицы, что они знают об истории исследования рельефа дна Мирового океана, а затем фронтально обсудить результаты записей, сравнивая их с текстом учебника. |
Вариант 1: учащиеся слушают рассказ учителя. Вариант 2:
|
||||
Рельеф дна Мирового океана | 1.Предлагает учащимся индивидуальную
работу в тетрадях или работу в группах (парах) –
составление кластера «Рельеф дна Мирового
океана с использованием текста учебника и
раздаточного материала. (см. текст раздаточного
материала в приложении) 2. Учитель комментирует работу учащихся, просит дополнять кластер в тетрадях, ведёт фронтальную беседу по вопросам. 3. Для закрепления материала учитель может подготовить заранее кластер и показать его учащимся, просит дополнить свои кластеры, возможна фронтальная беседа. |
1. Индивидуально (в группах или парах). Составляют кластер в тетрадях или на листах ватмана. (в зависимости от формы работы) 2. Представляют кластер, если эта работа проводилась в группах или вычерчивают на доске, если была индивидуальная работа. 3. Дополняют кластер, отвечают на поставленные вопросы. |
||||
Практическая работа по контурным картам | Предлагает нанести на контурную карту: Срединно-Атлантический хребет, хребет Ломоносова, Южно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточная котловина, Бразильская котловина, Австрало-Антарктическое поднятие, Марианский желоб; |
Наносят на контурную карту предложенные географические объекты. | ||||
Домашнее задание | Параграфы № 22, 23 (учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс») | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1
Географический диктант
На доске учитель записывает названия равнин под номерами от 1 до 8. Учащиеся, слушая текст диктанта, выписывают только номера соответствующих равнин:
1. Прикаспийская низменность
2. Амазонская низменность
3, Восточноевропейская равнина
4. Месопотамская низменность
5. Среднерусская возвышенность
6. Западно-Сибирская равнина
7. Среднесибирское плоскогорье
8. Индо-Гангская низменность
Текст диктанта:
– Низменность, находящаяся между реками Тигр и
Евфрат (4)
– Равнина на которой находится город Москва (3)
– Низменность, расположенная к востоку от
Уральских гор (6)
– Низменность, название которой состоит из
сочетания названия двух рек (8)
– Самая большая низменность в Южной Америке (2)
– Возвышенность, которая находится к югу от
Москвы (5)
– Самая большая по площади низменность в мире,
лежащая ниже уровня моря (1)
– Плоскогорье в Сибири между реками Енисей и
Лена (7)
Приложение 2
Текст раздаточного материала
Шельф – отмель, подводная окраина материка, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с ней геологическое строение. Ширина от нескольких километров до 1200-1500 км, общая площадь около 8% от площади Мирового океана. Нижняя граница на глубине от 50 до 100 км. Благодаря хорошей освещённости и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.
Материковый склон – часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средняя глубина от 140 до 3600 м. на склонах часто встречаются каньоны (они могут служить продолжением речных долин – Гудзон, Инд, Конго). В пределах материковых склонов уменьшается мощность земной коры, исчезает гранитный склон. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.
Океанические котловины – элемент рельефа дна океана, ограниченные материковыми склонами и подводными хребтами. Средние глубины около 5000м, дно обычно холмистое с относительными высотами 500-1000 м.
Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения в пределах ложа океана, образующие общемировую систему всех океанов более 60 тыс. км, протягивающуюся по дну всех океанов. Для них характерна сейсмичность. Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем моря в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи). Согласно теории литосферных плит, в зонах срединно-океанических хребтов происходит расхождение литосферных плит.
Глубоководные желоба – глубокие (5-11 км) понижения океанического дна, вытянутые на несколько тысяч километров при ширине до нескольких километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с внешней (океанической) стороны островной дуги, повторяя её очертания. Наибольшую глубину имеет Марианский желоб в Тихом океане – 11022 м.
Островные дуги – молодые горные сооружения близ окраин материков. Часто выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов. Для островных дуг характерны вулканизм и высокая сейсмичность.
Приложение 3
Кластер
Кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят, при погружении в какую либо тему.
Последовательность действий:
- В центре чистого листа написать ключевое слово «Рельеф дна Мирового океана».
- Вокруг главного слова записать слова или краткие предложения, которые его характеризуют (шельф, материковый склон, котловина, срединно-океанический хребет, глубоководные желоба, островные дуги). Появившиеся слова и предложения должны быть соединены с центральным словом прямыми линиями.
- От новых слов и предложений в свою очередь должны появляться новые слова. В результате устанавливаются новые логические связи.
Такой вид работы позволяет охватить достаточно большой объём изучаемого материала и при этом логично и компактно отобразить его в тетради.