Цели урока: Уточнение и расширение понятия здоровья и заботы о нем; формирование практических санитарно-гигиенических навыков на основе специальных упражнений и дидактических игр; развитие коммуникативной функции речи; коррекция внимания и логического мышления; коррекция мелкой моторики и физического развития; воспитание положительных эмоций и потребности в воспитании гигиенических навыков.
Оборудование: столы, щетки, расчески с кусочками ваты, мяч, веселая музыка.
Наглядность: волшебная ромашка, кроссворд, словарные слова, карточки, зарядка, плакат с изображением зубов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети входят под музыку и садятся за парты по кругу.
а) Знакомство с темой занятия.
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы будем много разговаривать, играть (сильный стук в дверь, врывается запыхавшийся почтальон Печкин).
Печкин: – Ура! Наконец-то я добрался до вас, за мной гнались какие-то страшные разбойники, еле отбился. Но, вы же, мне поможете? (Да)
Воспитатель: – Ребята, а вы, знаете, кто это? (почтальон Печкин) А откуда вы его знаете? (из м/ф “Простоквашино”).
Печкин: – Да, всё правильно, и сегодня, ребята, у меня к вам есть небольшая посылочка, из далекой волшебной страны, а вот из какой, догадывайтесь сами, иначе посылочку-то не отдам.
б) Разгадывание кроссворда.
Печкин: Вы умеете отгадывать загадки? Я буду загадывать, а ваши ответы буду вписывать в этот кроссворд. Отгадав его, мы узнаем название нашей страны.
- До чего же приятно это– дождик теплый подогретый,
- Гладкое, душистое, моет чисто, чисто,
- Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков,
Ношу их много лет, а счету не знаю,
Не сеют, не сажают, сами вырастают…(Волосы)- Всегда во рту, а не проглотишь… (Язык)
На полу не видно луж, все ребята любят… (Душ)
Нужно, чтоб у каждого было, что это ребята? (Мыло)
И под каждым под зубком, лягут волосы рядком… (Расческа)
Печкин: Давайте прочитаем, что получилось!
(Дети читают хором: страна здоровья).
Воспитатель: – Погодите, ребята, а вы знаете, что такое здоровье? Кто может объяснить? (вывешиваю отдельно словарное слово “Здоровье”)
Здоровье – это правильная работа организма. (Читаем хором.)
в) Знакомство с ромашкой.
Печкин: – Раз вы всё знаете, я могу сказать вам о самом главном. Великие мудрецы из волшебной страны “Здоровье” узнали, что в вашей школе есть дети, которые хотят быть добрыми, умными, здоровыми, и поэтому вам в помощь прислали этот чудесный цветок.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, как он называется? (ромашка)
Печкин: – Это волшебная ромашка, на каждом её лепестке есть надпись, а какая именно – прочитайте сами, а то я очень устал, посижу, отдохну.
Воспитатель: – Давайте прочитаем первую надпись:
1. Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь.
– Что значит эта народная мудрость? (люди желают друг другу здоровья: это добрые пожелания; нужно спрашивать человека, какое у него здоровье; надо говорить ему, что он здоровый, красивый; это как волшебное слово, скажешь, и всё будет хорошо).
Игра “Знакомство”
– Давайте, ребята, поиграем в игру, которая называется “Знакомство”.
а) Организация и взаимодействия детей в группе
– Давайте вспомним этот совет, пожелаем здоровья себе и другим. А поможет нам в этом мячик. Кому он попадет в руки, скажет: “Здравствуйте, меня зовут …, я желаю вам всем здоровья и добра”, а потом передает мяч следующему.
– Молодцы, ребята, я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья.
II. Знакомство с вредными привычками.
– Первый совет ромашки мы выполнили, давайте посмотрим, что написано на следующем лепестке.
1 Берегись вредных привычек.
– Чтобы это значило, ничего не понимаю. (В класс врываются: обжора, плакса, грязнуля, поклонница модных диет.)
Печкин: – Вот-вот, это они гнались за мной, немедленно объяснитесь, кто вы такие?
Обжора:
– Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно,
Ем я всё и без разбора,
Потому что я … (Обжора)
Плакса:
– Ну, а я ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен,
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь,
Главный нытик я из класса,
А зовут меня все … (Плакса)
Грязнуля:
– Не люблю, я, братцы, мыться,
С мылом, щеткой не дружу,
Вот поэтому, ребята,
Вечно грязный я хожу,
И сейчас не потому ли,
Назовут меня … (Грязнулей)
Неряха:
– Честно я скажу ребятам,
Быть опрятным, аккуратным,
Очень трудно…
Самому, сам не знаю, почему.
Вещи всюду я бросаю,
И найти их не могу,
Что схвачу, в том и бегу,
Где штаны, а где рубаха?
Я не знаю, Я … (Неряха)
Поклонница модных диет:
– Я стройна, красива
Всем подруженькам на диво.
Хоть и сил осталось мало.
