МДОУ “Детский сад №4” г. Соликамска является учреждением присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с квалифицированным лечением детей, инфицированных микробактериями туберкулеза.
Программа развития дошкольного учреждения на 2006-2010 годы ставит генеральной целью развития ДОУ: создание детского сада Здоровья.
В дошкольном учреждении создана модель системы здоровьесберегающей деятельности.
Административное обеспечение и управление здоровьесберегающей деятельностью осуществляется в следующих направлениях:
– формирование педагогической команды и
поддержка человеческого ресурса;
– инициирование и поддержка инновационных
начинаний и другой творческой педагогической
деятельности, направленной на улучшение
качества и поддержания образования;
– организация лечебно-оздоровительного
процесса наравне с образовательным;
– обеспечение финансовых и материальных
ресурсов; стратегическое планирование
деятельности и развитие организации.
В условиях современного образовательного процесса ведется работа по организации в дошкольном учреждении ЗСД, которая позволит повысить эффективность качества образования.
Основные задачи:
- Создать систему управления, обеспечивающую оптимизацию социально-оздоровительного направления ДОУ;
- Отладить систему повышения профессионализма педагогов в области здоровьесбережения детей, грамотного ведения образовательного процесса;
Для решения данных задач создана система работы с педагогами по обеспечению здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Направления системы работы:
Педагогическая команда и человеческий капитал.
Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует “Программа повышения профессионального мастерства и компетентности”.
Она включает в себя такие мероприятия, как:
– постоянно действующий образовательный
психолого-педагогический семинар по наиболее
актуальным вопросам дошкольного детства;
– педагогические чтения по тематике творческих
интересов и аттестационных работ педагогов ДОУ;
– социально-психологический тренинг
профессионального мастерства;
– активно внедряются различные педагогические
интерактивные формы: деловые игры, дискуссии,
обучающий и видеотренинг.
Изменения в структуре управляющей системы заключаются в организации работы творческих и проблемных групп внутри дошкольного учреждения:
– творческая группа по созданию вариантов
гибкого режима дня для каждого возраста;
– группа по разработке целевой программы
“Образование и здоровье”;
– проблемная группа по разработке модели
двигательной активности;
– группа по апробации интерактивных форм работы
с родителями:
Название | Участники | Цель |
Школа молодой семьи | Молодые семьи с детьми 2-3 лет | Содействовать повышению общего уровня компетентности родителей в вопросах нервно-психического развития детей. |
Клуб “Здравствуй!” | Родители и дети подготовительной группы | Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей. |
Музыкально-театральная гостиная | Родители и дети 4-6 лет | Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном пространстве “детский сад – семья”, в формировании детских увлечений. |
– творческая группа по использованию проектной деятельности в образовательном процессе.
Результатом работы этой группы явилась разработка проекта “Зеленейка”, цель которого: организация оздоровительной зоны на территории ДОУ с учетом особенностей контингента воспитанников. Данный проект реализуется два года и на сегодняшний день имеет хорошие промежуточные результаты:
- При помощи студентов факультета ландшафта и дизайна СТТ создан план озеленения территории ДОУ.
- Проведен конкурс среди педагогов ДОУ на лучшее название зеленой оздоровительной зоны. Была подана 41 заявка.
- Составлен план обустройства физкультурной площадки в соответствии с методическими рекомендациями и площадью.
- Организована работа по финансированию проекта. Средства на озеленение осенью 2005 года выделило МУ “Управление по охране окружающей среды и природопользованию г. Соликамска”. Посадочный материал был закуплен в МУП “Дендрарий”.
- Советом родителей ДОУ принято решение об ежегодном проведении. 2-х субботников по благоустройству территории (май, сентябрь).
- Вырублено и выкорчевано 46 старых кустов сирени, акации и волчьих ягод .
- Посажены саженцы деревьев: ели – 15; сосны 15; рябины – 20.
- Силами родителей полностью заменено оборудование на участке средней группы, они же подвезли песок в новую песочницу.
- Разбиты новые цветники и клумбы .
