Система работы с педагогами по обеспечению здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


МДОУ “Детский сад №4” г. Соликамска является учреждением присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с квалифицированным лечением детей, инфицированных микробактериями туберкулеза.

Программа развития дошкольного учреждения на 2006-2010 годы ставит генеральной целью развития ДОУ: создание детского сада Здоровья.

В дошкольном учреждении создана модель системы здоровьесберегающей деятельности.

Административное обеспечение и управление здоровьесберегающей деятельностью осуществляется в следующих направлениях:

– формирование педагогической команды и поддержка человеческого ресурса;
– инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и поддержания образования;
– организация лечебно-оздоровительного процесса наравне с образовательным;
– обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации.

В условиях современного образовательного процесса ведется работа по организации в дошкольном учреждении ЗСД, которая позволит повысить эффективность качества образования.

Основные задачи:

  1. Создать систему управления, обеспечивающую оптимизацию социально-оздоровительного направления ДОУ;
  2. Отладить систему повышения профессионализма педагогов в области здоровьесбережения детей, грамотного ведения образовательного процесса;

Для решения данных задач создана система работы с педагогами по обеспечению здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Направления системы работы:

Педагогическая команда и человеческий капитал.

Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует “Программа повышения профессионального мастерства и компетентности”.

Она включает в себя такие мероприятия, как:

– постоянно действующий образовательный психолого-педагогический семинар по наиболее актуальным вопросам дошкольного детства;
– педагогические чтения по тематике творческих интересов и аттестационных работ педагогов ДОУ;
– социально-психологический тренинг профессионального мастерства;
– активно внедряются различные педагогические интерактивные формы: деловые игры, дискуссии, обучающий и видеотренинг.

Изменения в структуре управляющей системы заключаются в организации работы творческих и проблемных групп внутри дошкольного учреждения:

– творческая группа по созданию вариантов гибкого режима дня для каждого возраста;
– группа по разработке целевой программы “Образование и здоровье”;
– проблемная группа по разработке модели двигательной активности;
– группа по апробации интерактивных форм работы с родителями:

Название Участники Цель
Школа молодой семьи Молодые семьи с детьми 2-3 лет Содействовать повышению общего уровня компетентности родителей в вопросах нервно-психического развития детей.
Клуб “Здравствуй!” Родители и дети подготовительной группы Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.
Музыкально-театральная гостиная Родители и дети 4-6 лет Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном пространстве “детский сад – семья”, в формировании детских увлечений.

– творческая группа по использованию проектной деятельности в образовательном процессе.

Результатом работы этой группы явилась разработка проекта “Зеленейка”, цель которого: организация оздоровительной зоны на территории ДОУ с учетом особенностей контингента воспитанников. Данный проект реализуется два года и на сегодняшний день имеет хорошие промежуточные результаты:

  1. При помощи студентов факультета ландшафта и дизайна СТТ создан план озеленения территории ДОУ.
  2. Проведен конкурс среди педагогов ДОУ на лучшее название зеленой оздоровительной зоны. Была подана 41 заявка.
  3. Составлен план обустройства физкультурной площадки в соответствии с методическими рекомендациями и площадью.
  4. Организована работа по финансированию проекта. Средства на озеленение осенью 2005 года выделило МУ “Управление по охране окружающей среды и природопользованию г. Соликамска”. Посадочный материал был закуплен в МУП “Дендрарий”.
  5. Советом родителей ДОУ принято решение об ежегодном проведении. 2-х субботников по благоустройству территории (май, сентябрь).
  6. Вырублено и выкорчевано 46 старых кустов сирени, акации и волчьих ягод .
  7. Посажены саженцы деревьев: ели – 15; сосны 15; рябины – 20.
  8. Силами родителей полностью заменено оборудование на участке средней группы, они же подвезли песок в новую песочницу.
  9. Разбиты новые цветники и клумбы .
  10. Отреставрирована скульптура медведя. Из белого северного он превратился в местного бурого.

