Цели урока:
- Познакомить с жизнью и творчеством А.П. Гайдара;
- Учить размышлять на философские вопросы жизни
- на основе произведения и поступков героев;
- Воспитывать интерес к чтению литературных произведений.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Ребята сегодня на уроке мы начнем с вами знакомство с повестью А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (Слайд 1)
2. Знакомство с биографией.
Кто такой Гайдар?
Когда идет в далекий трудный путь корабль, на носу его, зорко вглядываясь вдаль, не сводя глаз с горизонта, несут свою службу впередсмотрящие. Самым бдительным, верным и опытным доверяют моряки этот пост.
Когда в давние времена шли в походы воины – конники, они посылали вперед всадника.
Это всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.
Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар (настоящая его фамилия Голиков). (Слайд 2).
Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный многоговорящий псевдоним.
Немного о биографии Гайдара вам расскажут ваши одноклассники.
1 ученик.
А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война.
В ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет. (Слайд 3)
2 ученик.
Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе.
В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе.
Он становится детским писателем.
3 ученик.
Гайдар подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против разгильдяев и жуликов. (Слайд 4)
Гайдар жил как солдат и умер на боевом посту.
В октябре 1941 года по заданию редакции он оказался в партизанском отряде. Однажды небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Пулеметная очередь пробила его сердце. Так погиб Гайдар.
Учитель. Повесть “Тимур и его команда” была написана в 1940 году, книга вышла в свет в 1941 году. В 40 – м году в Европе уже шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы.
Наступило трудное, горькое, героическое время.
Встал вопрос: что же должен делать каждый
человек?
Вопрос этот волновал не только взрослых, но и
детей.
Повесть А.П. Гайдара помогла детям ответить на
этот вопрос.
Прочитав эту повесть, мы с вами узнаем о жизни
детей в те далекие времена.
а) чтение 1 части (стр.7,8)
С какими героями мы познакомились, прочитав отрывок?
Что вы узнали о Жене и Ольге?
Где был их отец?
Что должна была сделать Женя?
Словарная работа. (Слайд 5)
В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам?
Керосинка – нагревательный прибор с фитилем
Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь.
Примус – прибор для приготовления пищи.
Что вы можете сказать об этих словах? (архаизмы)
б) Ольга поехала на дачу, а Женя пока осталась в городе. Хочется ли вам узнать, что произойдет дальше?
Чтение произведения (стр. 8 – 15)
Проверка восприятия.
А сейчас мы проведем небольшую самопроверку того, как внимательно вы читали текст.
Тест: (Слайд 6)
1. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал
а) рыжий котенок;
б) букет цветов;
в) чемодан.
2. Ольга открыла террасу. Отсюда был виден запущенный сад. Над крышею сарая развевался маленький
а) белый флаг; б) красный флаг; в) синий флаг.
3. Ольга вернулась к машине. Тут к ней подскочила
а) маленькая девочка;
б) бойкая старая женщина.
4. Ольга пробралась в орешник. Что такое? Флага уже не было, там
а) сидел мальчишка; б) торчала только палка; в) был флажок другого цвета.
5. Она вернулась к крыльцу. Молочница ей объяснила:
а) это ребятишки по чужим огородам озоруют; б) в деревне объявились странные люди.
6. В сумерки, когда уборка была окончена, Ольга вышла на крыльцо и достала
а) аккордеон; б) гитару; в) скрипку.
7 Из-за куста вышел человек
а) в белом костюме; б) военной форме; в) спортивном костюме.
8. Он сказал, что его зовут
а) Георгий Гараев; б) Николай Гараев; в) Евгений Гараев.
9. Ольга и молодой человек
а) встретили Женю; б) не дождались девочку.
Проверка по ключу. (Слайд 7)
Почему же Ольга и Георгий не встретили Женю? Что с ней случилось?
Вспомните, какой случай произошел на перроне?
У нас появляются новые герои: Георгий и Мишка Квакин.
Понравился ли вам Квакин? Почему?
Из слов Квакина мы узнали, что у Георгия есть племянник Тимка Гараев.
Что сказал Квакин про Тимку?
Физминутка.
Итак, мы остановились с вами на эпизоде, в котором рассказывается, что Женя крепко уснула в чужом доме. Продолжим чтение.
Чтение (стр. 15 – 16)
Работа по прочитанному.
Можете ли вы предположить, в чьем же доме оказалась Женя?
Да, действительно, по – видимому. Тимур это и есть тот Тимка, о котором говорил Мишка Квакин.
Мы еще не знаем этого героя, но можете ли вы про него что – нибудь сказать?
Какой он?
Но с Женей снова приключается неприятность. Какая?
Как дальше поступит девочка?
Прочитаем об этом дальше.
Чтение (стр. 16 – 19)
Проверка восприятия.
От кого Женя получает записку? Что в ней написано?
Итог урока.Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”?
Перечислите героев, с которыми мы познакомились?
(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин) (Слайд 8)
Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?
Тимур – олицетворение хорошего, доброго.
Мишка Квакин – злого.
Вероятно добру и злу предстоит столкнутся.
Кто же одержит победу в этом противостоянии? Мы с вами узнаем, прочитав повесть
“Тимур и его команда”