- Отреставрирована скульптура медведя. Из белого северного он превратился в местного бурого.
В 2007 году запущен проект “Наши традиции”, активное участие в котором приняли родители детей старшего возраста. Его целью является привлечение родительской общественности к активному участию в создании культурных традиций детского сада.
В данный период мы занимаемся разработкой единого образовательного пространства: разрабатываем методический проект для детей 2-7 лет. Рабочее название его “Ты да я, да мы с тобой”. Целью данного проекта является разработка форм индивидуального сопровождения детей в ДОУ присмотра и оздоровления.
Одним из ожидаемых результатов является создание единого пространства с соматическими ДОУ.
Деятельность узких специалистов направлена не только на образовательный процесс, но и на повышение квалификации воспитателей. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуального сопровождения педагога. Психолог, сопровождая педагога, вместе с ним достигает определенных результатов в работе: улучшение самочувствия педагога и снятие внутреннего напряжения, обсуждение проблемных ситуаций в работе и выработка эффективных способов их разрешения, поднятие общего тонуса и как следствие, улучшение здоровья.
Педагог-психолог
- проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
- формирование психологической культуры;
- консультирование по вопросам практического применения психологии.
Музыкальный руководитель
- развитие эмоциональной сферы педагогов с помощью “Психогимнастики” М. Чистяковой;
- создание психологического комфорта, учет голосовых данных педагогов при работе с детьми через программу Т.Тютюнниковой “Элементарное музицирование”.
Инструктор по физической культуре
- организация и ведение группы здоровья “Помоги себе сам”;
- консультирование по вопросам правильного питания.
Учитель -логопед
- Консультирование по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям;
- Проведение заседаний литературной гостиной.
Педагоги Детского сада систематически повышают свою квалификацию по здоровьесберегающей деятельности.
ДОУ является базой проведения практических занятий для работников дошкольного образования города по актуальным проблемам сохранения и укрепления здоровья детей: в детском саду проведены семинары:
“Построение образовательного процесса детей раннего возраста”, “Профилактика дезадаптивного поведения старших дошкольников.
Созданы авторизованные программы и методические пособия.
№ п/п |
Авторские образовательные программы, методики и технологии |
Показатели эффективности их реализации |
Результативность |
1. | Программа “Образование и здоровье” (Н.В.Домрачева) | Определена целесообразность форм здоровьесберегающей деятельности в МДОУ (количество, периодичность, взаимосвязь). | *снижение уровня заболеваемости детей за время действия программы на 12%; *снижение количества часто болеющих детей с 4,59% до 0,98% в 2007 году. |
2. | Программа “Педагогическая профилактика наркотизма в старшем дошкольном возрасте” (Л.И.Новикова) | Предупреждение наркотизма тесно связано с воспитанием общей культуры здоровья. | *диагностика результативности профилактической работы в подготовительной группе показал рост уровня знаний детей к концу каждого учебного года (с 2002 г.) до 100%. |
3. | Методическое пособие по разделу “Ознакомление с окружающим” для детей 3-4 лет (Н.В.Домрачева) | Обеспечение преемственности программ по здоровьесбережению. | *диагностика валеологической образованности детей, начиная с 2002 года, выявила высокий ежегодный уровень знаний детей (89-93%). |
Пятый год ведется работа с педагогами по обеспечению здоровьесберегающей деятельности детей с туберкулезной интоксикацией.
Результаты мы видим в:
- Снижении уровня заболеваемости воспитанников за последние три года на 12%;
- Уменьшении возврата детей на повторное лечение за последние три года с 8% до 4,5%;
- Возросшем уровне валеологических знаний детей 6-7 лет за последние три года с 83% до 92%;
- Полной укомплектованности психолого-педагогическими и медицинскими кадрами;
- Снижении пропусков по больничным листам сотрудниками за последние три года на 20,5%;
- Компетентности и профессионализме воспитателей и узких специалистов: 7 человек аттестованы на 1 квалификационную категорию 1 на высшую, остальные на вторую и готовятся к повышению квалификации в 2007-2008 учебном году 4 педагога.