Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, нуждающихся в поддержке государства на сегодняшний день, являются приоритетными в образовательной политике нашего города.
Актуальность проблемы подготовки детей к активной жизни совершенно очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности учащегося, умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной успешности, его социальной востребованности. Поэтому мы рассматриваем современное образовательное учреждение как социальный институт, который призван на деле, защищать права, свободу и достоинства каждого ребёнка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного – социального развития и становления. И его задача – создать условия для успешной социализации личности учащегося, которые могут реализовываться через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Социализации личности воспитанников способствуют предметная деятельность, внешкольная и внеклассная работа, деятельность детских организаций. Особо важная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования. Социальная адаптация детей сирот в этом случае направлена на максимальное расширение сферы их досуга.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребенке, в его самосознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Это дает воспитанникам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, обеспечивающего достижение успеха в соответствии с собственными способностями.
Дополнительное образование получило должное развитие в учреждениях интернатного типа нашего города. С каждым годом возрастает роль дополнительного образования школьников, в рамках которого решаются такие серьезные проблемы, как организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. В учреждениях работают кружки и объединениях по интересам, которыми руководят воспитатели и педагоги учреждений. Практика показывает, что дети, которые заняты длительное время различной кружковой деятельностью, более успешны в учебной и трудовой деятельности. Работы детей-сирот из изостудий, кружков по бисероплетению, росписи по дереву являются неоднократными призерами многих городских и областных выставок.
Вместе с тем, увеличение числа кружков, функционирующих на базе учреждений, помимо положительного эффекта имеет и отрицательный момент, так как происходит ограничение социальных контактов ребенка, что приводит к изолированности от реального мира за стенами учреждения. Лишенные семьи дети отличаются от обычных в своей ценностной и поведенческой сферах. Общение воспитанников с детьми общеобразовательных учреждений строиться по типу "обычные дети" и “детдомовские” вызывают ощущения отличности и ограниченности у ребенка.
Для решения данной проблемы педагогические коллективы учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества, школ– интернатов №3, 4, детского дома №6,социально-реабилитационного центра, приступили к разработке программы сотрудничества. Необходимость сотрудничества продиктована общими проблемами, задачами образовательных учреждений по обучению и воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Возникла необходимость параллельно решать целый комплекс задач: создание партнерских отношений на основе договора о сотрудничестве с учреждениями культуры, спортивными клубами, общественными организациями, включение их потенциала в систему воспитательного воздействия на воспитанников. Данный подход предполагает выход не только за рамки классной формы организации образовательного процесса, но и за рамки учреждения. У нас появилось четкое понимание потребностей такого ребенка, например, в общении и друзьях вне интерната, детского дома. Такое общение дает ребенку возможность расширить круг общения. Это, в свою очередь, помогает избежать проявления "чувства стаи", которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества. И позволяет ребенку почувствовать настоящую жизнь и подготовиться к ней. Поэтому так важно вовремя смягчить те различия, которые возникли из-за разницы воспитания ребенка в условиях учреждения и домашних условиях. Важно, чтобы общество не представлялось ребенку заведомо враждебным, чтобы не возникло ощущения "МЫ-ОНИ". Социальная адаптация способствует сглаживанию детской агрессивности, уменьшению конфликтности.
Важным моментом в организация этих мероприятий (коллективные творческих дело, подготовка праздников и приглашение для участия в них детей совместное проведение спортивных мероприятий и соревнований, выступления с концертными номерами на различных фестивалях детского творчества, участие в выставках и конкурсах) является то, что мы часто объединяем детей и подростков из других образовательных учреждений, интернатного типа с обычными домашними ребятами общеобразовательных школ микрорайона и детьми наших сотрудников. Во всяком случае, нет эффекта “это мы, а это чужие”. Потому, что деятельность детей протекает в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок).
Развитие деятельности продолжается путем поиска новых форм взаимодействия педагогов и детей, обновления содержания мероприятий. Учитывая то, что проблема социализации воспитанников является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых, а выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных детей. В 2009 году возникла идея включения в работу ребят старших классов школы интернат №3 в эксперимент по реализации программы предпрофильной подготовки ориентационного курса “Человек и профессия”, призванного решать вопросы профориентации подростков с проблемами здоровья: личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии. Результаты тестов, наблюдений, составленные ребятами портфолио, и огромный интерес воспитанников свидетельствует о том, что мы ведем работу в правильном направлении. К эксперименту по реализации программы предпрофильной подготовки ориентационного курса “Человек и профессия” подключились все учреждения интернатного типа района.
Важную роль в развитии ребенка, занимающегося творчеством, играют конкурсы и спортивные состязания. Мы разработали Положение о городском фестивале детского творчества “Мы можем все”, в котором принимают участие все детские дома и школы-интернаты города. За эти годы фестиваль претерпел большие изменения. Существенно повысился уровень подготовки участников. Участие в различных номинациях фестиваля позволило активизировать работу кружков эстетического профиля. Появились новые зрители: учащиеся колледжей, ПУ.
Ребятам из детских домов, приютов, школ– интернатов очень трудно найти себя в обществе ещё и потому, что само общество их вытесняет. Старается не замечать или, наоборот, замечать всё самое отрицательное. К ним предвзятое отношение со стороны учителей и родителей других учеников. Общественное мнение в основном складывается из того, что показывают по телевизору или говорят по радио, пишут в газетах. Что мы можем там увидеть? Конечно, негатив. Одним сплошным потоком. Наркоманы, воры, малообразованные… Мы же напротив, пытаемся разрушить сложившиеся стереотипы. В целях привлечения общественного внимания, повышения социального престижа личности воспитанника интернатного учреждения, повышения его собственной самооценки, к совместным ключевым мероприятиям по воспитательной работе, акциям, операциям тимуровских отрядов ребят, своевременно освещаем в выпусках новостей городских телеканалов, в статьях и заметках местных газет. Выявление интересов детей показало, что возможность побывать в раз роли, новой позиции, реализация своих умений, замыслов, идей, проявляют максимум фантазии, ответственности.
Практика работы способствует получению следующих результатов, в рамках конкурсного движения существенно активизировалось участие детей учреждений интернатного типа в конкурсах различного уровня: международный уровень 2 конкурса -1 учреждение, всероссийский – 6 конкурсов-8 учреждений; областной 6 конкурсов-9 учреждений, городской 4конкурса -9 учреждений, в семи конкурсах заняли призовые места (за период сентябрь – январь 2011 года).
Данные об участии в конкурсном движении воспитателей и их воспитанников за последние три года свидетельствуют о высоком потенциале, мотивации к творческому росту, повышению социального статуса, самооценки и желании самовыражения.
Таким образом, продуманная, творческая, системная работа по реализации программы сотрудничества дополнительного образования детей и учреждений интернатного типа, способствует успешной социализации детей, нуждающихся в поддержке государства. У детей формируется позитивное отношение к себе, возникает умение общаться с разными людьми, формируется адекватное восприятие социума, нравственная позиция, позитивное отношение к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности.