Урок географии для 6-го класса по теме "Рельеф дна Мирового океана"

Разделы: География


Целью начального курса географии в 6 классе является формирование основ географических знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, а главным направляющим мотивом по их формированию - познавательный интерес.

Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием учеников.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Интерес – это связующее звено в триединой задаче: обучение - умственное развитие – воспитание.
Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Выполнение цели такого рода становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов (самостоятельная работа, работа в группах, парах и др.) способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Условия возникновения и развития интереса.

1. Ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд интересен, когда он разнообразен.
3. Понимание важности, целесообразности изучения данного предмета.
4. Связь с усвоенными ранее знаниями.
5. Обучение трудное, но посильное.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учеников, тем интереснее работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя.

Цели: сформировать представление о разнообразии форм рельефа дна Мирового океана, научить определять и показывать основные формы рельефа дна Мирового океана на карте полушарий и карте океанов, продолжить развивать умение работать с контурными картами.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверка домашнего задания Географический диктант (см. приложение) Индивидуальная работа в тетради или на листочках
Новый материал:

Развитие знаний о рельефе дна Мирового океана

Вариант 1 – рассказ учителя об истории изучения рельефа дна мирового океана

Вариант 2 – учащимся предлагается записать в тетради в виде таблицы, что они знают об истории исследования рельефа дна Мирового океана, а затем фронтально обсудить результаты записей, сравнивая их с текстом учебника.

 

Вариант 1: учащиеся слушают рассказ учителя.

Вариант 2:
а) учащиеся оформляют в тетрадях таблицу и работают сначала индивидуально в графе «Знаю»;
б) фронтально обсуждают записи в графе «Знаю»;
в) с использованием учебника дополняют записи в графу «Новое»;
г) фронтально обсуждают записи в графе «Новое»;

Знаю

Новое

                                                       
Рельеф дна Мирового океана 1.Предлагает учащимся индивидуальную работу в тетрадях или работу в группах (парах) – составление кластера «Рельеф дна Мирового океана с использованием текста учебника и раздаточного материала. (см. текст раздаточного материала в приложении)

2. Учитель комментирует работу учащихся, просит дополнять кластер в тетрадях, ведёт фронтальную беседу по вопросам.

3. Для закрепления материала учитель может подготовить заранее кластер и показать его учащимся, просит дополнить свои кластеры, возможна фронтальная беседа.

1. Индивидуально (в группах или парах).
Составляют кластер в тетрадях или на листах ватмана. (в зависимости от формы работы)

2. Представляют кластер, если эта работа проводилась в группах или вычерчивают на доске, если была индивидуальная работа.

3. Дополняют кластер, отвечают на поставленные вопросы.

Практическая работа по контурным картам Предлагает нанести на контурную карту:
Срединно-Атлантический хребет, хребет Ломоносова, Южно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточная котловина, Бразильская котловина,  Австрало-Антарктическое поднятие, Марианский желоб;
Наносят на контурную карту предложенные географические объекты.
Домашнее задание Параграфы № 22, 23 (учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс») Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Географический диктант

На доске учитель записывает названия равнин под номерами от 1 до 8. Учащиеся, слушая текст диктанта, выписывают только номера соответствующих равнин:

1. Прикаспийская низменность
2. Амазонская низменность
3, Восточноевропейская равнина
4. Месопотамская низменность
5. Среднерусская возвышенность
6. Западно-Сибирская равнина
7. Среднесибирское плоскогорье
8. Индо-Гангская низменность

Текст диктанта:

– Низменность, находящаяся между реками Тигр и Евфрат (4)
– Равнина на которой находится город Москва (3)
– Низменность, расположенная к востоку от Уральских гор (6)
– Низменность, название которой состоит из сочетания названия двух рек (8)
– Самая большая низменность в Южной Америке (2)
– Возвышенность, которая находится к югу от Москвы (5)
– Самая большая по площади низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (1)
– Плоскогорье в Сибири между реками Енисей и Лена (7)

Приложение 2

Текст раздаточного материала

Шельф – отмель, подводная окраина материка, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с ней геологическое строение. Ширина от нескольких километров до 1200-1500 км, общая площадь около 8% от площади Мирового океана. Нижняя граница на глубине от 50 до 100 км. Благодаря хорошей освещённости и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.

Материковый склон – часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средняя глубина от 140 до 3600 м. на склонах часто встречаются каньоны (они могут служить продолжением речных долин – Гудзон, Инд, Конго). В пределах материковых склонов уменьшается мощность земной коры, исчезает гранитный склон. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.

Океанические котловины – элемент рельефа дна океана, ограниченные материковыми склонами и подводными хребтами. Средние глубины около 5000м, дно обычно холмистое с относительными высотами 500-1000 м.

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения в пределах ложа океана, образующие общемировую систему всех океанов более 60 тыс. км, протягивающуюся по дну всех океанов. Для них характерна сейсмичность. Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем моря в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи). Согласно теории литосферных плит, в зонах срединно-океанических хребтов происходит расхождение литосферных плит.

Глубоководные желоба – глубокие (5-11 км) понижения океанического дна, вытянутые на несколько тысяч километров при ширине до нескольких километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с внешней (океанической) стороны островной дуги, повторяя её очертания. Наибольшую глубину имеет Марианский желоб в Тихом океане – 11022 м.

Островные дуги – молодые горные сооружения близ окраин материков. Часто выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов. Для островных дуг характерны вулканизм и высокая сейсмичность.

Приложение 3

Кластер

Кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят, при погружении в какую либо тему.

Последовательность действий:

  1. В центре чистого листа написать ключевое слово «Рельеф дна Мирового океана».
  2. Вокруг главного слова записать слова или краткие предложения, которые его характеризуют (шельф, материковый склон, котловина, срединно-океанический хребет, глубоководные желоба, островные дуги). Появившиеся слова и предложения должны быть соединены с центральным словом прямыми линиями.
  3.  От новых слов и предложений в свою очередь должны появляться новые слова. В результате устанавливаются новые логические связи.

Такой вид работы позволяет охватить достаточно большой объём изучаемого материала и при этом логично и компактно отобразить его в тетради.