Цели урока:
– создать условия для внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения,
– попытаться раскрыть понятие “личность” на примере литературного героя.
Задачи:
– развитие речи, внимания, памяти, мышления,
– учить понимать чувства окружающих, вызвать доброе отношение к людям и животным,
– активизировать самостоятельный поиск информации к уроку,
– отрабатывать умение искать информацию в тексте.
Оборудование:
– детские работы / рисунки к произведению с вопросами, кроссворды, ребусы…/,
– выставка книг / разные издания книги А. И. Куприна “Белый пудель”/,
– презентация,
– листы для характеристики героя.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
Учитель:
– Ребята, вы готовились к сегодняшнему занятию: много читали, подготовили рисунки, кроссворды, …
Начнём с биографии автора.
Ученики сообщают те биографические сведения, которые сумели найти
/Где и когда родился А. И. Куприн, сведения о семье, где учился, когда и с какого жанра начал писать …/
Презентация. Слайд 2.
2. Работа с книжной выставкой
Учитель:
– Вы читали рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”.
Вам понравилось это произведение? Какие события вас особо потрясли, удивили, восхитили, взволновали?
/ Выслушать всех желающих/
Ребята, вы принесли книги разного издания.
Расскажите, какие события изображены на обложках ваших книг.
/ Дети по очереди кратко рассказывают/
Слайд 3.
3. Ребусы:
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Учитель: Какой ребус лишний? Почему?
/Возможно, ученики исключат слово “личность”, т. к. это не персонаж данного произведения /
Как вы понимаете слово “личность”?
/Варианты ответов/
Где можно найти объяснение значения данного слова?
/ Толковый словарь/
Учитель: Даже психологи не дают однозначного ответа на этот вопрос.
Вот одна из точек зрения…
Слайд 8
– Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке литературы говорить о личности? Почему?
Думаю, что мы сегодня ещё вернёмся к понятию “личность”, а пока вспомним содержание рассказа “Белый пудель”.
4. Вопросы по содержанию рассказа/при этом ученики пользуются текстами и доказывают свои ответы цитатами/:– Сколько артистов в этой труппе?/старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего/
– Кем приходится Сергей старику? /чужой человек/
– Что мы узнаём о родителях Сергея? /мать умерла давно; отец – сапожник, пьяница, отдал сына Мартыну Лодыжкину за рубль в месяц, но вскоре умер/
– Сколько лет они вместе скитаются? /5 лет/
– Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика?
/Сергей, Арто, шарманка/
– Где происходят события рассказа?/в Крыму/
– Как себя чувствует Сергей? Какое у него настроение? /он восхищается красотой природы, он беззаботен и счастлив /
Вспомним, что восхищало в Крыму Сергея:
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
– Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик?
/ “Шамашедший”; “Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”/
– Что значит “прописать ижу”?
Сценка “Наказание ученика” /роли исполняют два заранее подготовившиеся ученика/:
Учитель: Петров, отвечай урок!
Петров: /молчит, мычит, мнётся/
Учитель: Петров, подойди сюда.
/ Порет, приговаривая/ – Учи урок! Учи урок!
Слайд 13.
Слайд 14.
/При просмотре слайдов, ученики поясняют их смысл./
– Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку?
/ “Собаками, барыня, не торгую – с”
– Почему старик не продал собаку?
– Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ?
/ “Не всё то продаётся, что покупается”/
– За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто?
/За его беспомощность, “Что нам делать теперь, Серёжа?”/
– Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему?
/ Когда тот рассказал о чужом паспорте/
– Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду?
/ “Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”/
– Что заставляет Сергея спасать собаку?
/Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию…./
– Как меняется Сергей от начала к концу рассказа?
/Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты/:
Характеристика Сергея
в начале рассказа |
в конце рассказа |
Проверка самостоятельной характеристики героя
/ученики зачитывают свои варианты/
Возможный итог/ записывает учитель на доске/:
Характеристика Сергея
в начале рассказа |
в конце рассказа |
Беззаботный, весёлый, | Решительный, смелый, серьёзный, Чувствует ответственность за других, Взрослеет, становится ЛИЧНОСТЬЮ |
– А как могла бы закончиться эта история, если бы Сергей повёл себя иначе?
– Вспомним, что понимают под словом “личность”
Слайд 15.
Можно ли назвать Сергея “ личностью”? А старика Лодыжкина?
Каким должен быть человек, чтобы его назвали Личностью?
/Можно дома продумать устный (или письменный ) ответ на этот вопрос с примерами из литературы или из жизни/
- Ребята, помогите закончить наш разговор такой известной фразой:
Слайд 16.