Урок литературного чтения по рассказу А.И. Куприна "Белый пудель"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– создать условия для внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения,
– попытаться раскрыть понятие “личность” на примере литературного героя.

Задачи:

– развитие речи, внимания, памяти, мышления,
– учить понимать чувства окружающих, вызвать доброе отношение к людям и животным,
– активизировать самостоятельный поиск информации к уроку,
– отрабатывать умение искать информацию в тексте.

Оборудование:

– детские работы / рисунки к произведению с вопросами, кроссворды, ребусы…/,
– выставка книг / разные издания книги А. И. Куприна “Белый пудель”/,
– презентация,
– листы для характеристики героя.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания:

Учитель:

– Ребята, вы готовились к сегодняшнему занятию: много читали, подготовили рисунки, кроссворды, …

Начнём с биографии автора.

Ученики сообщают те биографические сведения, которые сумели найти

/Где и когда родился А. И. Куприн, сведения о семье, где учился, когда и с какого жанра начал писать …/

Презентация. Слайд 2.

2. Работа с книжной выставкой

Учитель:

– Вы читали рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”.

Вам понравилось это произведение? Какие события вас особо потрясли, удивили, восхитили, взволновали?

/ Выслушать всех желающих/

Ребята, вы принесли книги разного издания.

Расскажите, какие события изображены на обложках ваших книг.

/ Дети по очереди кратко рассказывают/

Слайд 3.

3. Ребусы:

Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.

Учитель: Какой ребус лишний? Почему?

/Возможно, ученики исключат слово “личность”, т. к. это не персонаж данного произведения /

Как вы понимаете слово “личность”?

/Варианты ответов/

Где можно найти объяснение значения данного слова?

/ Толковый словарь/

Учитель: Даже психологи не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Вот одна из точек зрения…

Слайд 8

– Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке литературы говорить о личности? Почему?

Думаю, что мы сегодня ещё вернёмся к понятию “личность”, а пока вспомним содержание рассказа “Белый пудель”.

4. Вопросы по содержанию рассказа/при этом ученики пользуются текстами и доказывают свои ответы цитатами/:

– Сколько артистов в этой труппе?/старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего/

– Кем приходится Сергей старику? /чужой человек/

– Что мы узнаём о родителях Сергея? /мать умерла давно; отец – сапожник, пьяница, отдал сына Мартыну Лодыжкину за рубль в месяц, но вскоре умер/

– Сколько лет они вместе скитаются? /5 лет/

– Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика?

/Сергей, Арто, шарманка/

– Где происходят события рассказа?/в Крыму/

– Как себя чувствует Сергей? Какое у него настроение? /он восхищается красотой природы, он беззаботен и счастлив /

Вспомним, что восхищало в Крыму Сергея:

Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.

– Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик?

/ “Шамашедший”; “Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”/

– Что значит “прописать ижу”?

Сценка “Наказание ученика” /роли исполняют два заранее подготовившиеся ученика/:

Учитель: Петров, отвечай урок!

Петров: /молчит, мычит, мнётся/

Учитель: Петров, подойди сюда.

/ Порет, приговаривая/ – Учи урок! Учи урок!

Слайд 13.
Слайд 14.

/При просмотре слайдов, ученики поясняют их смысл./

– Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку?

/ “Собаками, барыня, не торгую – с”
– Почему старик не продал собаку?

– Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ?

/ “Не всё то продаётся, что покупается”/

– За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто?

/За его беспомощность, “Что нам делать теперь, Серёжа?”/

– Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему?

/ Когда тот рассказал о чужом паспорте/

– Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду?

/ “Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”/

– Что заставляет Сергея спасать собаку?

/Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию…./

– Как меняется Сергей от начала к концу рассказа?

/Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты/:

Характеристика Сергея

в начале рассказа

в конце рассказа

   

Проверка самостоятельной характеристики героя

/ученики зачитывают свои варианты/

Возможный итог/ записывает учитель на доске/:

Характеристика Сергея

в начале рассказа

в конце рассказа

Беззаботный, весёлый, Решительный, смелый, серьёзный,
Чувствует ответственность за других,
Взрослеет, становится ЛИЧНОСТЬЮ

– А как могла бы закончиться эта история, если бы Сергей повёл себя иначе?

– Вспомним, что понимают под словом “личность”

Слайд 15.

Можно ли назвать Сергея “ личностью”? А старика Лодыжкина?

Каким должен быть человек, чтобы его назвали Личностью?

/Можно дома продумать устный (или письменный ) ответ на этот вопрос с примерами из литературы или из жизни/

- Ребята, помогите закончить наш разговор такой известной фразой:

Слайд 16.

Презентация