Программное содержание:
- Формировать представление детей о роли леса в жизни человека.
- Уточнить знания о разновидностях лесов.
- Расширять представления детей о последовательности весенних изменений в природе.
- Развивать умение заучивать стихотворение по символам.
- Формировать чувства метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка Чайковского « Времена года», «Весна». Дети входят в зал. На фоне негромкой музыки воспитатель говорит.
– Знаете ли вы, что у нас в детском саду
есть «Клуб знатоков природы В наш клуб пришли
гости, давайте их поприветствуем. Я хочу, ребята,
чтобы вы стали членами «Клуба знатоков природы».
Для того, чтобы нас приняли в этот клуб, мы должны
показать свои знания, умения, то есть эрудицию.
– Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это
так тихо прошагал за окном?
Ребёнок:
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина...
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
– Пришла весна и оставила свои портреты. Вы
сейчас их возьмете и поставите к знаку – символу,
обозначающему определённый период весны.
(Дети расставляют картинки, которые находятся
на полу, на мольберты. Их три: март, апрель, май.)
– Молодцы! Правильно. Весна бывает разная. В
марте – это весна света. Почему? (Небо с каждым
днем голубеет, становится выше; солнце
пригревает ласковей горячей...)
– В апреле – это весна воды. Как вы думаете,
почему? (Тает снег, бегут ручьи, весёлые,
звонкие, разговорчивые; с крыши капают сосульки
– это капель.)
– А в мае весна зелёной травы. Почему? (Появляется
зелёная трава, первые цветы, распускаются
листья...)
Музыкальный руководитель: Правильно,
ребята, весна – это радостное, весёлое время года
и сейчас мы с вами будем подражать различным
звукам природы, которые можно
услышать весной.
Логоритмика «Весенние голоса»
– Молодцы, ребята! Вы многое умеете, а теперь отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Стихотворение С. Погорельского «Лес»
– Правильно! Ну что, идём в лес?
(На полу лежат следы медведя, волка, лисы, белки)
– Интересно, чьи это следы? (Дети отвечают)
– Как называют этих зверей? (Хищники)
– Каких хищников вы ещё знаете? (Отвечают дети)
– К какому необычному дереву привели нас следы.
– Что это за дерево? (Берёзка)
– Это берёза – символ России.
– Посмотрите-ка, какие-то мешочки надереве и
письмо. Что здесь написано? Я вам прочту:
«Здравствуйте. Я очень рада вам. Я люблю, когда
ко мне приходят гости. Подумайте и скажите: что
меня в земле держит? (Корни). А для чего ещё
они нужны? (Питаться, пить воду из почвы).
– Как вы докажете, что я дерево, а не кустарник? (У
дерева один ствол у всех кустарников их много и
они тоньше). Какие вы молодцы, всё – то вы
знаете. У меня к вам есть просьба: очень мы,
берёзы, любим, послушать песни или стихи, нам
посвященные. Не могли бы вы уважить меня,
рассказать стихотворение».
Стихотворение «Песнь о берёзе»
Из-за ёлки выходит Лесовик (логопед).
Лесовик: Какое красивое
стихотворение. Я не успел зарисовать. Ведь я
стихи учу по рисункам. Давайте я вас научу. Это
очень интересно. (Лесовик достает плакат с
рисунками и заучивает с детьми стихотворение про
берёзу по символам)
– Ну вот, научил я вас. Пойду дальше по делам. До
свиданья!
– Письмо прочитали. А что же в этих мешочках?
Давайте посмотрим. Присаживайтесь и определите,
с каких деревьев детки? (Дети обследуют
мешочки: по запаху и на ощупь, определяют, с
какого дерева ветка. Рассуждают, почему они так
думают?)
– Молодцы! Правильно отгадали. Это тополь и ель.
– Как вы назовете лес, гдерастут ели и сосны? (Хвойный
лес).
– А где растут берёзы, тополя, липы? (Лиственный
лес)
– Что такое смешанный лес? (Лес, где растут
сосна, берёза, ель, рябина...)
– Давайте поиграем. Я буду называть разные
растения, а вы будете
хлопать, когда услышите названия растений,
которые растут в Кемеровской
области.
Яблоня, груша, берёза
Ель, саксаул, облепиха, мимоза
Вишня, черешня лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.
– Знаете вы растения нашей области?
– А знаете ли вы какую пользу приносит лес?
(Кормит людей и животных грибами, ягодами,
орехами.
Лес дает чистый воздух.
Он нужен для отдыха.
В лесу растут лекарственные растения. Из
дерева делают много полезных вещей: мебель,
бумагу, карандаши...)
– Лес – наше богатство. Он так необходим нам, но
встречаются люди, которые безжалостно относятся
к лесу. Может быть они так себя ведут.
потому что не знают правил поведения в лесу?
Возьмите знаки, расставьте их в лесу и расскажите
о чём они говорят. (Знаки: «не разжигайте кости
«не разоряйте птичьи гнёзда», «не ломайте
деревья», «не разрушайте муравейники», «не рвите
цветы» и др.)
– Я принесла веточки которые мы ставили в
окрашенную воду. Что с ними стало? (Середина
синяя или красная)
– Как вы думаете, почему? (Вода была окрашена и,
двигаясь по веточке, окрасила её).
– Так же и в природе. Деревья растут и хорошо себя
чувствуют от чистой влаги и воздуха. Но деревья
погибают от бензина, масел, химикатов.
– Чтобы растения не погибали, воду, если она
загрязнена, надо очищать, фильтровать.
– Давайте попробуем очистить грязную воду. Мы с
вамп лаборанты. Проходите в лабораторию.
Опыт с водой: фильтрование.
– Хорошо поработали. Мы не только знатоки, но и
помощники природы. Я поняла, что вы много знаете о
лесе, любите лес и будете всегда его беречь.
Я с удовольствием вручаю вам значки «Клуба
знатоков природы». На следующей встрече в
«клубе» я расскажу вам... о первоцветах.
– Приглашаю всех гостей.