Ничего почти не ем,
И уж высохла совсем,
Коли есть, не захочу, то наверно полечу,
Я горжусь теперь собой,
Но зовут меня худой.
Воспитатель: – Не нравятся что-то они мне.
Печкин: – И мне, а вам ребята?
Воспитатель: – Давайте ответим вредным привычкам.
1 ребенок:
– Все мы любим умываться,
И опрятно одеваться,
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
2 ребенок:
– К спорту мы не равнодушны,
Аккуратны и послушны,
Вот любимые продукты: витамины, соки, фрукты.
3 ребенок:
– Мы сильны, крепки, красивы –
Все на зависть и на диво:
Хором скажем мы сейчас:
Нет вам места среди нас.
(Вредные привычки уходят с понурыми головами)
Печкин: – Ну, какие же вы, молодцы! А я их испугался.
Воспитатель: – Мы ничего не боимся! Правда?
III. Ознакомление с представлениями о гигиенических навыках
– Но посмотрите, у ромашки есть еще лепестки. Сколько их осталось? (3) Сколько было? (5) Читаем следующий лепесток.
2 “Береги платье снову, а здоровье смолоду”
– Ребята, а как вы понимаете слово снову? (слово на доске, снову – пока новый, пока платье новое).
– Давайте прочитаем и запомним это слово.
Печкин: – А смолоду, вы как понимаете? (слово на доске, смолоду – пока молодой).
Воспитатель: – Что же хочет нам сказать ромашка? Как вы понимаете эту пословицу? (надо стараться не болеть, пока ты маленький)
Игра “Угадай, что я сегодня делаю”
– Правильно, молодцы, чтобы закрепить этот совет, давайте поиграем в театр. Вы знаете, что это такое? (Это искусство постановки произведений)
– А кто есть в театре? (Актеры – играют в сказках, зрители – смотрят спектакли)
– Так вот у нас есть настоящие актеры, сейчас они покажут вам определенные действия без слов, а вы зрители должны будете догадываться, что они означают. (Зарядка, уборка, утренний туалет, одеваться по погоде и слушаться взрослых)
(В это время Печкин раздает двум отстающим детям карточки, объясняет задания)
Задание: выбрать те карточки, которые дружат со здоровьем;
После игры проверяем: если правильно – 2 хлопка, неправильно – 1 хлопок.
– Ребята, для чего мы должны трудиться, следить за чистотой тела, слушаться взрослых? (Чтобы быть здоровыми)
IV. Физминутка
Воспитатель: – Что-то кости заломило, что там, на следующем лепестке?
3. “Делу время – потехе час”
– Как вы понимаете эту пословицу? (Поработали, а теперь пора и отдохнуть)
Печкин: – Вот я посмотрю, как вы зарядку – то делаете утром, а то, наверное, и не умеете ничего?
Воспитатель: – Покажем Печкину (комплекс упражнений по карточкам, Печкин показывает, а все делают)
V. “Чистим зубы” – игра
– Молодцы, вижу, вы знаете, как надо заботиться о своем здоровье, но правильно ли вы это делаете? Давайте проверим, отгадайте загадку:
Волосистою головкой,
В рот она влезает ловко,
И считает зубы наши,
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
– Посмотрите, у вас на столах, в стаканчиках – щетки. Возьмите каждый ту, которую считает нужной. (Щетки: платяная, обувная, зубные щетки: большие и маленькие, старые и новые)
Печкин: – А я бы вот этой почистил. (Берет платяную)
Воспитатель: – Можно ли такой щеткой зубы чистить? (Нет, она для одежды)
Печкин: – Ну, такой точно можно. (Берет старую)
Воспитатель: – Дети, объясните Печкину, почему нельзя? (Старая, много микробов, плохо чистит)
– А какая самая хорошая щетка? (Новая)
– Покажите, как вы чистите зубы. Давайте проведем опыт. У вас у каждого на столе расческа, это ряд зубов, а кусочки ваты между зубьями расчески – остатки пищи. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить зубы так, как вы показали. Что получилось? (вата осталась) А теперь проведите щеткой вверх и вниз. (Ваты не осталось, зубы стали чистыми)
– Теперь вы знаете, как нужно и правильно чистят зубы.
VI. Итог
– Давайте посмотрим, что на последнем лепестке:
“Молодцы, ребята! Вы на самом деле добрые, воспитанные дети, умеете заботиться о своем здоровье”
– Ребята, а давайте мы тоже расскажем ромашке о наших впечатлениях, что понравилось, чему научились, что нового узнали на занятии.
Игра с мячом
– А поможет нам мячик. И начну я с себя – я увидела сегодня, какие вы добрые, как вам хочется чтобы вы и все окружающие были здоровыми, мне было интересно и весело заниматься с вами. (Передаю мяч ребенку)
Печкин: – О чем мы сегодня говорили? (о здоровье) А что такое здоровье?
Воспитатель: – Будем дружить со здоровьем? Как? Очень важно быть здоровыми, вы будете красивыми, опрятными, все будут радоваться за вас. И Печкин и все, все.