В 2007 году запущен проект “Наши традиции”, активное участие в котором приняли родители детей старшего возраста. Его целью является привлечение родительской общественности к активному участию в создании культурных традиций детского сада.

В данный период мы занимаемся разработкой единого образовательного пространства: разрабатываем методический проект для детей 2-7 лет. Рабочее название его “Ты да я, да мы с тобой”. Целью данного проекта является разработка форм индивидуального сопровождения детей в ДОУ присмотра и оздоровления.

Одним из ожидаемых результатов является создание единого пространства с соматическими ДОУ.

Деятельность узких специалистов направлена не только на образовательный процесс, но и на повышение квалификации воспитателей. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуального сопровождения педагога. Психолог, сопровождая педагога, вместе с ним достигает определенных результатов в работе: улучшение самочувствия педагога и снятие внутреннего напряжения, обсуждение проблемных ситуаций в работе и выработка эффективных способов их разрешения, поднятие общего тонуса и как следствие, улучшение здоровья.

Педагог-психолог

  • проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
  • формирование психологической культуры;
  • консультирование по вопросам практического применения психологии.

Музыкальный руководитель

  • развитие эмоциональной сферы педагогов с помощью “Психогимнастики” М. Чистяковой;
  • создание психологического комфорта, учет голосовых данных педагогов при работе с детьми через программу Т.Тютюнниковой “Элементарное музицирование”.

Инструктор по физической культуре

  • организация и ведение группы здоровья “Помоги себе сам”;
  • консультирование по вопросам правильного питания.

Учитель -логопед

  • Консультирование по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям;
  • Проведение заседаний литературной гостиной.

Педагоги Детского сада систематически повышают свою квалификацию по здоровьесберегающей деятельности.

ДОУ является базой проведения практических занятий для работников дошкольного образования города по актуальным проблемам сохранения и укрепления здоровья детей: в детском саду проведены семинары:

“Построение образовательного процесса детей раннего возраста”, “Профилактика дезадаптивного поведения старших дошкольников.

Созданы авторизованные программы и методические пособия.

№ п/п

Авторские образовательные программы, методики и технологии

Показатели эффективности их реализации

Результативность

1. Программа “Образование и здоровье” (Н.В.Домрачева) Определена целесообразность форм здоровьесберегающей деятельности в МДОУ (количество, периодичность, взаимосвязь). *снижение уровня заболеваемости детей за время действия программы на 12%; *снижение количества часто болеющих детей с 4,59% до 0,98% в 2007 году.
2. Программа “Педагогическая профилактика наркотизма в старшем дошкольном возрасте” (Л.И.Новикова) Предупреждение наркотизма тесно связано с воспитанием общей культуры здоровья. *диагностика результативности профилактической работы в подготовительной группе показал рост уровня знаний детей к концу каждого учебного года (с 2002 г.) до 100%.
3. Методическое пособие по разделу “Ознакомление с окружающим” для детей 3-4 лет (Н.В.Домрачева) Обеспечение преемственности программ по здоровьесбережению. *диагностика валеологической образованности детей, начиная с 2002 года, выявила высокий ежегодный уровень знаний детей (89-93%).

Пятый год ведется работа с педагогами по обеспечению здоровьесберегающей деятельности детей с туберкулезной интоксикацией.

Результаты мы видим в:

  • Снижении уровня заболеваемости воспитанников за последние три года на 12%;
  • Уменьшении возврата детей на повторное лечение за последние три года с 8% до 4,5%;
  • Возросшем уровне валеологических знаний детей 6-7 лет за последние три года с 83% до 92%;
  • Полной укомплектованности психолого-педагогическими и медицинскими кадрами;
  • Снижении пропусков по больничным листам сотрудниками за последние три года на 20,5%;
  • Компетентности и профессионализме воспитателей и узких специалистов: 7 человек аттестованы на 1 квалификационную категорию 1 на высшую, остальные на вторую и готовятся к повышению квалификации в 2007-2008 учебном году 4 педагога.